Статья... , которая ещё не опубликована

Владимир Родченков
      Данная статья написана мною по просьбе (глубоко мною уважаемого) зам главного редактора одного из центральных изданий. Её тематика должна была быть приурочена к юбилейной дате 400 летия дома Романовых и охотничьим традициям на Руси наших предков.
Номер с этой статьёй выйдет в свет 17 июля сего года, аккурат в сам юбилей.
Что из написанного мною останется на страницах номера, а что будет вырезано – мы все узнаем уже утром 17 числа.


      
    К юбилею 400 летия дома Романовых и об охотничьих традициях на Руси.


   По воле БОЖЬЕЙ родился я на древней земле Русской, в одной из старинных Смоленских деревень, что в Починковском районе. Сколько себя помню, древние традиции и старинные праздники у нас всегда чтили и соблюдали, но что самое главное – в точности передавали их по наследству другим поколениям,- вот так и дошли они до меня.

   Охота на Руси всегда считалась делом благостным и достойным: 
«…Благородное дело
Этот древний досуг, -
Для души и для тела -
Благ охотничий дух!…» (это отрывок из моей поэмы: «В гостях у А.Т. Твардовского»)

   Я думаю, что ни кого не удивлю сказав, что кроме писаных законов, на Руси всегда были и не писанные, но особо уважаемые и чтимые как традиции предков. Вот об этих  самых неписанных, но почитаемых выше всяких других, законах – я и поведаю вкратце.

   Самым главным в этих традициях, как мне видится сейчас, было уважение к своим товарищам по охоте и к добытой дичи.

   «Уважай чужое место!» - учили нас старики. Это значило, что если какой охотник «застолбил» (так у нас это называли) какое то конкретное место: на засидке по кабанам, на болте по уткам, на тетеревином току или на просеке где тянет вальдшнеп, то никто другой туда уже не придёт.
    Я помню, как на торфяных болотах пацаном охотился на уток. Утки там было много, но сколько же было там комаров…. Тогда ведь не было ни москитных сеток, ни хороших спрэев от этих насекомых. Пока не летят утки – ещё можно было отмахнуться от них или стирать их с лица как капли пота, но как только заслышишь шорох крыльев – тут уж сиди не шелохнись. И за какие то 10-15 секунд мёртвой позы – комары буквально покрывалом устилали не только руки, но и лицо, залезая даже в глаза. Это очень сильно выводило из себя, и я решил во что бы то ни стало, найти выход из этой ситуации,- начал наблюдать и думать как учили старики. А болот где было много уток, поблизости от дома, было целых два. Комаров много было только на самом болоте, а метрах в ста, по сравнению с болотом – их почти не было. И наблюдая – я подметил, что утки на закате солнца начинают перелетать с одного болота на другое.  Болота эти были вытянуты почти на одной линии на расстоянии метров 200 одно от другого, а между был покосной луг. Идя на охоту августовским вечером, я сломал 6 молодых берёзок и как раз между болотами воткнув их в землю – сделав себе подобие скрадка. Старые охотник идя на свои законные места, увидели это и подошли ко мне поинтересоваться, - что это я удумал…. Я сказал им, - надоело мне кормить комаров и теперь я буду охотиться здесь! Молодо-зелено,- сказал один из них, - остальные посмеявшись – разошлись по своим местам. Опустился вечер с лёгким туманом и началась охота. И какая охота…, шум утиных крыльев чуть ли не постоянно стоял в ушах. Я слышал выстрелы старых охотников и они, разумеется, слышали мои выстрелы, коих было не мало. Любопытство не всегда плохая черта, и как только основательно стемнело – те охотники пошли не прямиком домой, а решили подойти к моему месту охоты. - Ну и как твои успехи? - спросил подходя один из них. Я видел их трофеи, которые висели у них на ремнях; у кого две, у кого три, у кого четыре разных утки. Я выложил из своего шалашика четыре кряквы и три чирка. - Смотри как ты, пацан нас всех перестрелял, вот тебе и молодо-зелено, молодец голова…, - сказал самый старый охотник. Только тут уже никто не смеялся, и мы вместе пошли в деревню. И что уникального в этом…, возможно кто-то задаст мне вопрос,- а уникально всего лишь то, что на этом месте между болотами, до самой армии, охотился только я, застолбивший это место. А многие отрыто и не стесняясь мне завидовали, что я не только не кормил комаров, но и сапоги болотные не одевал, на выкошенном лугу и простых кедов было достаточно. Но главное – на выкошенном лугу я не потерял ни одного подранка, что в болоте обросшем и поросшем кустарником – в сумерках было просто невозможным. Вот что у нас на практике значило «Уважай чужое место!». Такое же место – у меня было и на тетеревином току (об великолепных охотах на котом – я уже рассказывал на страницах этого издания), и на вальдшнепиной тяге, где я подметил наиболее частые пересечения птичьих пролётов,- да и не только….

   Ещё одной из главных традиций, была: «Подели добычу по-братски». Это у нас значило, что если на охоту вышли вдвоём или втроём – то вся добыча (неважно кем добытая) делится поровну на всех членов команды. Разъясню в чём здесь суть. Если мы вдвоём пошли на охоту и я бил двух уток, а товарищ не одной – то я обязательно отдавал одну (пусть не самую большую) утку ему. Так поступал я, так поступали и со мною, и возраст членов команды здесь не имел никакого значения.
   Очень хорошо я помню свою первую охоту по тетеревам зимою на лунках. Было мне тогда лет 13 и я с вечера уговорил соседа, друга моего отца дядю Зему, пойти морозным утром по тетеревам. С вечера, уже в сумерках, пробежался я на лыжах к Бараньему моху и издали увидев сидящих на деревьях тетеревов – вернулся домой. А уже утром, тоже в сумерках, мы с соседом, молча шли на лыжах к заветному месту. - По пути – ни единого слова в голос, - сразу твёрдо предупредил меня опытный охотник, - общаемся только знаками. Подойдя – я указал рукой на деревья, где с вечера видел стаю голов на 80. Дядя Зема понимающе кивнул головой, и так же руками показал,- расходимся, - и указал мне моё направление. Я, с ружьём наготове, пошёл в указанном направлении. И вдруг…, точно как в картине Вадима Горбатова «Мальчик и тетерева», снег буквально стал взрываться вокруг меня. Оказалось, что я вошёл в стаю зарывшихся на ночь тетеревов, и увесистые косачи, с громким хлопаньем крыльев, вокруг меня начали взлетать, посыпая меня с ног до головы колким и сыпучим снегом. До сих пор не пойму почему, но я в буквальном смысле остолбенел, и вместо того, что бы стрелять – стоял как вкопанный. Только дуплет дяди Земы вернул меня в чувства, но стрелять мне уже было не по ком – тетерева, посеребрив меня снегом – улетели. - Ты чего не стрелял? – спокойно спросил подошедший ко мне дядя Зема. - Сам не знаю, - в сильно расстроенных чувствах пробурчал я в ответ. - Ничего не расстраивайся, впервой – оно и не такое бывает, - успокоил меня сосед. В руках у него были 2 косача. Он сделав руками движение, как бы весами – протянул мне большего из косачей. - Держи, дома скажешь что сам добыл,- сказал дядя Зема, - и походи ещё, а мне домой пора, дела ждут. Сейчас зайду к твоим…, скажу чтобы чугунок готовили, - с этими словами, душевно улыбаясь, сосед пошёл в направлении к дому. Вот так у нас делились по-братски!
   Как мне объяснили старики – эта традиция препятствовала выработки у начинающего охотника синдрома «жадности к выстрелу» и хитрости, по отношению к товарищу, в выборе пути при ходовой охоте, что бы человек не стремился схитрить, дабы любой ценой первому зайти на более удачное место и выстрелить первым. Если всё же какого-то охотника поражал этот недуг, то такого хитреца уже все охотники откровенно игнорировали, не принимая ни в какую команду.
   К слову дожжен добавить, что при ходовой охоте на зайца или лисицу, при добыче только одного зайца – этого зайца (как в других известных мне областях) у нас на части не резали. Просто добывший – забирал его себе, притом оставаясь в должниках перед своим товарищем. Или же, из чувства порядочности – добывший, предлагал кинуть жребий, кому достанется заяц,- именно так мы чаше всего и поступали с моим постоянным товарищем по охоте (ныне уже покойным) одноклассником и другом детства Андреем Винокуровым. Но, уже на следующей охоте – первый добытый, неважно кем, заяц – доставался тому, кто в прошлый раз остался пустым. И размеры зайца, здесь не имели ни какого значения.
 
   Теперь буквально в двух словах об «Уважении к дичи». Основным критерием (хотя были и другие) в этой традиции было избавить подранка от мучений. Как учили старики,- «Хоть зверь, хоть птица – а им тоже больно». Подранка, дабы прекратить его мучения, надлежало немедленно добить. Как это выглядело…– примеры приводить и подробно объяснять – думаю никому здесь не нужно.

   Мальчиков у нас к охоте начинали приучать с ранней юности, лет с 10-12 уже давая в руки охотничье ружьё. Когда взрослые охотники выходили на охоту (а это было каждое воскресенье в охотничьем сезоне) мы, ребятишки увлечённые охотой, всегда увязывались за ними. И что удивительно, нас не только никто не прогонял, но наоборот – с особым усердием старые охотники передавали нам свой опыт. Учили; как читать следы, как определить направление и время прохода зверя, а так же разъясняли повадки охотничьих зверей и птиц, и места их обитания во время охотничьего сезона. А главное,- заставляли не только внимательно слушать, но и самим наблюдать за природой, анализировать и делать собственные выводы, тем самым, приумножая охотничий опыт предков. 

   Старые охотники рассказывали, что при царе на Руси, среди прочих праздников, был и праздник «День Охотника». Вообще же – это был двойной праздник; прежде всего – «День Первоверховных Апостолов Петра и Павла» (по нынешнему календарю, это 12 июля) именно в этот день встарь открывалась охота по перу, а потому его ещё праздновали и как «День Охотника».  Но не пришлось мне застать самому открытие охоты 12 июля, хотя и на основное (прописное) открытие у нас особо не смотрели. Сколько себя помню – у нас жили всегда по принципу,- «Дураком написанное – пусть дураки и исполняют». Сразу хочу сказать, что строго настрого запрещалось нам ребятишкам-охотникам,- это выходить за дом с ружьём в период с 1 мая до 1 августа. Это то самое время гнездования и размножения дичи, когда беспокоить её считалось грехом. Почему не с 12 июля…? – не скажу,- тога у стариков не спросил, а сейчас гадать не стану. Но с 1 августа мы уже смело брали в руки ружья и шли охотиться на уток, тетеревов и голубей. К слову сказать – стрелять куропаток (коих у нас тогда было великое множество) у наших местных охотников было не принято. Помню, когда я завёл ещё своего первого курцхаара и охотился с ним на куропаток – местные старые охотники иногда в глаза посмеивались надо мною, говорили мне,- «что ты бьёшь этих птушек, ты бы ещё воробьёв настрелял…». А ведь какое громадное удовольствие получаешь от охоты на куропаток с хорошо поставленной легавой собакой…!!! – кто не ощутил и не имел этого…- тот не поймёт и слов моих. И о главном составляющем в Русской охоте – об охотничьих собаках я просто обязан замолвить слово. Тогда почти у всех охотников были и собаки. В основном это были гончие – Русские и Англо-Русские, реже Лайки, норные были но в огромном меньшинстве. Моим первым помощником в охоте, ещё в детстве тоже был Англо-Русский кобель Налёт. Но уже после армии, живя в Москве, я переключился на курцхааров, и других собак – лично для себя уже не приемлю! Хотя, разумеется – я уважаю всех охотничьих собак без исключения. А что теперь…? – а теперь на охотничьем собаководстве, нашей охотничьей властью, поставлен жирный крест. 13 декабря 2011 года в Российском государственном аграрном заочном университете состоялась встреча студентов, аспирантов, сотрудников факультета охотоведения и биоэкологии и администрации РГАЗУ с замминистра природных ресурсов и экологии РФ Семеновым П.В.. В чём я нахожу уникальность этой встречи,-  да в том, что проводилась она со студентами и преподавателями именно факультета охотоведения. Многие из этих студентов, уже не один год работают охотоведами и приехали в известный вуз не столько за знаниям, сколько за корочкой…, а по сему – это уже профессионалы, имеющие что сказать…. Почти полтора часа длилась эта конференция. Великолепным я нашёл доклад декана факультета (действительно профессионала своего дела, хоть и не охотника) профессора Еськова Е.К.. А что же профи-охотники…? - Были там подняты и серьёзные вопросы, и без откровенной демагогии не обошлось…. Но самое главное,- ни единого слова как от настоящих и будущих охотоведов, так и от замминистра – о весьма острых проблемах охотничьего собаководства – сказано даже намёком не было. Так о какой перспективе Русской Классической Охоты может идти речь??? Эх, Русь-матушка, куда ж ты катишься…???
   Ладно, вернёмся к традициям. Я во многом уважаю бывшую советскую действительность,- во многом…, но не в том, как тогда была писана и преподавалась история, - от правды до передёргивания фактов, а часто и откровенной лжи…, - и всю эту грязную смесь мы впитали в себя как нашу историю. Сколько же там лжи про войну 1939-1945 гг., про жизнь в оккупации (где мои родители прожили 2 года и 2 месяца, с июля 41 по сентябрь 43 гг.). Лгали те историки и о жизни, как простых крестьян, так и о дворянах. От моих предков мне ведомо о том…, но здесь – я расскажу только об охоте на Руси.
   То, что сейчас часто преподносят охоту как удел избранных – есть враньё!
   На Руси охотились все и всегда, но разумеется строго по традициям. Конечно же, крестьянство на Руси в большинстве своём, при Романовых было бедным, и купить охотничье ружьё – мог позволить себе далеко не каждый из крестьян. Кстати, ружья, как гладкоствольные, так и переломные с нарезным стволом (тройники) продавались совершенно свободно, без каких бы то ни было разрешений от МВД. Но и без ружей – люди всегда охотились ещё теми способами, которые были известны нашим предкам ещё до изобретения охотничьих ружей. Это всем известные и забытые: петли, крючки, капканы и различные самоловы. От своего деда (1892 г/р), и не только от него – я знаю о многом из этого….  Уверяю вас, это весьма продуктивные орудия охоты,- говорю так, потому что сам в детстве (под руководством мастеров оного) освоил многие из них. Видимо потому они и отнесены сейчас к браконьерским, что очень добычливы. Петлями крестьяне ловили зайцев и лисиц. Сам я на петли в своём саду зимой (куда каждую ночь приходили зайцы грызть яблони) много зайцев поймал. А крючки, на которые ловили зимой тетеревов,- это вам не охота с ружьём, - это вообще сложно назвать охотой, ибо это скорее промысел по своей продуктивности. Я – его тоже в раннем детстве видел и готов утверждать, что с ружьём – столько тетеревов не добудешь, сколько наловишь на крючки. Только о подробностях оного – я нигде не распространяюсь, а не зная всех тонкостей – ничего вообще не поймаешь. 
   Так что русский человек и охота – неразделимы!


   Что то я расписался, и кажется опять, не раскрыв всего…– вышел за размеры статьи,- вот уж воистину,- что такое «не формат» и как его перебороть…?
   Простора, господа, - простор мне не хватает…, негде развернуться…. И весьма к месту вспомнился мне глав.ред журнала Олег Львович Малов. Когда мы начали с ним сотрудничать – он сразу мне объявил, - у нас для статьи одного автора – предусмотрено всего 6 страниц текста, но зная твои способности, из особого уважения, даю тебе 8 страниц, и уж на большее – не рассчитывай. Искренне сожалею, что здесь нет тех 8 страниц, хотя отдаю себе отчёт, что газета – это не журнал. (прошу прощения за эту откровенность,- нечаянно вырвалось).

   И как заключение, весьма уместное к данной праздничной дате – считаю себя обязанным высказать своё мнение о значении царствования рода Романовых для Руси и Русского народа. Как прежде я с вами не кривил душою, так и сейчас не посмею, ибо права на неискренность – я не имею!  А искренность наполовину – это уже тропинка для лжи.
   Речь здесь пойдёт о чёрной полосе в истории Руси, немногим более 300 лет находящейся под властью Романовых,- самозванцев, отца, сына и мужа убийц, сатрапов, рабовладельцев и палачей своих же соплеменников. 
   Не в том наша беда, что Романовы, будучи только боярами, при Царском Дворе, на современном языке – всего-навсего МЕНЕДЖЕРЫ, не имевшими ни какого права на Русский Престол – уселись, и занимали его 300 лет. Подобные перевороты в истории любого государства – не такая уж и редкость…. Беда в том, что эти выродки рода Человеческого, сотворили со своим же народом.
   Вспомним великую Римскую (рабовладельческую) Империю,- да, римляне порабощали людей, но других наций, а не своих соплеменников.
   Вспомним даже пресловутого Адольфа Гитлера,- «кровавый тиран» - принято говорить о нём. Нет, я не собираюсь здесь возвеличить его,- но только приведу для сравнения с целью дальнейшего осмысления и оценки царствования Романовых. Гитлер за какую-то пятилетку поднял страну из руин после поражения в Первой Мировой войне, но главное,- вернул своему народу чувство собственного достоинства и веру в себя! Он – уничтожал многих, но берёг, уважал и возвеличивал СВОИХ сограждан. Романовы же – своих соплеменников превратили в рабское быдло,- так какой Человек, обладающий здравым смыслом и чувством Человеческого Достоинства, станет чествовать представителей этого презренного, для Великой и Исконно Свободой Руси, рода?!! Россия – была самой последней в мире страной, где (только в 1861 году, де-юро) было отменено крепостное право,- право отбирать у родителей их детей и продавать их другим хозяевам точно так же, как и обычный скот, право…– не считать человека – Человеком. 
   И этот подлый род здесь ещё кто-то собирается чествовать…?!!
«…Не потворщик БОГ злодеям,-
(Чем бы поп не мазал их)
Род Романов – в прах развеял,-
Нет их духа на Руси!...» ( это отрывок из моей поэмы: «Русь холуйская,- третья, главная беда России»)

   Если, кто-то знающий обо мне, - мне скажет как упрёк:  - Тебе ли, с твоими корнями писать об этом…?  Отвечу: - Да, это дОлжно именно мне (с моими древними родовыми корнями) и увещевать об этом…, и к прозрению призывать!
   Таковы по сути своей Романовы…. (хотя нынешние…, из грязи вылезшие и княжьи кафтаны напялившие – ничуть не лучше)
   И всё бы ничего, если бы не одно НО…. Большое «НО» или незначительное – пусть каждый решит для себя сам. Только ведомо мне, что царь Николай-II (тот самый, приказавший расстрелять мирных демонстрантов с иконами в руках и за то прозванный «Кровавым») действительно Святой! О том мне поведал…,- хотя кто поведал, тот поведал (здесь это… вряд ли будет понято должным образом), а также, в подтверждение оного – мне, было чудесное продолжение, произошедшее в церкви иконы «Живоносный Источник», что в московском парке Царицыно.
   Сложная штука Жизнь, и Человек (как мне видится) – далеко не прост.

   К парадоксальности противоречий, - возможно кто-то отнесёт моё повествование о Романовых и Николае-II,- увы – нет здесь никаких противоречий. Ибо Тот, кто сотворил этот Мир и человека, – меряет и судит в нём живущих, совсем иным мерилом, нежели люди о том представляют. 

                Владимир РОДЧЕНКОВ.
                28/06 – 2013 г.

   Данная статья опубликована (в сокращённом виде) в Российской Охотничьей Газете № 30 за 2013 год.