Земные Ангелы и Ребро Адама Владимира Шарапова

Людмила Козлова Кузнецова
______________________
«Владимир Шарапов» - Серия «Сибирский художественный музей»- т.2 - Общественно-благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска» - 2013 г – Тобольск.


Скульптор Владимир Шарапов, уроженец деревни Осиново, Ялуторовского района, Тюменской области, то есть, человек, носящий в сердце корневую, по праву рождения, любовь к родной земле. Возможно, отсюда и проистекает его стремление украсить эту землю, помочь ей охранить историческую память.

В книге, посвящённой его работам, много парковых композиций. Открывается книга скульптурой «Материнство», материалом для которой художник избрал кованый алюминий. Человеку, неискушённому в   секретах  создания таких монументальных  вещей,  трудно понять, как удалось из мёртвого металла, хотя и пластичного, создать живую сильную женщину-мать, с её главным подарком миру – сыном, пока ещё мальчиком, но уже видно (хорошо видно!) – будущим мужчиной.

Намеренная и выверенная симметрия композиции – это, конечно же, символ гармоничного мира, в котором центром мироздания является женщина-мать. Много говорящих знаков преподносит зрителям эта  скульптура. Ребёнок сидит на коленях матери, оберегающей, защищающей дитя. Руки  ребёнка  и его берегини, с ладонями, открытыми миру – это  родство с природой и вера в её защиту.

Думаю, что вся композиция легко впишется в сферу, которая издревле считалась символом планеты Земля, Солнца и Вселенной. Вот такая многоуровневая информация вложена  художником в  образ материнства, охраняющий его родной город Ялуторовск.

Духовный посыл  художника основателям города Ялуторовска  делает уникальной авторской работой и другую скульптурную композицию – памятник П.Ульянову и В.Гилёву. Отцы-основатели города предстают перед нами соратниками, единомышленниками, готовыми начать трудное, но уже обдуманное, хорошо спланированное дело.

На улицах города Ялуторовска стоит на высоком пьедестале аскетичный, но внутренне свободный  А.В. Суворов. Как удаётся  скульптору в статичной бронзовой скульптуре передать психологическое состояние своих героев, это  непостижимая тайна, имя которой – талант. Но,  глядя на знаменитого полководца, сразу видишь  его ум и характер,  главная  черта которого –   властная уверенность в своей правоте и упорство в достижении цели.
 
Много в родном городе Владимира Шарапова установлено его работ, материалом для которых служит  тёплый известняк. Это и «Жемчужина», украшающая один из парков. И сидящий «Ангел» со сложенными строго и надолго крыльями за спиной.  Ангел, которого привёл в мир художник, готов заняться земными делами и не скоро путь его устремится в небо.

Удивительна и неожиданна скульптура Евы с ребёнком на руках. Конечно, всем известно, что прародители   человечества – Адам и Ева. Но  почему-то её имя всегда ассоциируется с историей искушения доверчивой  и любопытной Евы дьяволом в образе змия-искусителя и нарушением запрета Божьего. Но вот Владимир Шарапов увидел Еву в образе матери. И это, поверьте, открытие, своеобразная реабилитация грешницы.

Приходится  хорошо подумать и над парковой скульптурой, которая называется «Бесконечность». Образ лежащей на боку женщины, подогнувшей под себя  колени – аналог  знака бесконечности –  горизонтально расположенной восьмёрки.  Но в отличие от математической, цифровой бесконечности, здесь мы видим живую женщину, несущую в себе уже реализованные и гипотетические бесчисленные ветви родового древа, готового  к продолжению жизни.  Простая внешне скульптура оказывается, на самом деле, сложнейшей  программной матрицей целого человечества.

Так же многоинформационна и скульптура святого Николая, держащего на ладони храм, а другой рукой оберегающего его от врага рода человеческого. Фигура святого велика, а храм мал. Почему так?  Но что такое храм в библейском понимании?  Это дом,  малый храм, где живёт душа человека.  Человек должен сделать этот дом надёжным и  чистым, чтобы душе было вольно. Задача человека выстроить и  беречь  храм, не пускать в святое место нечистую силу.  А святой Николай помогает в благом деле.

Трогателен и наивен, но прекрасен «Дворник», выметающий  метлой  зло и пороки. И его работа даёт видимый результат – Земля превращается в планету цветов. Если бы каждый из нас был вот таким Дворником, как бы мы  красиво жили, каким духовно  чистым был бы каждый из нас!

Но всё-таки, главный мотив творчества Владимира Шарапова – это женщина. В основном, женские скульптуры намеренно гиперстилизованы. Либо это удлинённая, словно стрела, устремлённая в небо фигура – тонкая, звонкая и прозрачная, либо тяжеловесно телесная с ярко выраженными округлостями земная  женщина.

Надо сказать, что прекрасны все женские образы Владимира Шарапова. В первую очередь, по той же самой причине – его женские  скульптурные композиции имеют столь же многоуровневую информационную насыщенность, как и парковые скульптуры.

Вот  «Девушка с зеркалом», сотворённая из тёплой живой ткани дерева. Прекрасные пропорции, не уступающие греческой Афродите. Однако в отличие от царственной непогрешимости богини, эта земная живая девушка, похоже, не довольна собой. Её неуверенная поза,  рука, опущенная вдоль тела – всё это точно найденные художником говорящие штрихи. В её облике невольно просматривается вся  судьба.  Сила и молодость даны девушке для того, чтобы она смогла вынести все тяготы земной жизни. Но пока она смотрит в зеркало и решает для себя – достаточно ли хороша, чтобы быть любимой. И совсем не думает о том, что её удел – быть любящей.

Образ земной любви как нельзя  более ярко выражен и в скульптуре «Поцелуй», где вновь не последнюю скрипку играет материал – дерево, с помощью которого и создан этот реалистический образ. Однако художник показывает нам, что самые тонкие тайны духовного мира женщины для него – открытая книга. В скульптуре «Крылатая» мы видим женщину, вернее, её крылатую душу.

Трагедия в том, что крылья летучей и свободной души намертво привязаны к телу. И рвётся душа в полёт, и трещат хрупкие крылья, но путы сильнее. Правда, душа находится в плену тела не только у женщины.  Но образ  мужской души воплощен  художником в другой композиции. Это «Икар», падающий с высоты на землю, ибо велико притяжение планеты, пока человек жив.

Не однажды ещё  найдёте вы в книге этот мотив – женщина-ангел с опущенными к земле крыльями – Ева, изгнанная из обители Божьей; женщина, держащая в ладонях тяжёлый земной шар; «Обнажённая» - беззащитная и хрупкая, заслоняющая  глаза рукой от солнца.

Особое слово надо сказать о скульптуре из светлого дерева, носящей имя «Королева». Это стилизация в духе древних  языческих изображений Богини плодородия – образ  женщины, прародительницы Природы. Художник короновал женщину – носительницу и хранительницу жизни. Отличием от языческих скульптур (кроме короны)  являются и вытянутые пропорции  тела «Королевы», приближающие  скульптуру к форме сосуда. Совершенно оправданный приём, ведь женщина, действительно, подобна амфоре,  наполненной прошлой и  будущей жизнью.

В мужские образы Владимира Шарапова, в основном, вложена символика мыслящего начала природы, ярким примером тому служат скульптуры «Диалог», «Потомок Давида», «Человек со свечой», «Моление о знании», «Ваятель» и другие.

Но к образам мужчин художник относится куда как более критично, чем к женским образам. Скульптура «Наездник» просто таки  пригвождает  к доске позора мужчин определённого типа, предпочитающих существовать за счёт женщин. Вглядитесь в этого мелкого кровососа, уютно устроившегося на плечах женщины, и оглянитесь вокруг – наверняка найдёте не одного такого «любителя» женщин. Композиция, конечно, имеет и  другие смыслы, как бы скрытые за кадром. Это общее свойство всех работ Владимира Шарапова.  Возможно,  «Наездник» – это Эго  человека. Или  выращенные им самим  комплексы, угнетающие его личность. А, может быть,  образ  духовного вампиризма.

Но центральным образом книги, в который  вмещается всё выше сказанное и весь мир вообще, является образ Евы в композиции «Ребро Адама», ибо нет ничего однозначного в творчестве  Владимира Шарапова. Все образы сложны, многозначны, информационно и эмоционально насыщены.

Вот таким было моё путешествие  в книжный  музейный зал, где сегодня  выставлены для  обозрения и раздумий  скульптурные композиции талантливого художника  Владимира Шарапова. Но тем и хороша книга, что в любой момент  можно вновь открыть двери этого музея и  в одиночестве пройтись по его залам,   молчаливым, но  рассказывающим  о многом и важном.

Людмила Козлова,
Г. Бийск