Вооружась любовью

Людмила Козлова Кузнецова
«Фёдор Конюхов» - книжная серия «Сибирский художественный музей» - т.5 -Общественно-благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска» - 2013 г
________________________          


В пятом томе книжной серии «Сибирский художественный музей» представлены работы всемирно известного путешественника, учёного, философа и художника Фёдора Конюхова. Его имя близко каждому гражданину России, но, уверена, что многие, ознакомившись с этим изданием, откроют для себя новый образ Фёдора Конюхова – образ талантливого, оригинального, вдумчивого, глубокого художника.

Книга освящена благословением и добрым словом Епископа Ханты-Мансийского и Сургутского Павла. Это особый знак, духовная метка, данная свыше и художнику, и издателю, и собирателям-меценатам Дмитрию Мизгулину и Александру  Смирнову, чьи коллекции и составили основу пятого тома библиотеки «Сибирский художественный музей».

Аркадий Григорьевич Елфимов в предисловии к  изданию пишет: «Кто они, современные чиновники, предприниматели-банкиры, вообще люди обеспеченные – источник всех проблем общества, его моральной деградации и ожесточения нравов или именно те, кто как никто иной способствуют его процветанию? Возможно быть одновременно богатым и достойным человеком?...... Социальный масштаб слова «быдло» стал особенно наглядным в наступившем  21 веке. Правящая элита и самодовольные богатеи не скрывают, что считают быдлом всех, кто живёт на скромную зарплату.......но получается так, что мои товарищи, благодаря которым появилось на свет   издание работ выдающегося путешественника и художника, вышли совсем из другой культурной среды.......... Они, мои друзья, генерировали энергию любви к окружающему миру и, прежде всего,  к себе подобным. И продолжают это делать.  .......Уж если тебе хочется быть фанатом, будь фанатом великой русской культуры, ярким представителем которой является и Фёдор Конюхов. Какими следует считать и  Дмитрия Мизгулина и Александра  Смирнова. Для них ЧЕСТЬ – это не слово, а критерий жизни».

В книге много фотографий, на которых мы видим Фёдора Конюхова во время его северных странствий, путешествий по святым местам, его морских плаваний. Фотографии как нельзя лучше дополняют образ художника, ибо на них суровый, святой, добрый человек, ведомый любовью божьей, дарит нам весь мир планеты Земля.

Мир природы с его обитателями – животными, птицами, хозяевами морских просторов, это мир, в котором Фёдор Конюхов – свой, близкий, родной человек-защитник. Поэтому и в рисунках художника везде, словно печать души, проступает братское почитание и любовь ко всем живущим в огромном мире планеты.

В рисунках Фёдора Конюхова жизнь обожествлена и предстаёт частью великого замысла Божьего.  «Старые годы или дни ненастья. Старая Чукотка» - это литографический портрет пожилой женщины – Матери Земли, Неба и Труда. Отдыхает уставшая, много повидавшая на веку женщина. Но и в минуты покоя слышит она голоса родной земли – журавлиный крик, бег оленей в тундре, шёпот молодых в чуме, пение ветра на холмистой равнине. Слышит старая женщина голос времени, бегущего в будущее. Видит она безбрежное «Одиночество» человека в огромном мире.

Цветная литография с таким названием  даёт реальное ощущение ничтожности человеческого существа перед лицом великого Замысла Божьего. Образ выстроен на контрасте, несоизмеримости человека и могущества великой природы: исчезающе-малая собачья  упряжка затерялась в бескрайней тундре. Помните, как у Бориса Пастернака:

«Он утонул в тумане,
Исчез  в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье».

Вот такой «меткой» на снежных безбрежных просторах севера выглядит и человек, и дружная стайка собак, тянущих упряжку. Но в приближённых к зрителю планах на многих рисунках мы видим не просто собак, но собачьи (почти человеческие) лица. Это имеет символическое значение для человека,  в сердце которого живёт весь мир. Всё в мире живое, всё имеет своё лицо и душу. И даже кит, который не показывает лица, но приветствует путешественника взмахом хвоста, становится другом в дальнем пути.

Образ одиночества и необходимости противостоять разрушающей силе Времени и Природы ещё не раз возникает в рисунках художника. Это один из ведущих мотивов творчества Фёдора Конюхова –  «Вести с большой земли»,  «Под парусами в полярную ночь», «Путь к полюсу», «Обгоняя ветер», «Одинокий лыжник».

Символические философские образы созданы художником в связи с высказываниями Конфуция о природе гуманности и девяти правилах, которым должен следовать хороший правитель. Глядя на образ насилия (молодой конь в тесной клетке) и свободы (парящая в небе птица), понимаешь, что путь длиною более чем в две тысячи лет, который прошла цивилизация со времён Конфуция, не изменил человека. Поэтому высказывания мудреца сейчас так же актуальны, как и в пятом веке до нашей эры.

Особое место в рисунках художника занимают женские образы. Женщины Фёдора Конюхова –  это охотницы, путеводительницы и стражницы. Женщинам делегировал художник все охранные силы, защищающие человечество и жизнь планеты.

Вот «Охотницы». Это, без сомнения, Богини, Дианы-охотницы, которые заняты охотой на врагов рода человеческого. Они – на передних рубежах, всегда готовые защитить людей от сил тьмы. Поэтому Охотницы сильны, вооружены, имеют мощные руки, огромный рост, ведь их задача – космического масштаба!  Не узнаёте ли, друзья, в этих образах обычных женщин – хранительниц домашнего очага? А ведь это так! Хрупкая внешне женщина несёт в себе весь мир, охраняя жизнь.

Женщины «Стражницы» предстают перед нами на другом рисунке Фёдора Конюхова. Их образы так же удивительны, как и  Охотниц. Женщины – стражницы охраняют Врата Жизни. Там, за этими Вратами – зелёный мир земли. Абсолютно ясно, что стражницы  не дадут враждебным силам проникнуть сквозь Врата Жизни. «Стражницы» - есть вечно юная Сила Жизни.

Образ женщины – путеводной звезды и Ангела-Хранителя  путешественника видим мы на рисунке «Алые паруса». Женские образы охраняют мир художника и живой мир планеты.

Но и мужчине  в рисунках Фёдора Конюхова отведена великая роль первопроходца – капитана, мужественного сильного преобразователя мира («Капитан» - триптих).

Центральное место в книге занимает литография «Сон белой совы». Это  поэма о прекрасной вековой  мечте Творца создать Человека-Ангела. Что мы видим на этом символическом рисунке? На первом плане – белая сова, символ Мудрости Природы. Белая сова (Мать-природа) видит сон, где человек, охотник, в вечной погоне за добычей убивающий зверей (то есть, жизнь), сложил орудия убийства на лыжню и остановился в раздумье. Одного этого оказалось достаточно, чтобы человек превратился в крылатого Ангела. За его спиной – призрачный образ Матери-Природы, хранительницы жизни.

Возможно «Сон белой совы» - это история любви крылатой мудрой женщины к мужчине, который всегда в Пути. Может быть, Белая сова – это образ женщины-луны, летящей в ночи и освещающей Путь любимому. Рисунок настолько насыщен информацией, что за видимым  первым смысловым слоем существует множество других смыслов. Именно это качество делает рисунки Фёдора Конюхова уникальными, единственными в своём роде, матрицами Будущего.

Возьмём же, друзья, себе в дорогу пожелания Фёдора Конюхова сыну Николаю, внуку Аркадию и внуку Итэну из Северной Атлантики:  «Николай, Аркадий и Итэн, вам необходимо  соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и творить добро людям».

Мы с вами берём себе в  путь эти прекрасные пожелания, а люди, которые занимаются обережением культуры народной, уже следуют им. Нам остаётся только благодарить меценатов Дмитрия Мизгулина, Александра Смирнова, общественно-благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска» за их подвижническую деятельность, которая есть источник силы и света для всех нас, есть пример, следование которому ведёт правильным путём – к святыням и алтарям жизни.

Людмила Козлова,
г. Бийск, Алтай