Талисман Харлея

Владимир Аяров
Почему я не стал археологом? Ведь когда-то в анкетах перед окончанием школы я так отвечал на вопрос о будущей профессии – стану археологом. Я был уверен, что займусь раскопками, буду годами пропадать в экспедициях. В один прекрасный день найду что-нибудь ценное-ценное, важное-важное, правда, не знаю, что именно найду, но верю – находка моя внесёт существенные изменения в моей жизни. Может быть, я стану профессором, преподавателем какого-нибудь универа, потом женюсь на одной из своих студенток, и мы с ней станем работать вместе, мы будем искать, искать, искать и найдём что-то вообще невероятное, не какой-то наконечник стрелы древнего человека, не обломок глиняного горшка, и даже не амфору древних греков, не монеты или золотые изделия, а, допустим, космический аппарат древних пришельцев. Вот это будет находка! Ради такого стоило стать археологом.
Нет, я не стал настоящим археологом, не стал учёным, не преподаю в университете, не умею часами рассказывать о жизни людей  палеолита. Я так и не женился.
Но я занимаюсь раскопками. Я стал кладоискателем. Да, практически это одно и то же – археология официальная и  так называемая чёрная археология. Много общего, но разница между этими видами деятельности всё-таки есть. Я дикий археолог. Я не учёный, я не связан с какими-то организациями, сообществами. Не пишу статьи в научных журналах, не принимаю участия в симпозиумах. Я не работаю по строго определённому плану, не придерживаюсь правил.
Начинал я с раскопок скифских курганов, потом занялся поиском оружия Второй мировой, затем увлёкся средними веками, искал монеты и золото. Два года посвятил поиску клада Наполеона в Смоленской области. Потом уехал на Кубу, где искал пиратские клады. После Кубы я работал на Урале, где искал клады русских промышленников и казаков.
Не могу сказать, что мне сопутствовала удача, но и без добычи я не оставался. Всегда удавалось найти что-либо ценное. Я имел весьма достойные доходы от продажи тех безделушек, какие иногда попадались мне в раскопах. Некоторые вещи я оставлял у себя и давал им название. Например, одной ржавой загогулине я дал громкое название «Шпора Дениса Давыдова». Да, это была ржавая гусарская шпора, продать которую я бы мог лишь за гроши, потому и решил оставить её у себя, придумав для неё романтическую историю. Бравый гусар Давыдов якобы возвращался в отряд после свидания с юной барышней и потерял эту шпору.
Но не только железки попадались мне. Были довольно крупные находки. Золотая солонка в одном из пиратских кладов, восемь римских монет, золотые серьги и диадема. Изделий из серебра я нашёл столько, что мог вести счёт в килограммах. Особой удачей я считал находки с драгоценными камнями. Таких было четыре, и всем я дал имена. Одну такую находку я не стал продавать. Золотой кулон с изумрудом в два карата. Я назвал его «Кулон Иоланды» и тоже придумал для него историю. Мифическая королева Иоланда, каковой в реальной истории никогда не было, спустилась на один из Карибских островов на летающем аппарате. Пираты приняли её за ведьму, захватили в плен и собирались казнить. Она откупилась от них этим кулоном и смогла улететь обратно в свой мир.
Да, мне грех жаловаться на судьбу. Я много чего нашёл. Но всё это не принесло мне удовлетворения. Я ждал большего.
На Урале я познакомился с таким же диким археологом, как и я сам. Игорь Бек, он занимался этим делом уже десять лет, хотя и был моим ровесником. Говорит, первую свою находку откопал в пятнадцать лет, когда, работая над школьным рефератом по истории, забрёл в библиотеку Академии наук и в учебнике по истории Средневековья нашёл листок с картой, где был нарисован путь к селу с бывшей дворянской усадьбой. В уголке листка мелким почерком кто-то нацарапал перечень изделий, которые были зарыты в усадьбе. Игорь думал, что это шутка, но из любопытства отправился по указанному пути. Оказалось, всё в порядке – это не шутка. Клад он нашёл и, ошалев от первой удачи, стал фанатом чёрной археологии.
У меня никогда ничего подобного не было. Я всегда искал с трудом, наугад, по интуиции. И случалось такое, что поиски приносили убытки.
- Что ты сейчас ищешь? – спросил Игорь при нашем знакомстве.
- Неопределённость, - ответил я совершенно серьёзно. – Я хочу найти нечто необычное. Что-то такое, чему нельзя подобрать название. И в то же время, это может быть чем угодно. Любая вещь, изделие, монета. Просто я должен почувствовать, что я нашёл нечто. Пусть это будет чаша или серебряная ложка, кинжал или ржавый штык, чей-то медальон или значок, звёздочка с погона или орден. Или находка будет представлять собой целое здание или землянку. Или я откопаю корабль пришельцев. Моя находка должна стать чем-то таким, что заставит меня воскликнуть – ого, я это нашёл! Словом, ищу я даже не вещь материальную, а состояние души, настроение, чувство восторга.
- Так нельзя, - заметил он. – К делу надо подходить ответственно. Поисковик должен иметь чёткий план, должен иметь представление о том, что он ищет, где надо искать. Нужно представлять себе ценность предмета и даже иметь заказчика на этот предмет. Как можно искать наугад? Не представляю. Так и найдёшь что-то не нужное никому. Зачем? Вот зачем выкапывать из земли ржавые малоценные железки, которые и продать нельзя, и даже в музей их не возьмут. Только выкопать и выбросить. Нет, я работаю по системе. Даже по формуле. Сначала беру заказ на поиск определённого изделия или клада, потом изучаю литературу по теме, составляю план, смету, покупаю специальное оборудование, если нужно. Затем еду в экспедицию, иногда нанимаю помощников – и дело идёт успешно. Конечно, не всегда заканчивается успехом, но в подавляющем большинстве случаев я нахожу именно то, что искал. Я берусь только за реальные заказы, не ищу те мифические клады, о которых слышал каждый школьник – то у них Наполеон что-то закопал, то Френсис Дрейк. Нет, я берусь только за то, о чём получаю достоверную информацию. Когда есть документы, свидетельства, конкретные адреса. В этом смысле клад какого-нибудь купца Филаретова гораздо предпочтительнее клада Чёрной Бороды.
- И над чем же ты сейчас работаешь, можно узнать?
- Ищу талисман Харлея. Один псих заказал. Вернее, родственники этого психа заплатили за то, чтобы я нашёл что-нибудь похожее по исполнению. Псих верит в колдунов и прочую подобную лабуду и уверен, что с помощью этого талисмана, какой-то там волшебник Харлей мог проникать в иные миры.
- Ну вот, а говорил, что берёшься только за реальные заказы…
- Заказ реальный. На Урале есть изумруды, и тут полно вариантов, чтобы подобрать нужную побрякушку. Псих утверждает, что Харлей в своё время подарил этот талисман какой-то королеве или принцессе, но ей он показался недостаточно красивым, и тогда Харлей  вставил в него двухкаратовый изумруд, после чего красавица благосклонно приняла подарок и даже разок им воспользовалась. Так что задача моя проста – найти золотой кулон с изумрудом. Типа такого, - Игорь достал смартфон и показал мне фотографию.
Когда на фото я увидел свой «Кулон Иоланды», то испытал то самое чувство, о котором мечтал. Да, я нашёл талисман того загадочного Харлея. И я понял, что никогда в своей жизни не найду ничего более прекрасного, чем эта находка. Мне так и хотелось закричать: Я нашёл это!!!
Я нашёл! Но я промолчал, не давая волю эмоциям. Мне уже не хотелось об этом кричать. Мне уже захотелось большего. Ведь если я нашёл талисман волшебника Харлея, и сам Харлей подарил его когда-то королеве Иоланде, то теперь я просто обязан вернуть вещь владелице.