Мужчина огромной вельчины

Александр Моралевич
Есть  вещи,  которые  возникают  сразу  во  множестве.  Первой,  родоначальной,  не  было.   Скажем,  мог  ли  быть  на  земле  первый  комар?  В  это  трудно  поверить.  Они  сразу  вылетели  роем.
И  графоманы.  Они  сразу  вылетели  роем,  первого  не  имелось.  Это  было  много  веков  назад,  на  заре  культуры  и  письменности.  Виной  тому  был  ляп,  промашка  античного  стилиста.  Утомленный  взятием   интервью  у  пьяных  центурионов,  он  не  заметил  вкравшейся  бессмыслицы  и  описал  завоеванную  местность  так:

                "ПОЛНОСТРУЙНАЯ  РЕКА  ПРОТЕКАЛА  ЧЕРЕЗ  ОЗЕРО".

-Ну!  сказали  сто  ленивых  патрициев,  прочитав  это.  -Ну!  Как  же  может  река  протекать  через  озеро?  Автор  глуп.  Распять  надо  такого  автора!
И  сто  ленивых  патрициев  сразу  уверились,   что  могут  писать  лучше.  А  поскольку  пишущему  идут  известность  и  слава,   патриции  засели  писать.  Им  очень  хотелось  славы.

С  графоманом  боролись  много  веков.  И  когда  полвека  назад  нахальный  господин  носил  по  редакциям  стих:

                МУЖЧИНА  ОГРОМНОЙ  ВЕЛЬЧИНЫ

                НЕСЕТ  ФУНТ  ВЕДТЧИНЫ

с  припиской  под  стихом  -  "Подражание  Лермонтову",  -  его  здорово  били.  А  сегодня  закругляется  двадцатый  век,  и  стаи  малоспособных  граждан  все  так  же  мнят  себя  мастерами  слова.  Стальным  пером  графоман  терзает  бумагу  -  и  она  уже  рукопись.  После  чего  графоман  идет  в  редакцию  и  ногой  толкает  дверь.  Он  ничего  не  боится.  Он  знает:  нынче  бить  нельзя,  нынче  всюду  политкорректность.  Он  встает  в  позу  и  совиным  голосом  читает  свои   поэзы  сотруднику:

                ВОТ  ГРОХОЧУТ  ПУШКИ,
                ВОТ  НЕСУТСЯ  ТАНКИ,
                И  БЕГУТ  ПО  ПОЛЮ
                ГИТЛЕРА  ОСТАНКИ!

-Нет,  -  отшатывается  литсотрудник.  -  И  еще  раз  нет.  Тема  у  вас  окуклилась,  а  стихи  не  вышли.
-Не  вышли,  значит?  Тогда,  товарищ,  я  вам  еще  покажу.
-А  может,  лучше  повремените?
-Да  чего  уж,  раз  я  отобразил.  Сделал  тут  одну  корреспонденцию.  Новеллу,  что  ли.
-Нет,  -  всплескивает  руками  литсотрудник,  одолев  новеллу.  -  У  вас,  сколько  классов  за  плечами?  Стыдно,  гражданин.  Куда  это  годится?  Вот  вы  пишете: "У  него  желудок  здоров  -  как  бык".  Разве  так  можно?  Это  же  ляп.  Галиматья!
-Ну,  так  сразу  и  галиматья.  Ляп  -  он  вот  где: "Тоня  Пачуева  сдержала  слово.  Вечером  крольчиха  Шишига  сделала  опорос  на  восемь  крольчат".  Это ваша  газета.  Вы  это  писали.
-Хорошо,  -  говорит  литсотрудник,  пунцовея  и  утыкаясь  в  бумаги.  -  Оставьте  мне  вашу  новеллу.

Конечно,  новеллу   не  публикуют.  Ее рубит  редколлегия.  Но  графоман  изо  дня  в  день  ходит  в  редакцию  и  звонит  по  телефону.  А  поскольку  другие  литсотрудники,  задерганные  текучкой,  строительством  кооперативных  квартир  и  паевыми  взносами,  тоже  допускали  ляпы,  и  даже  редактор  в  передовой  обмишурился  и  сморозил  глупость  -  графоманы  валом  валят  в  редакцию.  Они  считают:  если  штатным  сотрудникам  позволительно  писать  плохо,  то  уж  им  можно  всегда  писать  плохо  и  при  этом  тоже  печататься.  И,  одолеваемые  злыми  писаками,  кропотливые  сотрудники  начинают  озлобляться.  Скрипя  зубами,  они  читают  графоманские  штучки  и  перестают  верить  в  то,  что  где-то  сидят  талантливые  люди.  Так  у  рядового  сотрудника  возникают  предубеждение  и  автоматизм.  Незнакомого  автора,  пришедшего  "с  улицы",  сотрудник  загодя  числит  графоманом.  Другое  дело,  если  приходит  человек-конфидант,  внося  ясность,  что  его  сюда  направил  тов.  Мостовой,  редактор  отдела  вытачек  из  журнала  "Моды".  Понятно,  это  не  бог  весть  что,  но  все  же  человек  не  чужой,   не  приблудный.

А  автор-незнакомец  не  всегда  бездарен.  У  некоторых  есть  даже  способности.  Но  все  равно.  Двумя  пальцами,  отворачивая  нос,  сотрудник   берет  рукопись.

А  что  будет  потом  -  известно  заранее,  ибо,  снедаемый  предубеждением,  сотрудник  лущит  рукопись  с  заведомо  порочной  целью:  убедиться  не  в  том,  насколько  она  хороша,  а  в  том,  насколько  она  провальна.

Разумеется,  торопливо  прочитанный  текст,  всегда  кажется  плохим.  Его  возвращают  автору  без  скрепки  (экономия,   экономия!)  и  выпроваживают  автора  на  ту  самую  улицу,  с  которой  он  пришел.  Выставляют  и  раз,  и  два.

Тут  надо  сказать,  заметить,  что  талант  всегда  застенчив,  а  бездарность  нахальна.  Пустой,  вздорный  пискам  возвратится  с  улицы  неминуемо.  Он  знает  главное:  нынче  бить  нельзя.  И  на  этом  основании  будет  проталкивать  свой  товар.  Он  перезнакомится  с  сотрудниками,  на  правах  старого  друга  он  затеет  с  редактором  разговор  о  погоде  и  самочувствии  его  драгоценной  жены.  Он  разнюхает,  что  главное  -  это  примелькаться,  сделаться  вхожим  в  кабинеты  и  кричать  там,  садясь  на   столы:

-Мы  тут  занимаемся  не  тем!  А  вот  в  марксистско-ленинской  диалектике  есть  такой  тезис  -  отрицание  отрицания.  Это  вы  запамятовали?
И,  сделавшись  вхожим,  оглушив  всех  малопонятным,  но  весомым  тезисом,  пробивной  малый  напечатает  свою  ублюдочную  статью  "Гольфстрим  пахнет  сайрой".

У  нас  есть  такие  пробивные  джентльмены.  Ими  напечатано  даже  больше,  чем  написано.

Но  с  талантливым  автором  - не  то.  Обиженный  невниманием  один  раз  -  он,  возможно,  придет  еще.  Периферийный  топографист  Лейкин,  щедро  талантливый  человек,  приходил  в  редакции  несколько  раз.  У  него  не  было  знакомых  в  журнале  "Моды",  поэтому  он  приходил  в  редакции с  улицы.
-У  вас  что,  посетитель?  -  спрашивали  его.
-Стихи.
-Длинные?
-Нет,  -  пугливо  говорил  Лейкин.  -  Вот  короткие  есть:

                -ГДЕ  УЖИН?  -  ЗАКРИЧАЛ  ЖИРАФ  ЖИРАФШЕ.-
                Я  НЕ  МОГУ  ЛОЖИТЬСЯ  СПАТЬ  НЕ  ЖРАВШИ!
                И  ВООБЩЕ  УЙДИ:  В  ГЛАЗАХ  РЯБИТ…
                ЛЮБОВЬ  КОНЧАЛАСЬ.  НАЧИНАЛСЯ  БЫТ.

Но  никто  не  слушал  даже  коротких  произведений  провинциала  Лейкина.  И  плюнул  он,  забросил  рукописи  на  антресоли,  с  головой  уйдя  в  топографию.  Так  мы  убиваем  талантливых  авторов.  Но  иногда  застенчивые  эти  авторы  опасаются  приходить  сами  и  шлют  свои  произведения  почтой.  Почта  ежедневно  приносит  в  редакции  толстенькие  пакеты.  Редакторы  по  утрам  вскрывают  почту.  Обычно  редактора  хватает  только  на  пять  писем.  Когда  ему  попадается  среди  писем  статья,  а  в  статье  написано,  что  "и  слова  его  прозвучали  как  ушат  холодной  воды",  -  редактор  гневно  отпихивает  всю  стопку  писем.  На  свете  вывелись  талантливые  люди!

После  чего  письма  с  резолюцией  "Ответить  автору"  попадают  в  отделы.  Где,  конечно  же,  сидят  скептические   литсотрудники.  Они  глушат  авторов  стандартными  ответами  с  нелюбезным  текстом: "Ув.  тов.!  (фамилию  путать  обязательно)  Ваши  произведения  редакцию  не  заинтересовали  и  для  печати  не  подошли.  С  ув.  -  литсотрудник  Ант.  Луда".

И  за  обедом  в  редакционной  столовой  Ант.  Луда  говорит  коллегам,  черпая  ложкой  суп:
-Прямо  нет  никакого   спасу!  Я  не  знаю,  но  впору  уже  жаловаться  в  милицию,  в  органы.  Все  пишут!  Вскрываю  сегодня  почту  -  уже  какой-то  водопроводчик  прислал  очерк.  Топограф  настрочил  стихи.  Булочник  прислал  статью.  Графоманы!

Так  и  сидит  негодующий  Ант.  Луда,  и  принятие  пищи  давно  стало  для  него  самым  приятным  делом  во  всем  рабочем  дне.
-Ого!  -  оживляется  он.  -  В  меню  стало  уже  двадцать  семь  пунктов!  Одних  закусок  семь  штук.  А  вот  мы  сейчас  выберем,  выберем!
В  этом  случае  Ант.  Луда  почему-то  не  спешит  жаловаться  в  милицию  на  большой  выбор  блюд.  Он  не  жалуется  на  большой  выбор  тканей  в  магазине.  Он  даже  одобряет  это.  А  на  большой  выбор  авторов  он  жалуется.

Весьма  уж  давно  учитель  Ганюк  (город  Бельцы)  послал  статью  в  журнал  "Техника  и  политехника".  Само  собой,  редакция  статью  потеряла.  Автор  отправил  запрос  в  редакцию.  И  еще  один.
На  запросы  ответов  не  было.
Через  год  автор  послал  редакции  второй  экземпляр  статьи.  Потеряли  второй.  Потеряли  третий.  И  на  этом  пыл  Ганюка  угас.
Так  что,  ув.  тов.  авторы,  пусть  горький  пример  Ганюка  служит  вам  горьким  уроком.  Пишите  в  восьми  экземплярах.

Но  ув.  тов.  не  пишут  в  восьми.  И  потом,  это  пора  заметить,  хорошие  люди  поголовно  тактичны.  Их  не  заставишь  обивать  пороги  редакций.  У  них  есть  опаска  показаться  назойливыми.  И  хорошие  люди  уходят,  чтоб  не  вернуться  никогда.

Так  мы  отшиваем  достойных  авторов.  А  в  редакции  прилезает  графоман.  Он  сует  в  руки  редактору  кантату  о  "маяках",  которая  начинается  словами: "Родились  мы  босые  и  голые".
И  поскольку  печатать  одних  лишь  штатных  сотрудников  запрещено  -  безобразную  кантату  публикуют.  Ведь  других  сочинений  нет.