Рождение мировых шедевров

Людмила Козлова Кузнецова
Издательская  серия книг «Сибирский художественный музей» - Общественно-благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска» - т.1-5
____________________________


В 2012 году  Общественно-благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска» открыл новую издательскую серию книг «Сибирский художественный музей». Вот что пишет  Аркадий Григорьевич Елфимов о концепции этой только что начатой, но  уже ярко и объёмно показавшей себя работы: «Серия в целом задумана как своеобразный художественный музей в полиграфическом формате. Поэтому  на страницах наших изданий мы постараемся познакомить читателей с историей изобразительного искусства Сибири, с творчеством наиболее крупных художников прошлого и настоящего, уникальными сибирскими художественными промыслами, музейными и частными коллекциями»

Задумывались ли вы о том, как рождаются мировые шедевры?  Кажется, вот  художника посетило вдохновение, он «поймал»  образ,  как бы витающий в воздухе – такой подарок Бога – запечатлел его с помощью тех или иных инструментов. И мы уже имеем  шедевр художественной живописи, графики или скульптуры. Но это не так.

Созданный художником образ – великая загадка, вещь в себе. Разгадать его иногда не может и сам автор. Что-то  неуловимое легло на полотно. Кажется, хорошо легло. Кажется,  удалось схватить на лету то, что шло в руки. Всякий  творец знает вот такие минуты, когда  жизнь ощущается  полноценной и осмысленной. Но это всего лишь первый шаг на  долгом пути   к людям.

Без человеческого внимания, интереса многих людей, без всеобщего понимания,   созданный образ, как и живой человек умирает. Свойство  полотен  сохранять индивидуальную энергетику создателя или терять её  по разным причинам (например, по причине нарастания общей бездуховности), о возможности обмена  этой субстанцией между создателем, зрителем и картиной – об этом писали многие классики. Вспомним  знаменитое мистическое произведение  Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Кроме всего прочего, в одной из своих смысловых граней, эта вещь рассказывает и о том, что спрятанное от людей произведение старится, гибнет и безжалостно губит своего творца.

Возникновение шедевра происходит  лишь при общественном осмыслении созданного. Для рождения шедевра необходим эффект, сходный с явлением «намоленности» иконы. Прикосновение многих человеческих душ к образу делает его живым, сопричастным к судьбе каждого прихожанина.

Что мы имеем сейчас? На сломе эпох  разрушенными оказались и многие  источники, подпитывающие культуру. Рухнула государственная издательская система,  исчезли многочисленные комитеты, занимавшиеся распространением художественных литературных произведений и произведений искусства,  система пропаганды литературы, искусства, народных ремёсел и самодеятельности  прекратила свою работу. Сравнить всё это можно лишь с исчезновением  полноводной реки, благодаря которой существовало целое государство. Ушла река, значит, постепенно иссякнет жизнь.

Некие водоёмы, предлагающие мутную водицу  в розницу за хорошие деньги  (коммерческие издательства), ориентируясь, в основном,  на масскультуру, конечно, первоначально могут как-то питать отдельные слои населения.  Но для полноценного развития общества нужен системный подход. Вот таким общественно значимым, именно системным подходом  отличается издательская,  благотворительная и просветительская деятельность Фонда «Возрождение Тобольска».

Потребность  в книгах о художниках, наших современниках, долгое время оставалась в забвении. Время стремительных перемен  отодвинуло целительное искусство мастеров  на дальние рубежи. Первостепенными  в вихре бытовой коммерческой суеты казались другие, более  вещественные нужды – поиски работы в  бескрайнем поле безработицы,  противостояние всестороннему бытовому  беспределу,  погоня за фантомными ценностями  общества потребления. Искусство, как и серьёзная  литература, в этой гонке  не участвовали. Но это не значит, что они перестали существовать и перестали быть необходимыми   ориентирами для души.
Наоборот, несколько адаптировавшись к нагрянувшим западным  стандартам,  все  затосковали по настоящему, живому, своему искусству. И  вполне закономерно, что люди, чуткие к  настроениям общества, неравнодушные к судьбе родной культуры, не могли не откликнуться на эти явные изменения.

Новая издательская серия «Сибирский художественный музей» - лучшее тому доказательство.

Первые же книги, посвящённые  живописи тобольского художника Николая Боцмана,  рисункам известного путешественника, ученого и писателя Фёдора Конюхова, скульптурным работам сибиряка Владимира Шарапова,   коллекции серебряных солонок сибирских мастеров и графическим работам Александра Бакулевского  в собраниях Дмитрия Мизгулина,  показали востребованность идеи   создания «книжного народного музея» в рамках работы Фонда «Возрождения Тобольска».  Высокий  профессиональный издательский  уровень,  великолепный художественный   вкус  главного редактора  Александры Шередеги и главного художника серии Василия Валериуса  сделали  издания  не только шедеврами полиграфии, но и подарками для души.

Каждая книга этой серии равноценна посещению одного из залов  музея, где выставлены работы мастеров. Большой формат издания позволяет полностью погрузиться в  пространство  живописного полотна или скульптурной композиции.

Живопись Николая Боцмана  даёт   совершенно живое ощущение прикосновения к реальности. Но эту реальность мы видим через призму сознания – сознания художника. Поэтому  каждое полотно – это не мимолётный взгляд равнодушного прохожего, а  отпечаток души. Казалось бы, что особенного в  изображении двора и старинного деревянного дома на высоком  фундаменте («Отчий дом»). Стоят металлические бочки, проложены  деревянные мостки, ступеньки  к весеннему  ручью. Лежит ещё не растаявший, но уже сероватый снег. Привычная деревенская  картина или   окраина старого города. Но чем дольше вглядываешься   в эту простую картину, тем  больше она затягивает в свою весеннюю печаль и неуют. Печаль, которую оставляет быстро текущее время. И долго, долго бродишь потом по этому книжному музейному залу, открывая  для себя  одну историю за другой. И в каждой видишь самого художника, сопереживающего недолговечному, хрупкому и беззащитному миру живых людей.

Динамичные летучие графические образы Александра Бакулевского ювелирно точны, изящны и говорящи. Невозможно остаться равнодушным, вглядываясь в лица поэтов Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Александра Блока, Бориса Пастернака, Сергея Есенина. Далёкое и, в то же время, близкое  эхо страшных судеб звучит из пространства  каждой портретной композиции. Благодаря вот этому отголоску, точно переданному художником,  маленькая гравюра приобретает  объёмность целой эпохи.

Сибирский художник, скульптор Владимир Шарапов создал  удивительный мир, в котором главной силой жизни  выступает женщина. Это и простая юная девушка, стоящая на пороге долгого пути, и Ева, прародительница всего рода человеческого, и женщина – мать,  символ Живой Вселенной, и крылатая  женщина – душа. Художник короновал женщину, несущую в себе  прошлое, настоящее и будущее всего мира. Скульптура «Королева» вмещает в себя и  вековой языческий  образ Богини плодородия, и  Богородицу, коронованную святым Духом.

Книга, посвящённая  художественным работам  учёного, философа, путешественника Фёдора Конюхова,  это  музейный зал особого свойства. Каждый рисунок производит впечатление сложной, многоплановой, многоуровневой, закодированной в образах информации. Рисунки Фёдора Конюхова – послания, адресованные индивидуально каждому увидевшему эти картины. А его пожелания сыну и внукам  сродни Формулам Силы, которые будут защищать  каждого человека, читающего эти строки. Каждого, кто будет произносить его слова, и кто примет их к действию.

Книжное воплощение коллекции серебряных солонок в собрании Дмитрия Мизгулина  предстаёт перед нами в виде прекрасного издания. Это книга – ларец, поющая  при каждом прикосновении серебряным голосом  лунного металла. История соляного промысла и серебряных дел  мастеров, овеществлённая  в тонких художественных  изделиях  - солонках,  поведёт вас по страницам этой книги. История  труда подневольного и творческого,  любви и ненависти, история мастеров художественных промыслов Сибири и России, история народа – всё  это заключено в коллекции серебряных, украшенных сложными орнаментами, солонок. Замечательная  вступительная статья Аркадия Григорьевича Елфимова даёт ключ к пониманию концепции этой книги, которая делает уникальную коллекцию Дмитрия Мизгулина доступной огромному числу людей и  предметом исследования специалистов.


Друзья мои, созданный профессионалами своего дела, «Сибирский художественный музей» в полиграфическом исполнении, народный книжный  музей, который легко может прийти в дом каждому желающему приобщиться к настоящему искусству, уже   нашёл своих почитателей.

Каждый из вас может стать сотворцом  мировых шедевров, которые  именно сейчас, на ваших глазах,  рождаются   в  книжных залах  «Сибирского художественного музея», идея которого  претворяется в жизнь   подвижнической деятельностью Фонда «Возрождение Тобольска».

Вам  всего лишь нужно стать заинтересованными зрителями, читателями  прекрасно изданных книг. Именно ваше внимание и есть тот самый  последний штрих, который и делает  картину или скульптуру  мировым художественным шедевром.

Людмила Козлова
г. Бийск, Алтай