Анели

Людмила Дейнега
   Типичная представительница чопорной московской интеллигенции Генриетта Адольфовна Гольдман родила в тридцатых годах на Кубани рыжую пухленькую девочку, похожую на нее, как две капли воды. Она осталась здесь только потому, что не считала себя той, ради которой были развязаны в истории человечества кровопролитные войны. Она просто хотела для себя обыкновенного, обеспеченного на этой грешной земле, человеческого счастья…
     Первым, кто восторженно смотрел на нее своими синими выпуклыми глазами, был Василий Павлович Суханов, оканчивающий в Москве столичный ВУЗ и квартирующий у ее родной тетки Сони.
   Окрутить влюбленного Васю несимпатичной Генриетте  не составило большого труда, и уже весной они явились в богатый дом Васиного отца, взявшись за руки и расписанные в столичном Загсе.
     Появлению первенца обрадовались все без исключения. И отец Васи, расчувствовавшись, купил для них новый хороший дом.
    Свою девочку Генриетта назвала Анели.
    В 1942 году, когда немцы заняли село, отец Анели  почему-то прятал свою жену в большом подвале дома, где каждую ночь спала и Анели. А днем она бегала с ватагой ребятишек, и ее ничем нельзя было отличить от рыжих девчонок- сельчанок.  Анели в свои десять лет свободно владела русским, еврейским, немецким, английским и французскими языками.
  Повзрослев, в послевоенные годы она поехала учиться в Ленинград. На третьем курсе института  Анели вышла замуж за военного - здорового сибирского парня Александра, умевшего не только командовать полком, но своими руками делать прекрасную мебель. Этому научил его отец.
     В шестидесятые годы муж Анели стал частенько выпивать, и она уговорила его подать в отставку и уехать на ее родину… Появилось двое детей: сын и дочь.
     В семидесятые годы Генриетта и Василий ушли друг за другом со света божьего почти одновременно, в один и тот же год, час и число. Только месяцы были разные.
Оплакав и похоронив любимых и любящих родителей, Анели пошла на работу в школу. Веселая, энергичная, умная, талантливая она нравилась своим ученикам. Да и знания детям она давала хорошие…
   Дочь выросла модной воображалой, сын(весь в отца) любил выпить…
   А Анели не унывала. Она знала, что жизнь дается только один раз. На полковые замашки и привычки мужа никогда внимания не обращала. Хорошая хозяйка выращивала цветы, прекрасно готовила и пекла. Особенно удавались пироги. Они так пахли, что на чай к Анели собирались все приглашенные.
Ученики называли ее за глазами Неля. Для всех она была Неля Васильевна…
  Анели очень любила шутки, веселые, умные анекдоты, да и в общении с людьми была добрым, отзывчивым, оптимистичным человеком. Неожиданно для себя она привязалась к одинокой, улыбчивой Марии –преподавателю истории, умеющей все на свете:
шить, вышивать, выбивать, прекрасно готовить разнообразные блюда, выращивать овощи и фрукты, содержать дом в чистоте. Круг ее друзей увеличивался. По душе была бойкая учительница физики, которую ученики сразу прозвали «Торпеда», и высокомерная Наталья, преподающая немецкий язык. У двух последних мужья сильно выпивали, но женщины оставались добрыми и заботливыми к детям. У Натальи их было трое, у Галины - двое.
    Руководство школы Анели не любило, ибо считало, что ум этой справедливой женщины обязательно сбросит его с пьедестала почета, на который оно само себя водрузило.
   Анели много лет  возглавляла партком школы, была классным руководителем старшего класса.
  Дочь уехала в Ленинград, став переводчицей.
Личная жизнь ее  не складывалась, хотя появился сын Роберт, часто навещающий бабушку с дедом. Сын женился на красивой  девчонке – медсестре и переехал жить к Анели после смерти отца, который последнее время из пьянок  вместе с Саней – мужем физички не выползал.
В погожие летние и осенние  дни Анели прогуливалась вместе с Галиной по тенистым аллеям парка или ходила к Марии на пироги. Все чаще прыгало давление. Здоровье значительно дало сбой после непродолжительной тяжелой болезни и смерти подруги…
       Анели стояла у гроба Галины с бывшими коллегами и неожиданно для окружающих задала, ни к кому не обращаясь, вопрос: «Кто же следующий?» Учителя переглянулись между собой.
      Следующей оказалась, к несчастью, она. Невестка пыталась ее ночью  спасти, делала уколы, отвезла на скорой помощи в больницу, но все тщетно.
В последнее мгновение лампочки на потолке светили для Анели очень ярко, она улыбнулась, сказав об этом врачам, суетившимся возле нее. Все поплыло перед глазами…
     Уже утром сын обзвонил всех знакомых, сообщив о смерти мамы и дате захоронения.
    Был скромный митинг памяти…. и застолье по русским обычаям. Ее дочь не смогла приехать из Америки, где как раз находилась вместе с сыном.
     Анели, веселую, невысокую, хохотушку Анели, похоронили перед крайней дорожкой старого сельского кладбища рядом с ее родителями.
   Сын поставил на могиле матери через два года белый мраморный памятник, с которого на наш бренный мир смотрит улыбающаяся молодая женщина, когда-то мечтающая жить долго-долго и удивлять запахом своих неповторимых пирогов с начинкой из груши-дички всех своих подруг.
   Ее уютная низенькая светелка в небольшой летней кухне, в которой прошли ее последние  вдовьи дни и годы, до сих пор сохраняет запах ее французских духов, привозимых дочкой, и ее неповторимости, а скромные немногочисленные наряды до сих пор покоятся в шкафу, сделанном талантливыми руками бывшего мужа - офицера.
    На дальнюю могилу Анели на старом сельском кладбище  редко заходят ее бывшие ученики из-за своей вечной занятости и коллеги, которых с каждым годом становится все меньше и меньше.
   Лишь поющие черные дрозды ранним утром нарушают покой усопшей оптимистичной в жизни  Анели…


                3.07.13