Затонувшие корабли

Элеонора Белевская
      Пьеска в ! акте

Действующие лица:

Муж - Арсений Иванович    - 33 года,
 жена- Надежда Андреевна   - около 30 лет,
 гостья - Людмила Сергеевна   - около 27 лет.

Комната обычной городской квартиры. По стульям и столу беспорядочно разбросаны книги, газеты, одежда. Работает телевизор. На диване спит Арсений.

     Звонок в дверь.
Арсений вскакивает, протирает глаза, поправляет галету.
Звонок повторяется.Арсений идет открывать. На пороге - Людмила - симпатичная девушка, одетая по-спортивному.   
ЛЮДМИЛА. Здравствуйте, Арсений Иванович. С трудом вас нашла... Вы меня не узнаете?
АРСЕНИЙ. Я...Простите... Вы... Мой бог...Вы мне снитесь?
ЛЮДМИЛА. Вспомнили? Я принесла долг. Тогда в Мурманске вы меня здорово выручили. Можно сказать, спасли...Хотела по почте прислать, а тут командировка... И я решила - так быстрее.
  Вытаскивает деньги, дает Арсению. Тот механи¬чески берет, как бы в полусне.
АРСЕНИЙ Бог мой...Как мимолетное виденье... Ну что
же вы, раздевайтесь.
ЛЮДМИЛА. Ой, спасибо. Я тороплюсь. Через три часа улетает мой самолет в Новороссийск.
АРСЕНИЙ. Бог мой, опять - как мимолетное виденье... Так нельзя...Опять, как жар-птица, сверкнула крылом - и до свидания. Это жестоко. Побудьте, хоть немного.
ЛЮДМИЛА. А вы опять говорите красиво.
АРСЕНИЙ. Глядя на вас, хочется говорить отихами. Ну побудьте же со мной, хоть немного, раз уж вы решили навестить старого одинокого медведя в его берлоге.
ЛЮДМИЛА. /смеясь/ Ну, ладно. Только при условии, что вы не будете говорить так витиевато.
АРСЕНИЙ. Твое желанье - мне закон. Я буду молча, с собачьим восторгом смотреть на вас.   Прошу.
                Людмила садится.
АРСЕНИЙ ( достает из шкафа неполную бутылку "Столичной" Вот все, что я могу предложить лля обогрева.
ЛЮДМИЛА. Нет, спасибо. Я не буду пить.
АРСЕНИЙ. Странно. Мне казалось, что все современные женшины пьют водку.
ЛЮДМИЛА. Значит, я не современная.
АРСЕНИЙ. Ну, я сейчас слетаю за чем-нибулъ другим.
ЛЮДМИЛА. Нет, нет. Ради бога. А то я сейчас уйду. Как поживает ваш приятель?
АРСЕНИЙ, (нарезая колбасу). Который?
ЛЮДМИЛА. Ну, который с вами был,который  ушел тогда...
АРСЕНИЙ.  И   почему это женщинам всегда нравятся те, которые уходят? Борей его зовут. Он самый красивый из нас.  А  меня как зовут помните? Ах, да. Вы же меня назвали. А вот я не помню, как вас зовут. Да, представьте себе.  У меня склеротическая память на имена. Ваши глаза я узнал бы через сто лет. А вот имя, простите... Вера?
ЛЮДМИЛА. Так звали мою соседку по номеру. А меня - Людмила. Ай-ай, какое легкомыслие. Вы одалживаете крупную сумму и  даже не знаете, кому.
АРСЕНИЙ. Грешен, грешен, Людочка. И как это я забыл.
А вашу соседку...черт...Таежная такая девушка.
ЛЮДМИЛА. Она очень милый человек.
АРСЕНИЙ. Ба-алшой русский человек... Людочка, ну, выпейте, хоть символически. За встречу.
Людмила порывисто берет рюмку и пьет до дна.
АРСЕНИЙ. Вот это умница (обнимает ее, Людмила его отталкивает)...Простите... Не сердитесь. Я буду смирным и слабым. Только не  уходите. Мужчине ведь иногда даже хочется быть  слабым.
ЛЮДМИЛА. Зачем вы паясничаете?
АРСЕНИЙ. Милая девушка.
ЛЮДМИЛА. Ну, я,пожалуй, пойду.
 АРСЕНИЙ. Вам скучно со мной. Неуютный я мужчина, правда? И      кругом такой беспорядок. А вы будьте выше. Представьте, что здесь луна и сирень...Много сирени.
ЛЮДМИЛА. У меня плохое воображение.
 АРСЕНИЙ. Это плохо. А ведь вы, кажется, журналистка? У  вас должно быть воображение и это...как ее...хватка у-у-у…
ЛЮДМИЛА. У меня ничего этого нет. А вам я бы посоветовала идти работать на эстраду.
АРСЕНИЙ. Ну что вы. Я не профессионал. Просто любитель. Психолог-любитель.
ЛЮДМИЛА. У вас большие претензии. И вообще, я не могу, когда со мной так разговаривают...Я теряюсь./Встает и идет к двери/.
АРСЕНИЙ./совершенно преображается/. Простите. Вы - очень милая. Оставайтесь такой, какая вы есть. И вообще оставайтесь. То есть, я, кажется, опять сказал глупость. Побудьте здесь, сколько можете. Видите, я, как нищий, прошу. Мне очень плохо и одиноко. А, впрочем, уходите. Всё.
ЛЮДМИЛА.Знаете что, Арсений. Давайте пить чай.
       Арсений резко оборачивается, обнимает Людмилу и целует.
ЛЮДМИ1А. /глядя на столик с предметами женского туалета/ А где ваша жена?
АРСЕНИЙ. У, женщина! Обязательно надо все испортить.  Какая жена? Ты будешь моей женой / перехватывает ее взгляд/... Пудра и печать в паспорте  -  вот все, что осталось от несокрушимого брачного союза. Давай говорить о чем-нибудь более настоящем. /Наливает в рюмки водку/. Знаешь, в детстве я мечтал, что буду плавать по далеким морям и искать в них затонувшие корабли. Так вот, когда я гляжу в твои глаза, мне кажется, что в них  скрываются обломки затонувших кооаблей.
ЛЮДМИЛА. Я знаю ату песню.
АРСЕНИЙ. Всё ты знаешь, трезвая, маленькая женщина. Ты, как улитка, сидишь в своей раковине. Ничему не веришь, всего боишься, боишься, что человеческие страсти повредят скорлупу, потревожат твое нежное тельце. Мне жаль тебя.  Ты даже, если увидишь свое счастье, пугливо спрячешь голову. А знаешь, чтобы испытать счастье, нельзя бояться отчаяния. Знаешь, один мудрец сказал: "настоящее счастье начинается по ту сторону отчаяния".
ЛЮДМИЛА ( задумчиво). Я испытала отчаяние. И, мне кажется, я понимаю того мудреца. Но я боюсь красивых слов. Жизнь меня научила им не верить... А, впрочем, выпьем. /Пьет/.
АРСЕНИЙ. Все правильно. Слова - шелуха. Ты умная, ты должна меня понять./Горячо целует ей руки./
ЛЮДМИЛА. Мне надо дать телеграмму. У вас внизу почта. Я схожу, а потом просижу у тебя до самого отлета. И ты, если хочешь,проводишь  меня в аэропорт.
АРСЕНИЙ. Я пойду с тобой. Куплю горючего заодно.
ЛЮДМИЛА. Нет. Не надо. А то меня в самолет не пустят. Я пойду одна.
АРСЕНИЙ. Убежишь...Оставь тогда залог./Берет сумку/.
ЛЮДМИЛА. Говоришь о доверии, а сам...А, впрочем, ладно. /Вынимает из сумки кошелек и протягивает ее Арсению/.
                Уходит.
АРСЕНИЙ. Возвращайся побыстрей.
     Он  критически рассматривает себя в зеркале. Причесывается. Выхолит из комнаты. Возвращается с бутылкой самодельной настойки. Переливает ее в графин, останавливается посреди комнаты и осматривается. Замечает беспорядок и начинает рассовывать одежду, книги и газеты по столам и шкафу. Снова подходит к зеркалу. С досадой проводит пальцами по небритым щекам.
                Звонок.
    Арсений быстро проводит расческой по волосам и идет открывать. В дверях - жена Арсения, красивая, но несколько вульгарная женщина.

АРСЕНИЙ /отступает/. На-адя... Что случилось?
НАДЕЖДА /бросается к нему/. Я, моя лапонька. Уй, ты, мой ёжик небритый. Соскучился, Арсюка?
АРСЕНИЙ. Ты откуда свалилась? У тебя же еще три дня.
НАДЕЖДА. В гробу я их видала. Тощища, сдохнуть можно. 0-ой, устала /садится/. Ну ты чего, лап, не рад что ль? Ну, иди ко мне.
АРСЕНИЙ /стоит в растерянности/. Тьфу, чёрт! Ты можешь толком объяснить, в чем дело?
НАДЕЖДА. Ну чего объяснять...Соскучилась. Погода расклеилась. Море расштормилосъ. А там, окромя моря, сам понимаешь.
АРСЕНИЙ. Ты бы хоть телеграмму дала. Я бы встретил.
 НАДЕЖДА. Мя-у. Хотела тебе сюрприз устроить. Вот, думаю, сейчас явлюсь, а у него в шкафу любовница сидит. У-а-а-а...   Ну-ка сейчас проверим, нет ли там любовницы./Открывает шкаф/.
АРСЕНИЙ. Тьфу, дура
НАДЕЖДА /обнимает его/. Уж  и пошутить нельзя. Знаю, ты у
меня аморальноустойчивый.
АРСЕНИЙ /раздраженно/. А ты по-прежнему пошло остришь. НАДЕЖДА /обиженно сюсюкая/. Подумаешь, вумный, воображала.
АРСЕНИЙ /надевает пальто/. Я сбегаю в магазин за хлебом.
НАДЕЖДА. Булочная, лапа, уже закрылась. Я чувствовала, что у тебя дома ничего нет из жратвы, охламон. /Достает из сумки продукты/. Вот булки, масло,сыр ...Сейчас пировать будем. . .Виноград. .. А это, угадай что...Икра. Твоя любимая. Оттуда. Все оттуда. Я отчасти из-за этой икры приехала раньше. Представляешь, если бы она три  дня пролежала в тепле, да еще - дорога...
АРСЕНИЙ. Мой бог!   Из-за икры уезжать раньше с курорта... это…
НАДЕЖДА. Да не из-за икры. /Подходит к мужу/. Из-за тебя, охламон... Там все бабы спятили, хахалей позаводили...
АРСЕНИЙ. А на тебя никто не польстился, что ль?
НАДЕЖДА. Дурак! Скотина! Да, Витька Ивлев меня чуть не изнасиловал... морально.
АРСЕНИЙ. Мой бог! Вот это уже интересно.
НАДЕЖДА. Он  бороду отпустил. Кандидатскую защитил недавно, представляешь! А что сегодня по телевизору?
АРСЕНИЙ. Не знаю.
НАДЕЖДА. Знаешь, что он мне рассказал?..Ирина разошлась с Павлом и живет с Ветровым.
АРСЕНИЙ. Сплетни меня не интересуют.
НАДЕЖДА. Спле-етни. Витька - солидный мужик. Знаешь, как он за мной увивался. Все повторял: "Вас оценить может только искусствовед как уникальное произведение искусства.И где только Арсен вас откопал? Ха-ха...Представляешь?
АРСЕНИЙ.  Старый пижон. У самого жена - корова. А ты и
рада задом перед ним вертеть...
НАДЕЖДА. Хамишь, Арсюля. Нет, я не из таких. Кстати,твоя бывшая любовь Натка Елисеева давала там жару. Крутила с массовиком, а потом повесилась на шею какому-то  хилому актерчику. Да так противно, по-бабьи.
АРСЕНИЙ. Я сейчас приду. Лекарство кончилось.
НАДЕЖДА.  Сиди. У  меня все есть.
АРСВНИЙ. Запасливая женщина. А сигарет у тебя нет случайно        НАДЕЖДА, /достает из сумки пачку.ВТ.       
АРСЕНИЙ. Ты же знаешь, я это не курю. Я пошел, а то магазин закроется.
НАДЕЖДА / подходит к столу/.   Постой, а-а! Та тут остатки пиршества. Стол накрыт на две персоны. Где она?   А вот и "Шипка" /берет со стола начатую пачку/.
АРСЕНИЙ. Мишка Потапов сейчас заходил. Кстати, я обещал  посмотреть его магнитофон, барахлит чего-то.
НАДЕЖДА. Жену на магнитофон меняешь А я - то дура летела к тебе, думала - обрадуешься.
АРСЕНИЙ. Ну что ты раскудахталась. Я через полчаса вернусь.      НАДЕЖДА. Захвати мне в аптеке валидол. Что-то сердце жмет. Кстати, Николай Андреевич умер от инфаркта.
АРСЕНИЙ. Тьфу, черт! Когда?
НАДЕЖДА,   Уже два месяца. А Алла даже не соизволила сообщить.
Арсений   открывает дверь.
НАДЕЖДА. Мишкина жена мне обещала выкройку. Возьми, не забудь. .
    Замечает женскую сумочку. Хватает, заглядывает  в нее и бежит к двери.
НАДЕЖДА.  Арсений, Арсений. Ты кое-что забыл.
АРСЕНИЙ  /возвращается/. Тьфу, черт!  Это агитаторша.
Агитаторша приходила. Растелепа. Попробую догнать.
НАДЕЖДА. Что-то я не слыхала о выборах.
АРСЕНИЙ. Призывала включиться в соцсоревнование...За образцовую чистоту подъездов... Ну, давай же.
    Появляется Людмила.
 НАДЕЖДА./ протягивает ей сумку/. Нельзя быть такой рассеянной, девушка.
АРСЕНИЙ. Людмила...
ЛЮДМИЛА / после долгой паузы/. Желаю счастья, искатель затонувших кораблей. 
                Уходит.