Описание картины Уход Ильича

Братья Бирт
               
                (Из цикла: «Ненаписанные картины»)

                Картина вытянута в горизонтальном направлении. На заднем плане красная Кремлёвская стена с башнями. Выше её синева летнего  неба. Художник не изобразил трибуну с официальными представителями, трибуна на мавзолее тоже пуста. Ощущение такое, что официальная часть вот-вот закончилась. 
                В центре картины солдаты в сине-зелёной форме без головных уборов,  торжественно выносящие  из мавзолея гроб с Владимиром Ильичом Лениным. Мы не видим чётко лиц этих шестерых солдат. На рукаве каждого из них чёрная траурная повязка. За ними мавзолей с молодыми елями и чёрный открытый проём, откуда  вынесли тёмно-коричневый лакированный гроб. Справа от мавзолея стоит рота солдат. Видимо для почётного последнего прохождения перед мавзолеем. Надо всё же отдать дань истории, какова бы трагична она не была.
                На переднем плане картины люди, пришедшие на церемонию перезахоронения коммунистического вождя. Летний солнечный день. Народу на Красной площади собралось много. Многие фотографируют церемонию на фотоаппараты и мобильные телефоны. Мы видим руки, держащие фотоаппараты.
                Между народом и мавзолеем цепочка солдат с карабинами, на которых примкнуты штыки. Они замерли по стойке смирно на серой брусчатке площади.  Там же, за солдатами слева, играет духовой оркестр. Трубы блестят на солнце, перед оркестром стоит дирижёр с поднятыми палочками в руках.
                Передний план картины состоит из персонажей пёстрой собравшейся толпы.  В основном это только плечи и лица людей. Зато мы ощущаем их эмоции, реакцию на происходящее.  Мы не видим тут скорбящих людей. Здесь в основном собралась молодёжь, которая, в общем-то, весьма смутно представляет себе, кто такой Владимир Ильич и почему его похороны так торжественны. 
                Слева, на переднем плане картины, лицо молодого человека отображает удивление и недоумение: мол, что здесь происходит? Он обращается к девушке, которая стоит рядом с ним.  Её правая рука слегка поднята,  на лице улыбка. Она что-то объясняет ему.
                В правом углу  картины на переднем плане профиль  бабушки в серой кофте.  Её  лицо иссечено морщинами, волосы её седы. Она серьёзна и сосредоточена.  Правую руку она подняла  перед собою, скрестив три пальца, во имя Отца, Сына и Святого духа. Рядом с бабушкой в самом правом углу стоит пожилой мужчина в чёрном костюме. Его загорелое лицо угрюмо, губы сжаты, челюсть  в напряжении. Видимо это коммунист, который протестует против акции перезахоронения вождя.  Возможно это правнук какого-нибудь видного в прошлом коммуниста. Эти два персонажа взаимно диаметральны в своём отношении к вождю революции.
                В центре картины, среди голов собравшихся, возвышается ребёнок, сидящий на шее папы. Мы видим только спину папы и этой девочки в ярком синем платьице. В правой руке у девочки жёлтый надувной шарик, который раскачивается летним ветерком. Это напомнило праздник советского Первомая, где многие ходили не только с красными знамёнами, но и просто с надувными шариками.
                Слева от папы с девочкой мы видим улыбающееся лицо девчушки. Оно повёрнуто к нам, и лишний раз подчёркивает своей весёлостью надуманный пафос всей церемонии.
                Рядом с этим персонажем профили двух довольно старых мужчин в костюмах с галстуками. Один из них седой, другой лысый. Если вглядеться в их лица, то мы вдруг обнаруживаем, что они очень похожи на президентов России Медведева и Путина. Они, молча и сосредоточенно, смотрят на церемонию, но  в реальности они вряд ли были бы в толпе.
                Ещё одна надпись на спине молодого человека привлекает внимание. На майке красными большими  буквами написано  «СССР». Это, стало быть, человек, который вот так выражает свою тоску по Советскому Союзу, хотя вряд ли он жил в то время.
                Народ так привык к мавзолею на Красной площади, что пока не осознаёт, что  дни мавзолея сочтены. Время диктует свои перемены. Мы ощущаем это по лицам переднего плана. Никто не скорбит. Жизнь продолжается дальше и вносит свои коррективы.

Июль 2013г.