Икона в современном мире

Тимофей Покровский
Динамичное развитие церковной среды в пост советский период существования Российского государства, стимулировало рост интереса в обществе к церковному искусству, в частности к иконописи.
Множество школ обучающих древнему церковному ремеслу успешно выпускают специалистов-изографов готовых выполнить заказ любой сложности. То, что количество иконописцев растет, является, безусловно, положительным фактором, поскольку позволяет удовлетворить, хоть в какой-то мере, потребность церковного сообщества в специалистах, но при этом неизбежно встает вопрос о качестве иконописной «продукции». Причем о качестве в изначальном, онтологическом, бытийном ракурсе.
Особенность времени накладывает отпечаток на все стороны нашей жизни. Стремительный, динамичный поток действительности несет нас к намеченным целям и позволяет нам добиваться результатов, о которых наши предки не могли и мечтать. Безграничная информационная свобода, позволяющая за долю секунды найти нужный текст или изображение, многократно облегчает исследовательский труд и позволяет максимально быстро получить нужную информацию. Современные технологии производства стремительно развиваются и позволяют почти полностью исключить человеческий труд. Постоянный рост уровня жизни, материальное благополучие, которое, ни смотря на кризисные явления в экономике, все же стало для нас обыденной действительностью, свидетельствуют о приближении человечества к периоду максимально-комфортного существования. Качество жизни, которое стало для нас единственной истинной ценностью, можно купить. 
Но какое это имеет отношение к нашей теме, спросите вы? Самое непосредственное.
Дело в том, что икона, как и многое в нашем мире, стала товаром. Ее можно купить готовой, заказать, выбрать под цвет обоев в гостиной, или, например, чтобы она гармонировала с гарнитуром в спальной комнате. Можно все и с цветным фоном и в окладе и с камешками и как вам будет угодно…
Вы скажете, что это нормально, а я позволю себе с этим не согласиться. Почему?
Да потому,  что икона это не элемент интерьера, это не оберег и не фетиш, который можно повесить вместе с ритуальной маской, привезенной из Мексики.
А что тогда такое икона? Почему она имеет такой особый статус?
О православной иконе проще всего говорить, используя язык апофатического (отрицательного) богословия. Икона это не идол, не искусство художника и не краски, не доска, не стилистика Строгановской школы и не изящное мастерство изографов Оружейной палаты и не антикварный раритет. Это не попытка самовыражения древнерусского, или византийского гения, не полет фантазии средневекового богомаза, это не искусство, не творчество, не, не, не…
 С иконой вообще все очень не однозначно, известный московский реставратор и знаток русской иконы Савва Ямщиков говорил «чем больше я узнаю русскую икону, тем меньше я могу утверждать, что я ее знаю». Об иконе можно говорить только то, что она существует, как явление.
За время изучения древней русской иконы было выработано множество различных подходов, от формально-художественного, до богословско-философского, но, тем не менее, ни один из этих подходов не дает нам цельной картины. Икона воспринимается нами либо как «умозрение в красках» - сложный, закодированный текст,  либо как прекрасный образец народного цветового мышления замечательный в своей звучности и свежести красок.
Для понимания иконы необходим особый метод, метод синтеза, который бы позволил анализировать икону не как объект, а как явление.
В методологии изучения иконы мне ближе всего подход, который был использован о. Павлом Флоренским в процессе разработки своего учения о философии Имени. Флоренский утверждал, что Имя, он имел в виду, Имя Божие, является точкой соединения двух энергийных векторов - человеческого и божественного. Призывая Имя Божие человек, как бы посылает энергиийный импульс, который с одной стороны является свидетельством волевого действия молящегося, а с другой определенным фонетическим и семантическим кодом позволяющим, выйти за рамки человеческой имманентной реальности и соприкоснуться с божественной энергией, пребывающей в Имени. 
Именно этот исследовательский метод о. Павла Флоренского, учитывающий фактор синергии двух природ, человеческой и божественной, поможет нам лучше понять природу иконы.
В иконе, как и в имени, содержится определенный код, называемый каноном, который является семантическим ядром иконы. Семантический код отображается посредством формальных элементов иконографии, к ним можно отнести характерные особенности иконного изображения – обратная перспектива, плоскостность изображаемых фигур и предметов, золотой фон и проч. Индивидуальное, авторское изображение, т.е. собственно иконное изображение – это творческая комбинация формальных элементов иконографии, позволяющая максимально точно и глубоко выразить семантическое ядро иконы.
Стоп, спросите Вы, а где же здесь синергийность? Вот здесь то и содержится тайна иконы. Дело в том, что так называемая «авторская комбинация формальных элементов» есть ни что иное, как акт синергийной, совместной творческой работы, когда художник-иконописец, с одной стороны и Дух Божий с другой, создают идеальную комбинацию формальных изобразительных элементов. Идеальная комбинация формальных изобразительных элементов возможна только в том случае, если присутствует принцип синергии, она является максимально глубоким и полным отображением семантического ядра иконы. Этот удивительный синтез двух различных деятельных начал позволяет прорываться за границы человеческой ограниченности и создавать образцы высокой степени совершенства. Естественно это происходит не везде и не всегда, но наличие шедевров древнерусского и византийского искусства свидетельствует об истинности данного утверждения. «Троица» Андрея Рублева – это не просто удачная находка средневекового гения, это явление иконы в ее истинном смысле.   
А теперь вернемся к нашим баранам.
Богословская и философская рефлексия необходима современному обществу как воздух, причем не только церковному. Мы завалены иконным ширпотребом, не потому что иконописцы пишут плохо, а потому что они не понимают, в массе своей, что такое икона. Секулярный мир очень жестко и безапелляционно диктует свои стандарты жизни и мышления. Все продается, все покупается, все товар. Все эти плевелы естественно проникает и в среду церковную и там, к сожалению, дает очень обильные всходы, и все чаще финансовая сторона вопроса преобладает над этической и эстетической.
Что делать в этой ситуации? Изучать икону, исследовать ее как евангелие, как благую весть, пришедшую к нам из глубины веков, сохранившуюся не смотря на все трагические испытания выпавшею на ее долю, для того чтобы мы могли увидеть в ней удивительный образ Присутствия. Символ Встречи, Единства, удивительной Гармонии, которая, по словам классика «Спасет мир».