Соприкосновение с историей веков

Любовь Огарь
               

     «Русская душа, несомненно, носит на себе предпочтительно пред людьми других народов, печать какой-то особенной помазанности,  какого-то избрания, какой-то ярко выраженной небесности».
 Из книги « Судьбы царёвы». Е.Поселянин.
     Мне повезло, и, может быть, даже больше – посчастливилось соприкоснуться с историей – услышать шелест вековых дубов, прохладу ветра Финского залива, звон колокольчика на пруду у домика Марли, подзывающего рыб, как при Петре 1, поговорить с эхом в Гатчинском замке  и т.д.
     И мне хочется сказать о себе словами писателя Леонида Бежина из книги «Молчание старца или как Александр 1 ушёл с престола» - это счастье было следствием некоего совпадения, предусмотренного теми, кто, незримо управлял моей судьбой. Сначала посадил меня в кресло с книгами «Санкт-Петербург и его пригороды», «Русские императоры, немецкие принцессы»,  «Давно замолкшие слова» и другие книги, соприкасающие с историей дома Романовых. И дальше он пишет то, что человек как бы намагничивает места своего присутствия, … и мы чувствуем этот магнетизм – духовное поле, и – происходит соприкосновение, сообщение, мы что-то улавливаем, нам что-то передаётся: сигнал, импульс, ток… и понимание. Происходит таинственная связь, ведомая только тебе одному, о которой я немного хочу поделиться.
     Моя поездка в Санкт-Петербург, помимо меня, планировалась заранее свыше, то есть, за полтора года из разных источников ко мне стала поступать историческая информация  о династии Романовых, живших в Москве и Санкт-Петербурге. И, конечно, огромное впечатление произвела на меня, подаренная на день рождения, книга «Санкт-Петербург и его пригороды», 2005 года издания, моими друзьями, а так же рассказ и впечатления  о поездке в 2006 году в Санкт-Петербург моей подруги Веры. Словно, всё это что-то разбудило во мне. Наверное, пришло время узнать историю. Историю, которая началась с  Москвы, может с Ивана Грозного или с Ивана Калиты, историю русского народа. Читая литературу, я получала каждый раз новую дополнительную информацию – как жилось русскому народу, как правили цари, как происходила передача управления в России, о русских и немецких принцессах и о многом другом. Читая, мне, конечно, хотелось побывать в тех  местах, увидеть своими глазами сердце России – Кремль в г. Москве, царские резиденции и столицу Российской империи, город Санкт-Петербург, основанный 27 мая 1703 года, который явился замыслом Петра 1.
     И я соглашаюсь со словами А.А. Григорьева, записанные в книге «Санкт-Петербург» и его пригороды»: Бездна поэтов восхваляла и описывала наши северные ночи, но выразить красоту их словами так же невозможно,  как описать запах розы и дрожание струны, замирающее в воздухе. Не передать никакому поэту того невыразимого таинственного молчания, полного мысли и жизни, которое ложится на тяжело дышащую Неву, после дневного зноя,  при фосфорическом свете лёгких облаков и пурпурного заката. Не схватить никакому живописцу тех чудных красок и цветов, которые переливаются на небе, отражаются в реке, как на коже хамелеона, как в гранях хрусталя, как в поляризации света. Не переложить музыканту на земной язык тех глубоко проникнутых чувством звуков, поднимающихся от земли к небу и слова, в отражении их небесами, падающих  на землю».
     Санкт-Петербург действительно словами не описать. Всю красоту его дворцов, парков, фонтанов, слияние в гармонии души, вдохновение, которое присутствует всегда и, которое просится из глубины моего внутреннего мира. Оно выливается и в прозе, и в поэзии.
     Санкт-Петербург - «самый странный из всех российских городов». Он особенный организм с ярко выраженной индивидуальностью, обладающей душой  сложной и тонкой, которая живёт своей таинственной, полной драматизма жизнью. И вот из глубины души создались у меня следующие строчки:

     Я тронута до глубины души
     Величием дворцов и красотой
     Всех залов, парков, где могла в тиши
     Я ощущать свой внутренний покой.
     Мерцанием воздушных куполов,
     Парящих в небесах, летящих ввысь.    
     Хранящую историю веков,
     Перед тобою, Русь, я преклонюсь.
     Я преклонюсь пред всеми, кто с тобой,
     От мала, до велика, строил град
     И вёл неравный бой с самим собой,
     Ни от кого, не требуя наград.

     Я и не предполагала, что на второй день моего приезда с подругой Верой в Санкт-Петербург, мы посетим остров Кронштадт на пароме по Финскому заливу из Ломоносова. Побывали на квартире Иоанна Кронштадтского во время молебна во здравие. Гуляли по Дворцовой площади – «это своего рода архитектурная Корона  Северной столицы России, в центре которой возвышается монолитная гранитная колонна, завершённая фигурой Ангела». Посетили Аничков дворец, слышали мелодию музыкальной люстры.  «Путешествовали» по залам Зимнего дворца, дворцам Меньшикова, Юсупова, Строганова; по Мраморным и Михайловским замкам. Посетили Александро-Невскую Лавру, припадали к мощам Иоанна Кронштадтского, Ксении Петербургской, Пантелеймона целителя, Александра Невского и многих других, посещая храмы, соборы – Казанский, Исаакиевский, Воскресения Христова, Петра и Павла, Свято-Троицкой и другие. Гуляли по Невскому проспекту, в Летнем саду, Таврическом и в грандиозном архитектурно – парковом ансамбле - Петергоф и др.

                Петергоф

     Вот уже триста лет Петергоф восхищает своих гостей игрой хрустальных струй водомётов, позолотой скульптур, изяществом дворцов и павильонов, разнообразием видов, среди которых один из самых прекрасных – с Морского канала на Большой каскад, над которым раскинул свои крылья-галереи Большой дворец. Каждый российский монарх старался привнести что-то новое в облик парадной резиденции, привлекая к работам лучших мастеров своего времени.
     Своё путешествие, как и все гости, мы начали с Большого каскада, поражающего блеском золота скульптур и разнообразием фонтанов и канала, соединяющего каскад с Финским заливом. Я не удержалась, мне так захотелось сфотографироваться на фоне залива, а вдали виднелся остров Кронштадт, сливающийся с облаками и голубым небом. У меня появилось ощущение, что передо мной открылся простор. Захватывает дух, когда смотришь на такое величие, - Финский залив, соединяющий  Петергоф с Кронштадтом.
Прогуливались по парку вдоль павильонов «Эрмитажа», видели домик Петра 1, дворец Марли, Монплезир. Фонтаны «Ева» и «Адам»,
«Шахматная гора» и «Пирамида», «Солнце» и др.  У меня было такое ощущение, что я в 19 веке, прогуливаясь, беседую с гостями царственных особ. На какой-то миг остановилось время, и прошлое соединилось с настоящим. Что это? А это каждая императорская чета и их дети, родные и знакомые оставили в пространстве информационный след – шелест листьев и шелест платьев царевен и императриц, пение птиц, журчанье водопадов и нежную мелодию флейт, красивый бархатный голос одной из дочерей императора Николая 1 и императрицы Александры Фёдоровны – Александры. Всё слилось воедино. И эта вся атмосфера пропитана светской жизнью: балы, великолепные празднества, веселье, радость и любовь.
     Конечно же, любовь… Всё было прекрасно. Мы забыли о времени. И вот рядом с домиком Петра 1 и дворца Марли увидели яблоневый сад.  Взрослые и дети угощались царскими яблоками. А рядом на берегу пруда, около дворца Марли, девочка лет  шести-семи колокольчиками подзывала рыб, а когда те подплывали, кормила их с рук. Сколько радости было у ребёнка! Такое кормление рыб с колокольчиком осталось со времён Петра 1.
 Мы услышали вдруг вдалеке заливистый смех. И решили узнать, что же происходит. На земле были видны квадратики по которым бегали дети и взрослые. Оказывается, это был фонтан-шутиха. Как только желающие оказывались на территории фонтана, брызгала вода и они мокрые, и радостные от восторга разбегались. Они стремились пробежать ещё и ещё, но ни у кого не получалось  «убежать сухим». Этот парк с фонтанами и дворцом был любимым местом пребывания Петра 1. Прогуливаясь по парку, мы подошли к мраморной скамье с бюстом великой княгини Александры Николаевны, дочери императора Николая 1, умершей при родах в 1844 году. При её жизни все говорили: «Прелестная девушка, как жаворонок, распространяющая вокруг себя только радость!» - и если, кто будет в Петергофе, не забудьте постоять у её любимой скамейки и полюбоваться её изображением на мраморе. Это память на все века. Очень трогательно.
     Петергоф – грандиозный архитектурно-парковый ансамбль  18-19 веков, украшен более чем сотней фонтанов. На его территории – площадью свыше тысяч гектаров – построено около тридцати зданий и павильонов. И, конечно, если есть возможность, то лучше побывать там. Как говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

     И я соглашаюсь со словами А.А. Григорьева,
 записанные в книге «Санкт-Петербург» и его пригороды»: Бездна поэтов восхваляла и описывала наши северные ночи, но выразить красоту их словами так же невозможно,  как описать запах розы и дрожание струны, замирающее в воздухе. Не передать никакому поэту того невыразимого таинственного молчания, полного мысли и жизни, которое ложится на тяжело дышащую Неву, после дневного зноя,  при фосфорическом свете лёгких облаков и пурпурного заката. Не схватить никакому живописцу тех чудных красок и цветов, которые переливаются на небе, отражаются в реке, как на коже хамелеона, как в гранях хрусталя, как в поляризации света. Не переложить музыканту на земной язык тех глубоко проникнутых чувством звуков, поднимающихся от земли к небу и слова, в отражении их небесами, падающих на землю».
     Санкт-Петербург действительно словами не описать. Всю красоту его дворцов, парков, фонтанов, слияние в гармонии души, вдохновение, которое присутствует всегда и, которое просится из глубины моего внутреннего мира. Оно выливается и в прозе, и в поэзии.
   Встречались  с добродушными людьми, любящими свой город. Одна пожилая женщина, которая жила в Ленинграде во время блокады, на мой вопрос: «Вы родом из этих мест?» - ответила: «Мы все отсюда родом!». Она была права, мы все проживаем не одну жизнь. Если человек иногда, встречая впервые другого человека, думает, где же я его встречал, таким близким он ему кажется. Так же и места: попадаешь впервые и чувствуешь  какое-то притяжение, полёт, лёгкость и любовь. Эти чувства и ощущения не опишешь. Это внутри тебя.
     В этой поездке соединились разум с сердцем. Та, полученная новая  информация во время экскурсий по залам Гатчинского дворца, в Павловске, Царском Селе, в Аничковом, Меньшиковском, Юсуповском дворцах, в парке Александрия, хорошо укладывалась в моём сознании и соединяла недостающие звенья. Но, до того, как получить её, со мной происходили странные события. Каждая цепочка информации, связывающая какое – либо историческое звено, по крайней мере, для меня, доставалась с трудом, словно кому-то не хотелось, чтобы происходило соединение, раскрывающее для меня что-то новое и важное. 
     Немного поясню, - мне очень интересны все исторические факты, связанные с Домом Романовых. Но глубже и больше хотелось знать о царской чете – Александре 2 и его супруге Марии Александровне. А так как я впервые была в городе  Санкт- Петербурге, то не могла заранее знать, где могу услышать о них дополнительную информацию.
     Гуляя по Невскому проспекту, мы вышли к каналу Грибоедова и повернули  к  храму Спаса на крови. Только повернули, как ноги мои стали тяжёлыми, я их еле передвигала, словно они не хотели идти к храму. Сначала не могла понять, что это такое? Мы, купив билеты, вошли в Храм Воскресения Христова (Спас на крови). Он возведён на месте смертельного ранения императора Александра 2. «При сооружении храма Воскресения Христова перед архитекторами была поставлена задача: часть мостовой, на которой совершилось страшное злодеяние, необходимо было включить в интерьер храма. Это место, находящееся в западной половине здания, отмечено драгоценной сенью, установленной в 1907 году.
     Там, ниже уровня пола, куда спускаются по нескольким ступеням можно видеть обагрённые кровью во время убийства перила и части мостовой. Войдя в храм, нам предложили посидеть,  и подождать пока не соберётся определённое количество людей для проведения экскурсии. В момент ожидания мои глаза неустанно смотрели на огороженное место, оно притягивало меня. Скорее не сенью, а информацией. Одно дело читать и другое – видеть своими глазами. Здесь происходит резонанс уже заложенной информации в сознание с поступающей новой. Притяжение – можно сказать, соединяется разум с душой на уровне ощущения и понимания.
     Подошёл экскурсовод, и повела нас по храму. В нём нет обычного среднего входа – храм имеет по обе стороны колокольни две паперти. Внутри Спаса на крови нет ни одного живописного произведения, стены почти сплошь покрыты мозаичными изображениями. Иконостас, где находится святая Марина Магдалина с сосудом в руках. На северной стене – призвание апостола  Матфея – мозаика… Общая площадь храма Воскресения Христова 1642 кв. метра, а высота 81 метр.
     Закончилась экскурсия, мы вышли из храма, и я почувствовала лёгкость, ощущение свободы, как будто там, в храме, освободилась от чего-то негативного, непонятого или не принятого в своё время то, что находилось глубоко в подсознании. Я вышла из храма другая, может быть, это произошло за счёт обмена информацией, как очищение через прорыв из подсознания.
     Император Александр 2 знал, что только седьмое покушение будет роковым и, поэтому, к первым покушениям относился спокойно. В 1866 году прозвучал первый выстрел, - как предупреждение. Именно с этого года император начал встречаться с юной, на тридцать лет моложе его, Екатериной Долгорукой. Затем через год, в 1867, когда Александр 2 возвращался с парада во Франции с Наполеоном 3 – прозвучали два выстрела – оба раза промахнулся польский эмигрант Березовский, и таким образом, каждый выстрел при жизни императрицы отзывался, как эхо, болью на её здоровье , несмотря на его равнодушное отношение в последние годы.
      Императрица Мария Александровна ушла из жизни в 1880 году, и, конечно же, душа её не могла знать о месте последнего покушения (1 марта 1881 г.) на императора Александра 2. Она его любила, тихо угасая, не навязывая себя, а смиряясь.  И только Произволение Божие вознесло незаконнорождённое дитя Великого герцога Людвига 2 Гессен-Дармштадского, - принцессу Марию в 1841 году на Русский Престол.
     Хорошо сказала в своей статье: «Три зеркальных секрета – «Белой розы» - Светлана Макаренко -… «Они быстро старели, теряли здоровье, силы, почти каждый год, рожая  наследников фамилий…
  Они воспринимали свою трудную Материнскую дорогу, как некое Служение России, Роду. Быть может – Самим себе. Можно сказать, их никто не заставлял! Это – правда. Они воспринимали всё – как Божий дар. Они ведь, как ни говори, все, с младых ногтей, были верующими, и прекрасно знали, что с Высот Престола и Добро и Зло, творимое ими, будет выглядеть несколько иначе, чем обычные деяния простых смертных. Да и взыщется с их душ на Небесах тоже – несколько иначе».
   
                ЦАРСКОЕ   СЕЛО.

     Конечно же, мы посетили  и Царское село. Перед нами встал величественный Екатерининский дворец и, возвышающиеся над ним купола дворцовой церкви. При входе в парк нас встречали музыканты в костюмах 18 века, давая возможность соприкоснуться с прошлым и на миг увидеть, как к дворцу подъезжают кареты с гостями, спешащими на бал. И под этим впечатлением, мы входим во дворец, где вместе с экскурсоводом попадаем из одного зала в другой, внимательно слушая историю царского рода. Вот – парадная мраморная лестница, которую возвёл Александр 2 и, где остались вензеля – Александр и Мария, «А и М» - переплетённые меж собой.
      Мне не хотелось уходить с этой лестницы. Опереться бы на неё и долго-долго так стоять, смотреть на парадный вход: а вдруг откроется дверь, и войдут молодые, счастливые, взявшись за руки, цесаревич Александр с принцессой  Марией Гессенской, как  когда-то в далёком 1841 году они прибыли в Царское Село. «По общему мнению, она была признанной красавицей и прекрасно воспитанной, несмотря на свою молодость, она проявляла  всю серьёзность своего характера, всей душой отдалась делам благотворительности и восхищала Святейший Синод своим благочестием».
     Я  много читала про императрицу Марию Александровну, супругу императора Александра 2. И, вот, в сентябре 2007 года мне довелось посетить места, где они жили, отдыхали, радовались, страдали, растили детей и любили. И именно здесь, на этой парадной лестнице с их вензелем, я ощущаю её присутствие. Мне хочется видеть её молодой, здоровой, любящей и любимой. Заглянуть в её голубые, глубокие глаза, коснуться её руки, быть рядом в трудную минуту. А у неё их окажется так много! Это смерти дочери Александры и сына Николая, её болезнь, измены мужа, покушения на его жизнь. Всё это отразилось на её здоровье.
     А в 1872 году Мария Александровна узнаёт о рождении первого незаконнорождённого ребёнка – сына  Георгия. С этого момента она замкнулась и ни с кем не делилась своими мыслями, может, с этого времени болезнь её стала развиваться быстрее. Но, когда в 1878 году родилась четвёртая дочь – Екатерина, то вскоре она узнала о странном, навязанном ей соседстве. Екатерина Долгорукая поселилась со своими детьми над покоями императрицы. Без слова упрёка встретила императрица  Мария Александровна новое испытание. Терзаемая горем, охраняя своё достоинство, императрица нашла в себе силы, чтобы казаться ещё более замкнутой и недоступной. Только однажды, указав на комнаты своей соперницы, она сказала графине Александре Толстой: «Я прощаю оскорбления, наносимые мне, как императрице, но я не в силах простить мучения, причинённые супруге». А я хочу добавить – как женщине и матери его детей.
     Императрицей она себя никогда не считала, думая, что недостойна этого права, как незаконнорождённое дитя, но, в то время она не задумывалась, что выбор этот был от Божьего Произволения. Это выбор Бога.
     Своё мнение она однажды сказала императрице – матери Александра 2, Александре Фёдоровне, когда разговор зашёл о неравном браке Марии Николаевны с графом Строгановым: «Вспомните меня, мама! Это я не ровня вашему царственному сыну.… У графа Строганова больше прав на руку Марии, чем у меня – носить на голове корону Российской императрицы». На что ей ответила императрица-мать: «Ты – жена моего сына. Мать наследника престола Цесаревича Николая. И – дочь герцога Гессенского и Прирейнского Людвига. Ты – императрица России! Заступница  для обездоленных и несчастных! А всё остальное пусть знает и судит лишь Господь Бог…» Слабые, но цепкие руки, стареющей Императрицы обняли -молодую. (Из статьи  «Три зеркальных секрета «Белой розы» Светланы Макаренко, 2003г.)
     Сентябрь 2007 года. Начало золотой осени. И, именно, осенью 1840 года юная Мария, вместе с семьёй Николая 1 в Царском Селе, как невеста Александра, учила русский язык и готовилась к переходу в православие. Давно. Давно это было. А передо мной стоит её образ – милой и немного застенчивой принцессы. И вот мы в парке. По этим аллеям она прогуливалась с Александром, играла с его сёстрами и братьями. Затем появились свои дети. Всё помнит этот старый парк, только стоит постоять и прислушаться к шелесту листьев, заглянуть в тихие воды прудов,  дотронуться слегка рукой до стен в павильонах, вглядеться в цветники,  расположенные по всему парку. Когда ты знаешь, что тебе хочется услышать – ты услышишь. Те же лучи солнца согревают меня, как давно согревали больную императрицу Марию Александровну. Тот же тёплый ветерок, пролетая мимо, тронет слегка мои волосы и они послушно взметнутся вверх, напоминая, что пора прощаться с Царским Селом.
     В течение трёх веков здесь находилась летняя резиденция русских императоров, каждый год, с апреля по октябрь, оставляя знаки своего присутствия на Земле. И, если прислушаться к голосам, уже умолкнувшим, но ещё звучащим – звучащим немо, невнятно, беззвучно, но – осязаемо: погладишь ладонью стены, прикоснёшься к стеклу и – услышишь голос того, кто так же гладил и касался их. Услышишь, и через соприкосновение с местом волшебно оживёт время…

                ГАТЧИНА – ещё один живописный уголок.

     Вся резиденция – Гатчинский замок и парк – отчасти напоминают остров. И не потому что здесь много воды. Гатчина – своеобразный остров истории. А я добавлю – остров любви.
    В Гатчину мы приехали  с Ломоносова на электричке до станции Татьянино. Это название сохраняет память об одной из дочерей императора Николая 2 – Татьяны. Местные жители в знак благодарности и любви к этой молодой царевне, работавшей в военном лазарете вместе со своими сёстрами, таким образом, увековечили память о ней. На станции нас встретила Светлана, дочь хозяйки Веры, у которой мы жили в Ломоносове. Попив чаю, Светлана повела нас знакомиться с Гатчиной. Это небольшой, чистый и светлый городок. Именно в Гатчине с первых шагов  по её улицам мы ощутили чувство умиротворённости, благодати, любви, лёгкости и парения. Может, это было проявление любви жителей этого небольшого городка? И она ощущалась во всём, вернее проявлялась в заботе ко всему историческому. В них жила память предков и они её берегли.
     И вот мы в парке среди лип, дубов, клёнов, лиственниц и пихт, берёз, сосен, ив и елей. Ноги мои словно несли меня над землёй, такая лёгкость была в движении. А может, я ощутила первый приезд  в Гатчину Марии Александровны? Мне казалось, что весь воздух в городе был пропитан Божественной любовью, а что же говорить о парке? Внутри меня поднималась радость, может, та радость, которую испытывала принцесса Мария, гуляя с Александром по парку. Липовые и кленовые аллеи огибают озёра, пруды и протоки. С каждым шагом открываются всё новые и новые картины. Мне представилось, как Мария и Александр плывут на лодке, любуясь красотой романтического острова Любви, павильонами Венеры, Орла, Птичника и т.д. Это были  счастливые минуты, начало их жизненного пути. И вот мы подходим к замку, который возведён в 1766-1777гг. Дворец сооружался для фаворита  Екатерины 2 – графа Григория Орлова, в модном тогда английском стиле – рыцарского замка. В 1873г. граф Орлов умирает и Екатерина 2, выкупив замок у братьев Орловых, пожаловала его наследнику престола Великому князю Павлу Петровичу по случаю рождения у него четвёртой дочери – Александры.  Часть нижнего этажа занимают комнаты Павла 1. Апартаменты второго этажа отделаны для Марии Фёдоровны - его жены. Я не буду описывать все апартаменты, а только остановлюсь на одном эпизоде. Когда наша экскурсионная группа вошла в зал, где висели портреты всех женщин императорской фамилии, экскурсовод остановилась перед портретом императрицы Марии Александровны – супруги императора Александра 2, трепетно и с любовью произнесла:
     - Это портрет жены императора Александра 2 – великой мученицы Марии Александровны. Я прошу понять меня, если мой голос задрожит, и на глазах появятся слёзы. Мне она очень дорога, я люблю её, и преклоняюсь перед её мужеством, смирением, и если хотите, святостью.
Голос её действительно задрожал,  и на глазах появились капельки слёз, но она продолжала говорить. Я стояла в первых рядах слушателей и при её словах у меня «пробежали» мурашки по телу, в горле образовался ком, и слёзы непроизвольно покатились из глаз. Я слегка наклонила голову, чтобы моё состояние не было замечено. Эти искренние, тёплые слова отозвались в моей душе, словно задев за живое. Я не ожидала, что услышу слова признания и любви к императрице Марии Александровне, что она тоже кому - то дорога, как и мне. Так же, как когда-то её все любили, а сестра Ольга, посещая брата Александра и его семью, говорила: - "У них всё было тихо, непринуждённо, свободно. Все относились друг к другу, следуя потребностям сердца". Это были первые годы их совместной жизни.
     Да, у времени есть заповедные острова – один из них называется Гатчина.
     Под впечатлением увиденного, у меня родились следующие строчки о Гатчине:

     Окутан весь парк седой паутиной,
     Тропинки покрыты листвою.
     И Гатчинский край – навеки родимый
     Мне, кажется, пахнет весною.
     Беседки, пруды, островки собою
     Украшают дворцовый ландшафт.
     Тысячи лип, дубов, ив над водою
     Друг на друга, склонившись, глядят.
     Помнят они парадов строение
     Гатчинских войск и крики «Ура!»
     Царских принцесс, цариц, без сомненья
     Всех, без утайки, боготворя.

                АЛЕКСАНДРИЯ.

     Александрия – ещё один удивительный уголок, где мы соприкоснулись с необыкновенно упоительной тишиной, которая незаметно вошла и в наши души. Наверное, это место в своё время было намолено.
    Из истории России мы знаем, что в 1825г. император Александр 1 «пожаловал» этот участок младшему брату,  великому князю Николаю Павловичу, а тот, в свою очередь, своей жене Александре Фёдоровне. В честь её парк был назван Александрией. Тогда и возникла необходимость домовой церкви. В 1834г. строительство церкви было закончено и в июле состоялось освящение во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского. Готическую капеллу мы увидели сразу, как только вошли в парк. Хотя и была дождливая погода, капелла работала, и мы с благоговением вошли в храм. У входа висели фотографии и листы с описанием создания храма и жизни императорских семей, начиная с Николая 1.
     Больше всех моим вниманием завладел образ императрицы Марии Александровны. Одухотворённая и религиозная, Мария Александровна всю себя отдала воспитанию детей и делам милосердия. Современники императрицы отмечали, что её сфера – астральный мир, а не развращённый мир земной действительности. Ф.И.Тютчев после знакомства с ней в Ницце осенью 1864г. писал:
     Как неразгаданная тайна,
    Живая прелесть дышит в ней –
    Мы смотрим с трепетом тревожным
    На тихий свет её очей.
    Земное ль в ней очарование,
    Иль неземная благодать?
    Душа хотела бы молиться,
    А сердце рвётся обожать…

    О религиозности императрицы говорит тот факт, что Николай 1, приходя к заутрене и не находя в церкви никого, кроме своей невестки, шутил, что, наверное, им придётся прослушать всю службу вдвоём. Повернувшись к алтарю, «отделённому от церковного зала резным позолочённым одноярусным иконостасом», я чуть не упала на колени, вдруг, представив перед собой хрупкую императрицу, которая, стоя на коленях, молилась. Это была её беседа с Богом. На какой-то миг, я оказалась рядом с ней, с благоговением наблюдая, как пребывает она в молитве, и не хотелось ей мешать. У каждого своя молитва, своё слово в любви. Мне казалось, прошла вечность, и действительно, ведь это было в середине 19 века.
     Ничего странного нет, когда ты соприкасаешься с историей, это как актёр, вживается в роль, глубоко чувствуя своего героя. Да, это было в то время, когда в трудные минуты она уходила в молитву в надежде что-то изменить.

     В тот момент, когда мы вышли из капеллы, внутри появилась всеобъемлющая любовь, несмотря на то, что моросил дождь. Мы смотрели друг на друга загадочно, словно, каждый из нас «вынес» из Готической капеллы, что-то для себя личное,  глубоко затаённое. Я, например, изучая историю жизни Гессен-Дармштадтской принцессы, затем императрицы Российской Марии Александровны супруги императора Александра 2, поняла, что в этой поездке могу чувствовать и ощущать  то или иное её состояние или присутствие в каких-либо событиях, проходивших в своё время.  И эти ощущения были для меня дорогими. 

                ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ  СОБОР.

      Прежде, чем посетить Петропавловский собор, мы  побывали в часовне Ксении Петербургской. До Петропавловской крепости шли по набережной реки Невы. Путь оказался неблизким. Сначала я ощущала внутренний подъём бодрости, но, когда прошли половину пути, ноги мои словно, отяжелели  и не хотели двигаться. Приходилось заставлять себя идти. Внутри росло недовольство от усталости, почему мы выбрали этот путь пешком, а не транспортом? Ответ пришёл ко мне после посещения Петропавловского собора.
     Собор Петропавловской крепости – усыпальница всех российских императоров. Все императоры и великие князья покоятся под одинаковыми саркофагами из белого мрамора. Только над могилами Александра 2  и его супруги Марии Александровны      стоят саркофаги из цветной уральской яшмы и родонита, представляющие замечательный образец русского камнерезного искусства. Родонитовый саркофаг на могиле русской императрицы – дань привязанности к этому камню членов царствующей семьи: у императрицы Марии Александровны родонит был любимейшим самоцветом. У Александра 2 саркофаг – из зелёной яшмы.  Он безусловно разделял убеждённость своего отца в том, что крепостное право – зло. Отмена крепостного права явилась закономерным итогом длительной работы в этом направлении, начатой ещё Павлом 1. Подписав исторический манифест 19.02.1861г., Александр 2
 признался: « У меня сознание,  что я выполнил великий долг». И рабочие заводов
Урала  в благодарность за отмену крепостной зависимости соорудили им эти саркофаги.
     И вот я стою перед местом захоронения императора Александра 2 и императрицы Марии Александровны. И ещё одна встреча. Окончена жизнь. Для обоих.
     А первая встреча произошла 12 марта 1837 года, когда молодой цесаревич принял предложение от престарелого великого герцога Гессенского Людовика 2 посетить Дармштадт. Это посещение сыграло большую роль в жизни Александра 2. У Людовика 2 было в это время три сына и одна дочь, которой исполнилось 15 лет. Александр Николаевич, увидев её, влюбился и сказал: «Вот о ком я мечтал всю жизнь. Я женюсь только на ней». Раскрытие тайны её рождения не повлияло на его решение. Отец её Людовик 2 женился в 1804г. на принцессе Вильгельмине Баденской, которой было 16 лет. В 1806 году родился Людовик, в 1809г. – Карл. Вскоре Вильгельмина стала жить отдельно и в 1923г. рождается незаконнорождённый сын Александр, который впоследствии стал родоначальником рода Баттенбергов,  а 08.08. 1824г. – дочь Мария…
     В записках А.Толстой, которые начинаются в 1880г. об императрице Марии Александровны записано: « И последние 15 лет она прожила в безмолвии. Призванная прощать изо дня в день в течение многих лет, она ни разу не проронила ни жалобы, ни обвинения. Тайну своих страданий и унижений, она унесла с собой в могилу!»

      Государь приходил каждый день, на очень короткое время, но она не жаловалась. В каждом слове, в каждом движении звучало безграничное смирение. С тех пор, как она заметила, что император охладел к ней. Она, молча, страдала, продолжая, несмотря на переживаемое испытание, сохранять чувство благодарности  к человеку, подарившему ей свою любовь и сделавшему из неё, незначительной принцессы, императрицу–повелительницу всея Руси. Мария Александровна выражала желание умереть в одиночестве. И, шутя, говорила: «Не люблю этих пикников возле смертного одра». Бог внял её молитвам. Рано утром 22 мая 1880 года она отошла в мир иной.   
     Все отмечали, что на смертном одре она была прекрасна. Наследник, будущий император Александр 3, сказал: « Если бы зашла речь о канонизации моей матери, я был бы счастлив, потому что я знаю, что она была святая». И « если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно дорогой милой маме» - « Именно она воспитала Александра глубоко верующим с твёрдыми нравственными принципами».
     Мария оставила письмо, в котором благодарила супруга за счастливую жизнь, за то, что долгие годы он был рядом. И ещё две записи, духовное завещание.                1. Я желаю быть похоронена в простом белом платье, прошу не возлагать на мою  голову царскую корону. Желаю также, если это возможно,  не производить вскрытие.
2.Прошу моих детей милых поминать меня сорок дней и по возможности присутствовать на обедне, молиться за меня…

     Все её желания исполнены, кроме одного. Результаты вскрытия поразили докторов.
     Оказалось, что Боткин был совершенно прав: одного лёгкого не существовало, в другом нашли две значительные каверны, в сердце не оказалось органического недостатка, желудок  в окончательно расстроенном состоянии… Об этом 23 мая 1880 года записал в своём дневнике Великий князь Константин Константинович (знаменитый поэт К.Р.) Как при таком поражении дыхательных органов можно было жить?  Но Мария Александровна жила силой духа, желанием защитить своих детей.
     Я впервые находилась в Петропавловском соборе - усыпальнице всех российских царей, начиная с Петра 1 и в 1998 году в приделе Св.Екатерины были захоронены останки последнего российского императора Николая 2 и членов его семьи, расстрелянных в Екатеринбурге в июле 1918 года.

     Передо мною пять захоронений, вернее саркофагов. Первый - захоронение сына императора Александра 2 и императрицы Марии Александровны, цесаревича Николая Александровича и захоронение второго сына - императора Александра 3 и его супруги императрицы Марии Федоровны, захороненной в 2006 году в Петропавловской крепости. И ещё два саркофага - императора Александра 2 из зелёной яшмы и его супруги Марии Александровны из розового орлеца. Смерть их не разлучила. Прошло чуть меньше года и 1 марта 1881 года они снова были вместе.Екатерина Долгорукая вскоре уехала со своими детьми во Францию и тихо почила в феврале 1922 года. "И между ними, как в самом начале пути, вновь пролегли тысячи земных километров и сотни морских миль".

     Вот так, в третий раз, не суждено было соединиться двум сильным династиям из рода Романовых и Долгоруких. Первый царь Михаил Романов был женат на Марии Владимировне Долгорукой, но вскоре жена через три месяца в январе 1625 года
 умерла. Мать Марии прокляла царя и всех тех Романовых, кто приблизится к Долгоруким. Таким образом, Пётр 2, внук Петра 1, помолвленный в 1729 году с Екатериной Долгорукой, внезапно заболев оспой, умирает в ночь своей свадьбы с 18 на 19 января 1730 года.

     Род Долгоруких приносит семье Романовых несчастья, и они никак не могут быть вместе из-за проклятия. И все покушения, приведшие к трагической гибели Александра 2 можно рассматривать как предупреждающие знаки, о которых ему предсказала цыганка, но никто не связал их с проклятием. Александр 2 в 1866 году, связывая свои отношения с Екатериной Долгорукой, не мог это предвидеть. А до 1880 года, то есть, до смерти Марии Александровны, были для неё периодом смирения. Смирение. Да, я ощущала её смирение. Но оно не походило на отчаяние, как это может показаться кому-нибудь. "Вероятнее всего, - писала фрейлина А.Толстая, - считали близкие, это происходило оттого, что она не хотела унижать мужа в глазах своей семьи и Государя в глазах подданых". Её смирение - безмолвная борьба, если хотите, в первую очередь, с самой собой. Несмотря на то, что она прошла годы страданий, мучений и боли, до последнего вздоха Мария Александровна не теряла веру в Бога. Со смирением приняла в жизни свой крест, и со смирением пронесла его.

     И надо было меня "протащить" от Смоленского кладбища вдоль набережной Невы до Петропавловской крепости! Это была трепетная встреча с вечностью. И это не просто экскурсия по собору. Проявление нежности и внутреннего преклонения проявилось у меня к императрице Марии Александровне. И ещё раз повторю слова гатчинского экскурсовода: "...Я преклоняюсь перед её мужеством, смирением и, если хотите, святостью". Но сейчас у меня голос не дрожит и не наворачиваются слёзы, как в Гатчине. Мне просто стало ясно и понятно, что у каждого человека своя задача на земле и он должен её выполнить. Так и Мария Александровна шла своим путём, вернее, это было Божье провидение. И как бы трудно не было, она понимала, что это её путь, путь души. Иначе и не могло быть.

     Если кто смотрел сериал "Бедная Настя", то помнит, что Мария, поняв, что Александр любит Ольгу Калиновскую, приняла решение уехать в Дармштадт и сообщила об этом матери Александра, Александре Фёдоровне, но на следующий день произошло событие. С младшим братом Костей случилась беда и все стали его разыскивать, а нашла его Мария, затем появился Александр. И с этого момента у них изменились отношения. Не Божье ли это провидение? И как бы ты не хотел его изменить - не получится. Не в Дармштадте, немецкой принцессой она должна была быть, а в России - русской императрицей.

     Она отказалась от царской короны
     И тихо из жизни ушла.
     Тяжёлая ноша - женой быть у трона,
     Но всё же - любовь сберегла.
     И унесла эту тайну с собою,
     Умея прощать и, смиряясь,
     При жизни уже она стала святою,
     За Государя, детей молясь.
     Не споря с судьбою, она угасала,
     Душой возрождаясь в тиши.
     За годы страданий Мария узнала
     О вечности странствий души.