Я искал взаимности у леса

Людмила Козлова Кузнецова
Дмитрий Мизгулин «Ненастный день» - Лирика – Томск «Лига-Пресс» - 2011 г

Дмитрий Мизгулин «В зеркале изменчивой природы» - Лирика – Общественно-благотворительный фонд»Возрождение Тобольска» - 2011 г
_________________________________            

Только что закончила читать книгу стихотворений Дмитрия Мизгулина «В зеркале изменчивой природы», которая, как эхо, перекликается с другой его поэтической книгой «Ненастный день».  Есть люди, которые генетически наделены урбанистическим мышлением, независимо от того, где родились, и  где прошло их  детство. Как мне кажется, такие личности  - это будущие инженеры, конструкторы, в общем, технари.
 
Но есть и другой тип людей, не отделяющих себя ни в мыслях, ни в делах  от первородного начала жизни – великой «изменчивой Природы», её дети  – поэты. Как было модно говорить когда-то – физики и лирики. Но ни один «физик», и ни один «лирик» не может обойтись без  универсального ключа  творчества, будь то техническое творчество, или поэзия. Ключ этот называется – мировоззрение.

Мировоззрение автора это то, что, появившись и укрепившись течением жизни, уже редко поддаётся внешнему влиянию.

«Узреешь высших истин тлен,
Когда не будет сил подняться...
Чтоб выжить в вихре перемен,
Ни в чём не надо изменяться»

Мировоззрение или личностное вИдение мира, и есть источник непохожести, индивидуальности, единичности  автора и его творений. Есть у человека  своё  мировоззрение, свой взгляд на мир, значит, ему есть, что сказать людям. Как ни крути, как ни говори словами классика, что «поэзия должна быть глуповата», что поэту достаточно уметь оперировать образами, но мировоззрение – это, в первую очередь, умение создавать осмысленные, говорящие образы.

Мышление образами присуще многим живым созданиям природы, но это, всё-таки, уровень первой сигнальной системы. Поэт лишь тогда поэт, когда сумеет своё богатое воображение  превратить в поэтическую речь. Достаточно сказать, что Дмитрий Мизгулин свободно владеет поэтической речью. Для меня это главное! Когда нет мастерского владения инструментом, нет и внутренней свободы, а, следовательно, нет  поэта.

Об этом нужно говорить, потому что многие образованные люди, в том числе и выпускники  Литературного института им. М. Горького,  пишут, но не многие добираются до такого высокого уровня.

«Цветы почернели в бетонных вазонах,
Толкутся вороны на белых газонах,
Когда это было – не всё ли равно,
В каком-то столетьи,  в каком-то кино.
Скамейка, кирпичный некрашеный дом,
И тополь зелёный в снегу голубом»

Не знаю, как выстраивались книги. Учитывалась ли хронология создания текстов  или нет, но мне не удалось угадать стихи, которые можно было бы отнести к более ранним, а, значит, менее совершенным технически. На протяжении всей книги (и первой, и второй) прослеживается  владение богатым музыкальным инструментарием – концевые и внутренние рифмы, ассонансы и диссонансы,   сложный рисунок музыкального строя текста – ритмическое разнообразие.

Но это, всё-таки, не главное, хотя форма в поэзии имеет огромное значение. Главное то, что почти все стихотворения интонационно доверительны. И поэтому невозможно не впустить в своё сердце то, что прочитано:

«Я искал взаимности у леса,
У полей, мерцающих белесо,
У реки, спешащей суетливо
К тихой глади сонного залива,
У осенней гулкой тишины»

Интонация поэтической речи всегда и безошибочно сообщает нам, где прячется ложь. Сколько встречалось мне на пути имитаторов поэзии, беззастенчиво бряцающих патриотическими лозунгами, бьющих  себя в грудь «за родину». Но их выдаёт интонация. Такому парадному патриотизму не удаётся скрыть своё нутро. Его интонация – бряцание жести.

А вот когда Дмитрий Мизгулин пишет о родине, получается тихая песнь с интонациями печали и любви:

«Струится забвения лунная пыль.
Опустится сумрак бездонный,
Огнём погребальным взметнётся ковыль
Над Родиной снежной и сонной»

Так может писать и печалиться сын о любимой матери. Печалиться потому, что  время быстротечно и отбирает у нас детство, юность,  родных, любимых. Отбирает  нас самих у себя. Время летучее, ускользающее, заставляет всякого мыслящего человека  «гнать себя, не жалея сил» :

«Жизнь мчит, суетясь и спеша,
Перепутались лица и даты.
Отчего же, скажи, вдруг душа
Озаботилась чувством утраты.

Может, ранняя эта весна.
Пробудившая сонные реки,
Может, просто лекарство от сна
Выбрать нынче в ближайшей аптеке?»

Увы, лекарство от сна найти можно, но вот лекарства от смерти не существует. Хотя дотошные учёные сообщают, что путь к бессмертию уже найден. Имеется в виду, конечно же, создание искусственного интеллекта, выращенного из  нейронов человеческого мозга, либо создание метода полного сканирования мозга и перенесение информационной матрицы на электронный носитель.

И это совсем не фантастика. Мировые светила упорно и успешно работают на означенных  направлениях. Если кому-то интересна тема, то можно найти множество открытых научных  публикаций  об исследованиях и успешных результатах в этой области.   И  уже вполне реальным представляется идеальный биоробот, который сможет рифмовать слова. Кстати такие программные продукты уже существуют и в обычных компьютерах.

Но ни один, даже самый великий учёный, пока ещё не понял, что такое душа. Рифмованный текст – это ещё не поэзия. Поэзия – это голос души. Интонация – её сущность:

«Печали ушли навсегда,
Иду молодой и красивый.
Какая большая вода,
Какие высокие ивы,
Плывут, не спеша, облака.
И в небо впадает река»
***.   
Жизнь промчится – исполнится срок,
Будет имя твоё позабыто.
И развеются прах и песок
И от мрамора  и от гранита.
Все земные законы круша,
Время мчится, сметая преграды,
Но бессмертной пребудет душа.
Вот о ней-то подумать и надо»

Душа – помощница и спасительница. Ибо только она стучится в сердце и ведёт человека к вере:

«Молчат деревья, камыши.
Молчит село. Молчит дорога.
Но зреют в глубине души
Слова, которые от Бога».

Надо ли говорить о том, что обе книги прекрасно изданы. Но, если в «Ненастном дне» осторожный визуальный помощник – лишь чуть заметный ряд иллюстраций Андрея Рыбацкого, то в книге «Зеркало изменчивой природы»  тексты, как осенние листья в зеркальный водоём, погружены в пространство фотографических пейзажей А.Г. Елфимова. Именно это и делает книгу не только явлением литературы, но  произведением искусства.

И ещё не удержусь, приведу цитату из стихотворения, посвящённого матери. Поэты – вечные дети. Но, поверьте, каждый человек, даже самого жёсткого нрава, в глубине души беззащитен. И только мать, жива ли она или ушла в вечное странствие, но  всегда связана  невидимыми  нитями с душой своего ребёнка. Эта связь нерушима, потому что освящена Богом.

«А я хочу ходить упрямо,
И мама шепчет мне – иди.
Но как я счастлив, если мама
Меня прижмёт к своей груди.
Что будет завтра, я не знаю,
В туманной дымке жизни край.
Не оставляй меня, родная,
Не отпускай, не отпускай».

Стихотворения о родине,  любви и матери – это главный тест для поэта. Откликнулось сердце читающего на твои   сокровенные слова, значит, ты не только  владеешь ремеслом стихосложения, но и владеешь душой ближнего. Только  настоящие поэты  и  священники могут делать это. Есть, правда, ещё некто «дьявол», легко проникающий в чужие души  путём   телесного  искушения.   Но  поэт  создаёт тексты-обереги  для души. И в этом его сила и победа над  злом.

Людмила Козлова,
г. Бийск