Серебряный ларец

Людмила Козлова Кузнецова
«Солонки» - Коллекция Дмитрия Мигулина – Альбом-каталог. – Общественно-благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» - Тобольск -2012 г

____________________

В руках моих книга в тёмно-синей сафьяновой обложке с растительным орнаментом и серебряной буквенной росписью. Сочетание глубокой синевы небесной и серебра волшебным образом делает книгу похожей на ларец с драгоценностями.  Книга – ларец, в которой живёт история. На сей раз, повернётся она к читателю  своим солнечно-лунным ликом, в котором запоёт короткая нота «соль» и высокий звон серебряных солонок.

Кристалл соли – творение Земли и Солнца, поэтому каждый кристаллик имеет идеальную кубическую форму, легко вписывающуюся в сферу. Серебро, по своей способности  излучать ночное призрачное сияние, издревле считалось лунным металлом. Даже в химическом названии этого элемента – аргентум - живёт   серебряный звон лунного света.  Яростная энергия Солнца, пьющая воды океанов и озёр, выпаривает соль, обнаруживая её для человека.

Живой мир носит в крови эту частицу Солнца. Наши артерии, вены и капилляры в буквальном смысле –  солёные реки и ручейки.  Энергия Солнца – источник всех чувств человека – и любви, и ненависти. Может быть, не осознавая этого до конца, люди всегда обожествляли соль, вмещая в эти белоснежные кристаллы  свою  жизнь: «Соль на столе – мир на земле».  Это божественная роль сакрального продукта.

«Соль хуже всяких неволь», «Недосол – на столе, пересол – на спине»  - оборотная сторона благодати.

Если соль – солнечный дар, то сосуд, хранящий идеальные кубические кристаллы, тоже должен быть совершенен. Материал  для изготовления солонки – весьма важная вещь. Соль в малых количествах – лекарство и повседневная необходимость. Но крутой рассол способен  съесть живую ткань, может  взаимодействовать и со многими неживыми материалами.  Углы кристалла соли, соприкасающиеся с  поверхностью солонки, это места  активного взаимодействия двух сред. Серебро, как материал для изготовления солонки – идеальная находка, ведь  серебро относится к группе благородных металлов, инертных  ко многим агрессивным воздействиям.

Человек-творец, мастер, всегда интуитивно и осознанно  стремился соединить целесообразность и красоту – сочетание, которое в повседневной жизни позволяет как бы мимоходом, простым прикосновением к предмету быта, услаждать глаз и питать дух.

Солонка – предмет, ежедневно украшающий стол, как и любая со вкусом сделанная посуда, прекрасно исполняла роль  своеобразного семейного амулета, приносящего в дом мир и счастье.   Поэтому столь велико было значение выбора материала для изготовления солонки.

Первоначальная дороговизна соли, добытой самым примитивным, а потому и  тяжелейшим, по большей части, подневольным трудом, позволяла иметь соль в доступном обиходе лишь богатым людям. Серебряная солонка – привилегия дворянских, купеческих и других зажиточных домов.

Но серебряную солонку  изобретал, изготавливал и украшал мастер – обычно это были люди из народа. Так что вязь орнаментов на поверхности лунного металла – дело рук мастеровых людей, носителей культа  природы и солнца, которым  всё это не мешало быть православными прихожанами.

Поэтому большая часть солонок имеет округлую форму – дань Яриле-батюшке. А основа, из которой отлита волшебная солнечная форма – лунное серебро. В  округлых формах серебряных солонок  слиты воедино образы  ночи и дня, Луны и Солнца, Земли  и Вселенной.

Конечно, существует множество солонок, изготовленных из других природных материалов – дерева, стекла, глины, хрусталя. Но солонка из серебра – царица стола!

Коллекция серебряных солонок Дмитрия Мизгулина –  история историй, в которых  овеществлена жизнь многих поколений. В  таинственном  лунном голосе серебра можно услышать и пение райских птиц в царской светлице, и звон свадебных колокольчиков  и стон невольников соляных копий:

«Просим в пыли, начальник,
Пойми ж, что соль эта –
Хитрый горький злодей.
Соль изъела сердце мне» 
(Павел Васильев «Соляной бунт»)

В историю соли вложены не только энергии Солнца и Луны, но и земных сил, носителей власти. Так на страницах книги вы найдёте серебряную солонку, выполненную  в традиционной форме русской солоницы,  по внешнему виду воспроизводящей трон – символ власти человека над человеком.

Есть, конечно, и власть божия, и трон  божий. Но  растительно-цветочный  узор на боковой поверхности солонки говорит  о земном происхождении и предназначении этого символа.

Встречаются в коллекции Дмитрия Мизгулина и солонки другой формы, а также, изготовленные с использованием  не металлических  материалов. Например, солонка овоидной формы с выпуклой инкрустированной цветной глазурью крышкой почти точно повторяет знакомый абрис пасхального яйца. А хрустальная солонка с серебряной крышкой имитирует ледяной узор зимнего стекла.

Серебряная солонка в форме вазы-ладьи легко парит над поверхностью  массивного квадратного  основания.  Солонка-ларец квадратной формы имеет стеклянный вкладыш, защищающий нежное серебро от агрессивного воздействия  колючих кристаллов соли. Другая солонка в форме прямоугольной вазы выглядит тяжёлой и монументальной.

Интересны солонки, имитирующие форму плетёных русских коробов для сбора ягод и грибов. В единственном экземпляре представлена солонка в форме нераскрывшегося   цветочного бутона.

На текстовых вкладках вы откроете для себя мир знаменитых имён серебряных дел мастеров: Андрей Андреев Александров, Андрей Фёдоров Бардавин, Ануфрий Петров Калиновский, Виталий Иванович Пуляткин, Александр Павлович Музыкант –   и далее, далее, всего  более  ста  имён. Истинно богата земля русская мастерами-умельцами, знатоками красоты, носителями дара божьего – таланта художника.

Там же, в текстовых вкладках, кроме подробного описания каждого изделия, вы найдёте идентификационную информацию – краткий рассказ о характере и принадлежности фабричного или индивидуального  клейма, говорящий о происхождении солонки. Фактически, это родословная изделия.

И что очень важно, каталог устроен так, что легко можно получить представление о размерах  солонки, так как каждая страница снабжена мерной линейкой в системе двух координат – высота по вертикали  и длина по горизонтали.

Что лично меня удивило, так это пущенный по верху страницы увеличенный негатив изображения – как бы частичное отражение солонки  в тёмном окне. И это не просто изобретательное украшение страницы.  Контрастированное увеличенное  отражение позволяет рассмотреть мелкие ювелирно выполненные штрихи орнаментальных узоров на поверхности каждой серебряной солонки.

Друзья мои, книга эта создана коллективом специалистов высокого класса. Всё продумано. Всё сделано для наиболее полного знакомства с уникальной коллекцией Дмитрия Мизгулина.

Началом  этому серебряному  пиру   служит замечательная речь Аркадия Григорьевича Елфимова. Вступительная статья «Символ верности и носитель святости» даёт нам  много поводов для размышления об истории соляного промысла и народных ремёсел на Руси. Она же является ключом к пониманию концепции этой книги, которая делает уникальную коллекцию серебряных солонок Дмитрия Мизгулина доступной огромному числу людей. И что особенно важно, становится предметом исследования специалистов.

Закрылся сафьяновый ларец с буквенной вязью серебряных слов. Но, думаю, что ещё не раз откроется он и для меня, и для всех желающих приблизиться к непростой истории русских ремёсел –  истории создания высокохудожественных предметов быта из лунного серебра.

Людмила Козлова,
Г. Бийск