Источники по истории русского неоренессанса

Елена Радашевич
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО НЕОРЕНЕССАНСА В РАБОТАХ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Архитектурный стиль неоренессанс как одно из направлений эклектизма, зародился и получил большую популярность в XIX веке в Европе в следствие широко проявившегося в то время тяготения к историзму.
В России, во второй половине XIX века неоренессанс также получает большое распространение, особенно в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Тем не менее, по сравнению с другими архитектурными направлениями, неоренессанс исследован в наименьшей степени, хотя по своей значимости он не уступает, а возможно, даже превосходит другие архитектурные направления XIX века в России, которым в научной литературе уделено значительно большее внимание.
В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть основные отечественные работы по истории неоренессанса и проанализировать источниковую базу этих работ.
Неоренессанс как отдельное архитектурное направление начинают выделять только во второй половине  XIX века. Современники же  рассматривали новое направление «эклектика» в целом лишь как эстетическую функцию новой, рациональной, архитектуры, пришедшей на смену непрактичному классицизму. Например выдающийся русский инженер и архитектор А.К. Красовский (1817-1875) пришел к выводу о том, что прогресс строительной техники, появление новых строительных материалов и конструкций, должны оказать определяющее воздействие на развитие новых архитектурных форм, и, в конечном итоге — на формирование нового архитектурного стиля.
В книге русского и советского художника, выдающегося искусствоведа, И.Э Грабаря (1871-1960) «Петербургская архитектура в XVII И XIX веках»  о неоренессансе говорится уже как об отдельном направлении в архитектуре, которое, к тому же, имеет два разных направления и их последователей: архитектор А. Брюллов тяготел к раннему итальянскому ренессансу, а О. Монферран использовал мотивы зрелого ренессанса XVI века. К сожалению в этом труде не указаны те источники, которые использовал автор в своей работе.
В трудах наших современников стиль неоренессанс изучен намного лучше. Особого внимания заслуживают работы историка архитектуры Б.М. Кирикова и известного петербургского историка искусства В.Г. Лисовского.
Важным стимулом для изучения памятников архитектуры, в том числе и памятников неоренесанса в российских столицах, стало издание каталогов архивных документов по истории памятников архитектуры и градостоительства Москвы, Ленинграда и их пригородов. В этих каталогах учтены с большой степенью полноты документы РГИА, РГАДА, РГАВМФ, РГВИА, ЦГА СПб, а также частично РГАЭ и др. архивов.
В монографии Б.М. Кирикова «Архитектура Петербурга конца XIX – начала XX века. Эклектика. Модерн. Классицизм»  дается подробное описание развития архитектуры и градостроительства за указанный период времени. На фоне общего анализа предпосылок возникновения нового типа городской застройки в середине XIXв. и, как следствие, появления новых архитектурных стилей, дается общая характеристика стиля неоренессанс как одного из направлений эклектики. Автор использует в своей работе документы Российского государственного исторического архива (РГИА) – фонды: 562 (Строительная комиссия МФ), 1287 (Хозяйственный департамент МВД), 1293 (Техническо-строительный комитет МВД); Центрального  государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) — фонды 513 (Петроградской городской управы, главным образом документы по оп. 102 – строительного отделения управы)), 528 (Петроградское общество архитекторов) и архива Комитета по государственному использованию и охране памятников (КГИОП) Санкт-Петербурга.
В качестве примера строительства зданий в стиле неоренессанс, о которых идет речь в книге, можно привести дом купца М.И. Вавельберга на Невском проспекте, 7-9. Здание возведено в 1911-1912 годах архитектором М.М. Перетятковичем  и является весьма удачным примером стилизаторства. Дом этот петербуржцы сразу же окрестили «Дворцом дожей».  Но, как говорил сам Перетяткович, он «имел в виду не специально Палаццо дожей, но вообще готический стиль, тот, который встречается в Северной Италии», а «верхняя часть дома выстроена в характере раннего Возрождения».  В книге того же автора «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга»  на примере таких образцов как Московский вокзал, Ново-Михайловский дворец, дворец великого князя Владимира Александровича, водонапорная башня и др. дается описание стиля неоренессанс и ренессансных мотивов в эклектике. В этой работе автор не приводит ссылок на архивные материалы, а опирается только на имеющиеся по данной теме научные публикации.
В.Г. Лисовский в своей монографии «Санкт-Петербург. Очерки архитектурной истории города.»  в соответствующих главах, также использовал материалы РГИА — фонды: 207 (Особенная канцелярия главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий), 356 (Управление Полесских железных дорог МПС), 789(Академия художеств МИДВ), 1293, и ЦГИА СПб — фонды: 184 (Институт гражданских инженеров), 478 (Петроградский политехнический институт), 513 (Петроградская городская управа), 582 (Петроградское Фребелевское общество). Автор предпринял подробный искусствоведческий анализ развития стиля неоренессанс в Санкт-Петербурге. Под описание стиля не  отводится отдельной главы, а приводится общий обзор сосуществования различных архитектурных стилей в определенный отрезок времени.
Но, пожалуй, самый большой вклад в изучение стиля неоренессанс внес петербургский искусствовед, историк архитектуры, А.Л. Пунин. Труды этого автора дают наиболее обширную информацию по истории развития и особенностям архитектурного стиля неоренессанс. В своих монографиях «Архитектурные памятники Петербурга. Вторая половина  XIX века»  и «Архитектура Петербурга середины XIX века» , которые во многом перекликаются между собой, Пунин подробно рассматривает все архитектурные направления указанного периода, включая неоренессанс, как, выделяя для этого отдедьные главы , так и в контексте глав, посвященных общим вопросам . В своих работах он использовал материалы  ЦГИА СПб (бывшего ЛГИА) — фонд 513, и архив Научно-исследовательского музея Академии художеств (НИМАХ). Автор показывает общую картину трансформации архитектурных вкусов в середине XIXв., обращение к приемам и мотивам исторических стилей, сочетание стилистических направлений с типологией зданий, в частности, неоренессанс, как правило, применяют в проектировании общественных зданий — административных учреждений, театров, пассажей, вокзалов и т.д., а также дворцов, особняков, дач и доходных домов. Автором выделяются два основные направления стиля — ордерный и безордерный неоренессанс, а также дается общая характеристика роли стиля неоренессанс в петербургском градостроительстве, появление с течением времени новых интерпретаций стиля, например, стилизаторства неоренессенса под классицизм на этапе завершения эпохи последнего (типичный пример такого фасада — особняк Нарышкиных на Сергиевской улице, ныне улице Чайковского,7) , появление нового направления «романский неоренессанс» с использованием мотивов двух стилей — ренессанса и романского, направления «французский неоренессанс», появившегося уже на исходе XIX века и интерпретировавшего мотивы французской архитектуры XVI – XVII веков, широкое применение нового приема — кирпичной кладки или ее имитации (эталоном фасада, выполненного с применением открытой кирпичной кладки является дом И.В. Пашкова на Литейном проспекте, 39, построенный по проекту Г.Боссе, который, по отзывам современников «отличается, как и все вообще постройки маститого зодчего, прекрасным планом, истинно художественною отделкою снаружи и внутри») , и т.д. Каждому архитектурному направлению, в т.ч. стилю неоренессанс, в книге выделена отдельная небольшая глава, где описываются стилистические особенности и внутристилевые отличия, развитие стиля неоренессанс в петербургской архитектуре, отличия стилевых особенностей середины и последней трети XIX века.
При изучении любого архитектурного стиля, нельзя обойти вниманием и личности архитекторов, которые и воплощают его в жизнь. Здесь следует останновиться на монографии В.И. Андреевой «Гаральд Боссе» .В работе использованы материалы РГИА — фонды: 220 (Департамент рассмотрения проектов и смет ГУПСИПЗ), 227 (Комитет по устройству дома ГУПСИПЗ), 466 («Высочайшие» повеления по придворному ведомству (коллекция), 469 (Придворная Е.И.В. Контора МИДВ), 472 (Канцелярия министерства императорского двора), 485 (Планы и чертежи МИДВ (коллекция), 486 (Канцелярия главноуправляющего дворцовыми правлениями и Царским селом МИДВ), 492 (Заведующий ораниенбаумскими дворцами МИДВ), 515 (Главное управление уделов МИДВ), 522 (Придворная контора наследника вел.кн. Александра Николаевича МИДВ), 530 (Контора двора вел. кн. Георгия Михайловича МИДВ), 535 (Канцелярия имп. Елизаветы Алексеевны), 547 (Придворная контора вел. кн. Михаила Николаевича), 789 (Академия художеств МИДВ), 942 (Зубовы; графы), 1013 (Орлов-Давыдов, гр. Алексей Анатольевич), 1048 (Салтыковы, князья), 1092 (Шуваловы, графы), 1102 (Документы разных лиц, изъятые из сейфов частных банков и кредитных обществ, находившихся в Петрограде (коллекция), 1338 (Собственная Его императорского величества контора МИДВ), 1343 (Третий департамент Сената), ЦГИА СПб — фонды: 184 (Институт гражданских инженеров), 256 (Строительный отдел Петроградского губернского правления), 485 (Немецкая реформатская церковь), 513 (Петроградская городская управа), 514 (С. – Петербургская гродская распорядительная дума), 515 (Петроградское городское кредитное общество), 528 (Петроградское общество архитекторов), 626 (Петроградское городскон отделение Государственного контроля), 921 (Правление Петроградского округа путей сообщения), Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб) — фонд 2555 (Ленинградское отделение Главного управления научных учреждений Академического центра Нарокомата просвещения РСФСР), НИМРАХ, архива КГИОП, Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) — фонд 802 (Главное военно-инженерное управление), Центрального государственного архива кинофотофонодокументов (ЦГАКФФД), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) — фонд 643 (вел. кн. Ольга Александровна), Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ) — фонд 3 (Главное инженерное управление), а также Российского государственного архива древних актов (РГАДА) , архива Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб), архива Государственного музея архитектуры (ГНИМА), Центрального государственного архива научно-технической догументации (ЦГАНТД). Здесь дается подробная биография и искусствоведческое описание произведений Г.А. Боссе, одного из выдающихся представителей архитекторов, использовавших в своей работе стиль неоренессанс.
Статья этого же автора  «Малый мраморный дворец»  также представляет значительный интерес. В ней использованы материалы РГИА — фонды 435 (Опека над вел.кн. Николаем Константиновичем МИДВ), 486 (Канцелярия главноуправляющего дворцовыми правлениями и Царским селом МИДВ), 537 (Придворная контора вел. кн. Александры Иосифовны МИДВ), 715 (Леонард Екатерина Павловна), ЦГИА СПб — фонды 513 (Петрог8радская городская управа), 515 (Петроградское городское кредитное общество) и др.
Публикация рассказывает о строительстве, реконструкции, особенностях оформления фасадов и интерьеров и истории особняка Н.А. Кушелева-Безбородко — одного из  самых ярких примеров особняков в стиле неоренессанс в Санкт-Петербурге.
Еще одним замечательным архитектором, проектировавшим здания в стиле неоренессанс, является А.И. Штакеншнейдер. В сборник статей «Штакеншнейдеровские чтения»  вошло большое количество исследований разных авторов, затрагивающих как творческую, так и личную сторону жизни архитектора. Литературные и архивные источники, используеме авторами статей, в сборнике не указываются.
В связи с характеристикой стиля неоренесанс в творчестве петербургских архитекторов нельзя не отметить также книгу Б.М. Кирикова и М.С. Штиглиц «Петербург немецких архитекторов от барокко до авангарда» . В ней приведены краткие биографии и истории творчества выдающихся русских архитекторов немецкого происхождения, таких как К. Тон, А. Штакеншнейдер,  Л. Бонштедт, Г. Боссе, М. Месмахер и др. Авторы данной работы опираются главным образом на более ранние, в том числе свои собственные, публикации.
Таким образом, в настоящее время архитектура неоренесанса в Санкт-Петербурге изучена довольно обстоятельно. Наряду с работами общего характера, посвященными развитию петербургской архитектуры, имеются монографии, посвященные творчеству отдельных наиболее выдающихся представителей данного архитектурного стиля.
Эти исследования опираются на солидную источниковую базу. Привлечены материалы архивных фондов учреждений, осуществлявших контроль за строительством, рассматривавших и одобрявших проекты постройки отдельных зданий, учреждений (в том числе великокняжеских контор), выступавших в качестве заказчика и, конечно, Петроградского общества архитекторов. При изучении биографий архитекторов использованы архивные источники, характерные для биографических изысканий.
Но, как представляется, возможно и необходимо и расширение источниковой базы исследования, прежде всего, за счет архивных материалов, и дальнейшее углубление данной темы.