Кайчи - творец мира

Людмила Козлова Кузнецова
Сергей Заплавный «Избранное»  - Общественно-благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска» - Тобольск – 2012 г
____________________   

Обложка книги «Избранное» Сергея Заплавного – это стилизация, имитирующая фасад  старинного дома, украшенного деревянной резьбой. Окно с кружевным наличником, а над ним – такой же  кружевной конёк крыши. Между крышей и окном поселилось небо с красным солнышком, месяцем и звёздами.

Фактически, обложка – это приглашение войти в уютный, тёплый, обжитой дом, где обитают люди обычные, люди из народа,  любящие и свой дом и свою землю, и небо над родной землёй, ведь в таких деревянных  жилищах не встретишь олигарха.

В повестях  и рассказах Сергея Заплавного, действительно, течёт поступательным порядком  самая обычная, простая, на первый взгляд,  но естественная, порой тяжеловесно весомая, всё заполняющая собой, жизнь. Так яблоко, сорванное с ветки,  плотно заполняет своим  ароматным телом ладонь.

Это стиль реалистической прозы 70-80-х годов прошлого века, основывающийся на традициях русской классики. Плотное, вещественное письмо, детально нарисованное  лицо времени.

Такова история деревни Марейки и её жителей, увиденная глазами студента-филолога Бориса Дымова. Командированный  на практику в Марейку для сбора  фольклора – местных диалектов, он, в конце концов, так сжился, сроднился с людьми, сказочниками и говорунами, что не хотел возвращаться в город.

Конечно, разве можно на суетных асфальтовых городских улицах встретить   мудреца и философа старика Мохова и поговорить с ним «за жизнь». Или застенчивого библиотекаря Машу, несущую книги в свою светлицу,  отечески заботливого бригадира Ефима Назаровича или знахарку, почти ведьму  Рину Яковлевну.

Сказители деревенских мифов, певцы природы не выживают на асфальте. А вот в родных местах, где шепчет река Кымга, Комаровский паром хранит память о восстании ссыльных, видят таинственные сны   Моховое болото и Сурьев лог,   здесь и  таятся истоки русской речи – в тишине и покое природы.

Не о том ли рассказала студенту мастерица-сказительница Колмогорова, ведь в её притче Степок Лежанин (говорящее имя) победил Кощея Трепатого. Неспешность и царственная тишь Природы  это и есть последнее Слово в истории любых преходящих цивилизаций. Об этом писал и любимый поэт библиотекаря Маши Фёдор Иванович Тютчев:

«Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земных,
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик отобразится в них».

Дотошному студенту удалось «разговорить» и молчуна Куренного. И поведал молчун историю Гражданской войны, когда казаки голыми руками воевали с колчаковцами, но не сдавались. Погиб казак Назар Тулупников – активист села. На его место люди избрали и поставили над собой его жену Марею. Так деревня и получила своё имя.

Живая история народа, сказочный певучий строй речи, навсегда привораживают любого, кто может слушать и слышать. Так и герой этой красивой повести, студент Борис Дымов, уехав в город, душой остался в Марейке.

И следующая повесть «Узоры»  служит тому подтверждением. Эта повесть, фактически, продолжает историю  Марейки, связывая  деревенских мастеров деревянной резьбы с судьбой  Ивана Орестовича Неверова,  которого многие называли ИОН. 

Иван Орестович мечтал построить тёплую стоянку для  машин, а, в конце концов,  создал реставрационную мастерскую деревянной резьбы. Помогла ему в этом сочувствующая и  симпатизирующая ему Маша Девушкина, для которой Марейка – дом детства, а герои предыдущей повести, библиотекарь Маша и бывший студент Борис Дымов – почти родные люди.

Сергей Заплавный, как всякий самобытный писатель, имеет свои языковые пристрастия, и в его текстах естественным образом живёт музыка народной речи. А ещё писатель любит простые женские имена, и особую роль в его повествованиях играет имя Маша, Мария, Марейка.  Вспомните народные заговоры – в них заговорщики  часто обращаются к этому имени. Вот начало одного из них, услышанного мной из уст деревенской жительницы: «Шла  Мать  Мария  лесами  тёмными, горами  высокими, ущельями  глубокими, полями-долинами  широкими, тростью  золотою  махала,  путь  себе  расчищала...»

Любование русской речью, неотделимой от истории России и Сибири, прослеживается во всех  произведениях Сергея Заплавного. Но в «Рассказах о Томске»,  «Томских сказаниях» происходит не просто воспроизведение в слове многовековой истории старинного сибирского города (Сибирских Афин), но и волхование шамана, знатока  материала, легко парящего духом над временем.

От текстов просто невозможно оторваться!  Волшебный магнитный эффект возникает лишь тогда, когда писатель полностью погружен в материал, что позволяет ему легко соединить канву исторического повествования с высокой художественностью образов.

В «Рассказах о Томске», «Томских сказаниях, в книге «Крылатый конь», в романе «Клятва Тояна» Сергей Заплавный превращается в певца-сказителя, кайчи, творца мира, который может воскресить из небытия давно ушедшее время.

Но есть в книге избранного Сергея Заплавного одна вещь, которая позволяет в зеркале давних исторических событий вдруг, удивительным образом, увидеть сегодняшний день. Это роман «Мужайтесь и вооружайтесь!».

В название  романа вынесены слова страстотерпца, святейшего Кира Гермогена, Патриарха всея Руси, умученного голодом в Чудовом монастыре, сказанные им перед смертью: «Да будут благословенны те, которые идут для очищения Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будьте прокляты. Мужайтесь и  вооружайтесь! Время, время пришло! Время в деле показать  подвиг, и на страдание идти смело! Опояшемся оружием телесным и духовным!»

Действие романа охватывает времена  великой Смуты, когда разлад между правительством и народом дошёл до крайности. Но кремлёвские верхи вместо укрепления государства стали его раскачивать, посадив на трон с помощью польского магната Юрия Мнишека беглого чернеца Гришку Отрепьева (лжецаря Дмитрия).

Так началась кровавая русская Смута, охватившая все сословия. На дело защиты  государства встаёт русский народ. Князь Дмитрий Пожарский шлёт из Ярославля   послание большому Сибирскому дьяку Нечаю Фёдорову с просьбой о помощи. Совместным решением с письменным головой Тобольска, воеводой Василием Тырковым был  начат сбор  сибирского войска в помощь князю Пожарскому  и серебра для чеканки ярославской копейки.

За сбор серебра отвечал Василий Тырков. Он же повёл Сибирское войско  в Ярославль. Поход  продолжался  сорок три дня. О  нравственной  крепости и чистоте духа  рассказывает эта история создания Сибирского войска. Велика духовная мощь народа, у которого воеводы стоят не на  основе кандальной власти, а на мудрости: «Покоряй сердца любовью, а не страхом и копейкой. Ешь с голоду, а люби смолоду».

Каждое слово этой присказки народной вбивает гвоздь в наше продажное, падкое на деньги,  суетное время. Люди сейчас (и правители, и  граждане) забыли о том, что  копейка и страх   ничего не стоят в сравнении с великой силой любви. Забыли, потому что и любовь  пытаются продавать и покупать!

Мы знаем, чем закончилась история изгнания предателей-правителей из Московского кремля – противостоянием Михаила Романова, посаженного на трон после победы отчизников – князя Пожарского и Козьмы Минина, с одной стороны,  Трубецкого и  Мстиславского и прочего воронья, желавшего на трон иноземцев, с другой стороны. Последние, в конце концов, и вернули ситуацию на круги своя.

Но опыт народного ополчения, объединивший  и превративший людей в воинов, способных делать историю своими руками, остался в веках примером великого подвига народа. Именно народ в  трагические моменты, когда гибель грозит самой жизни, берёт в свои руки  власть и правит историю. А затем снова уходит на поля Родины сеять хлеб и  продолжать жизнь.

Это не народ не может усвоить уроков истории, а бездарные  правители  неспособны понять, что, сколько ни набивай мошну, а  туда – к престолу Божию – не унесёшь даже и ниточки. С чем пришёл в этот мир, с тем и уйдёшь. Останется на этом свете  лишь то, что отдал людям.

Сергей Заплавный в зеркале, отразившем историю давних лет,  показал нам облик настоящего времени, в котором легко могут ожить герои великой Смуты, рождённой  вопиющей несправедливостью  современной жизни.

Надо сказать ещё и о том, что книга избранного Сергея Заплавного,  необычна и по структуре, ведь открывается  она поэтическим разделом. Казалось бы, крупные формы  прозаических произведений – повести, романы,  могут основательно потеснить стихи, отняв у хрупких   текстов  их  лирическое очарование. Но  этого не происходит. Поэтический раздел вполне органично вписался в  ткань книги, возможно потому, что и в  поэзии Сергей Заплавный остаётся сказителем, кайчи,  в песне которого преобладают эпические  мотивы.

Людмила Козлова,
г. Бийск