Мы - не рабы, рабы - не мы...

Людмила Палехова
   «Не делайте мне больно, господа!» - поет в известной песне Пугачева. Такое же заявление, я думаю, мог бы сделать любой гражданин нашей необъятной Родины, не зависимо от социального положения и достатка. У богатых и бедных, у образованных и не ученых всегда найдутся болевые точки, такие как: различные комплексы, страхи и опасения неудачи, на которые наше общество давит с завидной регулярностью. Само наше общественное устройство крайне мало нацелено на процветание отдельной личности, того самого индивидуума, которым мы сами себя ощущаем.
   Давайте попробуем разобраться, опираясь на самые простые понятия, почему же нам так трудно живется в современном мире. Для этого нам дан разум и способность мыслить,  а значит, анализировать. 
   А что такое – разум? Это, исходя из исследований культурно-исторической психологии, инструмент для выживания человека в мире-природе. Каждый из нас с рождения учится пользоваться своим телом так, чтобы плотности этого мира поменьше доставляли боли. Новорожденный осваивает силу тяжести, особенности движения, а также способы различных взаимодействий с другими людьми, животными и природными стихиями. Но если с ветром, водой, огнем и дикими зверями договориться о ненападении невозможно, то с себе подобными, то есть с другими людьми, мы можем достичь договоренности о правилах поведения, допустимых приличиях и массе других условностей, называемых законами общественного устройства. И здесь уже одного  разума не достаточно, вступает в силу  мышление («мы – слить») – инструмент для выживания в мире-обществе. То есть задача прокормиться на земле и цель жить в ладу с обществом объединяются.
   Здесь можно начать разговор о крестьянском философском жизненном подходе и, условно говоря, «аристократическом». Чем они отличаются?
Крестьянин напрямую зависит от природных стихий: от урожайностей его полей и плодовитости скота. Это обеспечивает выживание его семьи, сохранение рода, в конечном итоге. И его битва за жизнь составляет суть ежедневного, ежеминутного существования. Крестьянская разумность, смекалка, приспособляемость, всесторонняя обученность различным навыкам ведения хозяйства, маленьким хитростям в любом ремесле делают его успешным, устойчивым, неуязвимым при любых опасностях и позволяет выжить в любых условиях.
   Здесь праздник и очистительные любошные бои несли освобождение от гнета рутины, оживляли тело, давали простор для широкой русской души, которая проявлялась в плясах, в душевном пении и глубоком чувстве единения с родовой общиной и природными силами, гуляющими в каждом из нас. Все деревенские обряды, ритуалы, игры и так называемая «деревенская магия» были направлены на жизнь, на плодородие и возвращение раз за разом живости телу и жизненной охоты в душе.
Для «аристократии», то есть тех, кто стоит выше скотоводов и землепашцев и не занимается ручным трудом, задача выживания в мире-природе становится неактуальной. Главное – занять выгодное место в обществе, иметь хороший доход и быть уважаемым членом своего сословия. Здесь имеют вес манеры, образованность, знание определенных правил и этикета.
   А теперь ради смеха представьте одну картину: крестьянин, напахавшись в поле или на сенокосе, надевает спортивные лапти и начинает бегать по дороге туда-сюда – спортом занимается. Смешно и нелепо! А вот для аристократов спорт – вещь понятная и естественная, ведь надо же как-то физическую форму поддерживать! Таким образом, с появлением господствующих классов в обществе появляются изысканные виды развлечений: балы, светские приемы, барская охота и спортивные состязания. Английское слово «спортсмен» изначально переводилось как «охотник за несъедобной дичью». Так, чисто из спортивного интереса. Причем в каждом виде, как вы знаете, существуют четко прописанные непререкаемые правила игры: у боксера – свои, у футболиста – свои. Бой идет всегда «на победителя», при этом боль, травмы и даже угроза для жизни не берутся во внимание. И в итоге знаменитые спортсмены к старости приходят с многочисленными переломами, травмами, проблемами со здоровьем. Дело обычное, все к этому привыкли. Главное – почет, награды, кубки, известность и слава победителя. Но слава так мимолетна. А если вдуматься, стоит ли вся эта мишура потерянного здоровья? Ради чего чемпион положил жизнь? И чем ее заполнить потом, после ухода из «большого спорта»? Все это загадки из разряда аристократического мышления.
   Если же баре решили поохотиться на дикого зверя, то уж с рогатиной на медведя точно не пойдут – это не цивилизованно и не прилично. А прилично пригласить с десяток друзей, усадить всех верхом на чистокровных лошадей, выпустить свору из сорока борзых – и галопом по полям навстречу лисе или кабану, подгоняемому сзади егерями. Причем лисья шкурка или мясо убитого кабана охотников абсолютно не интересует. Главное – азарт. А сколько посевов потоптали, а сколько загнали коней, кто ж считал? Боже мой, какие мелочи!
   А вечером – бал. Дамы в вечерних туалетах и бриллиантах, кавалеры – в элегантных фраках и мундирах с золотыми эполетами. «Вчера у Вронских давали бал. Пели, танцевали, музицировали. Много стрелялись». Этот анекдот я прочитала на днях в одной из газет. Смешного тут мало, мораль соответствует истине. Дуэли были распространены в высшем обществе, причем поводом для них могли быть сущие пустяки. Правила этикета ценились выше человеческой жизни. Бились насмерть. И это было прилично. С шести шагов всадить пулю в противника – это здорово! Или получить. Вы помните, как европейская мода на дуэли сыграла злую шутку с Пушкиным. Игры аристократов. Это – «из – мышления». Не зря существует такое понятие. В итоге Наталья Николаевна осталась вдовой с четырьмя детьми на руках (Сашка, Машка, Гришка, Наташка) и кучей долгов. А как пригодился бы подрастающим детям папа, жене – муж, а России – неувядающий гений русской поэзии, не случись ему так некстати повздорить с Дантесом. Зато приличия соблюдены, честь супруги не запятнана сплетнями и домыслами.
   Вообще, если есть господин, то должен быть и раб, холоп, то есть низшее сословие, обеспечивающее своему барину сытую жизнь и процветание. Так, если мы все сегодня вышли в «господа», кто ж пахать-то будет? Понятно, что быть рабом никто не желает по доброй воле. Но так получается, что для нас задачи выживания никто не отменял. Только вот решать их мы зачастую пытаемся методами аристократов – при помощи законов, правил и ограничений, втискивающих человека в узкие рамки общественного мышления. Ценность одной человеческой жизни сведена к нулю. Идет битва насмерть. На этой волне и возникают различные течения в обществе: готы, эмо, неофашисты и другие, пропагандирующие романтику смерти. Но ведь моя задача, да и всех здравомыслящих людей, не только выжить, но и создать материальную и нравственную основу для всех последующих поколений. Для этого сегодня приходится вкалывать по полной, особенно ярко ощущая себя господами в переполненном транспорте. Да не наступайте же вы на ноги!!! Не делайте мне больно, господа...