Братчина женщин. маргоски

Тина Гай 2
Братчина женщин – народный бабий праздник, сопровождаемый ритуалом посвящения женщин, которые вошли в детородный возраст, в премудрости семейной жизни.


Бабий праздник имел свое название – маргоски (моргоски), а «маргосить» в переводе означает «кокетничать», «умильничать».


Вообще братчина женщин относится к числу социально-посвятительных обрядов, связанных с переходом из одной социальной группы в другую: из детской – в молодежную, из молодежной – в семейную и так далее.


К ним относится и праздник посвящения семейных женщин в житейские премудрости, а по народному - маргосье. Сейчас эти традиции утрачены, хотя народная мудрость имеет глубокий смысл.


Маргосье –  предтеча современного праздника Дня матери, хотя приживается он в России очень вяло и мало кто о нем знает. А на западе только его и знают, и ни о каких других женских праздниках там не ведают.


На бабий праздник собирались только замужние женщины. Девушки и старухи на праздник не допускались: старухи, потому что считалось, что они теряют пол с переходом в группу престарелых и не способных рожать, а девушек – потому что они еще не знают всех «прелестей» семейной жизни.



Правда, в исключительных случаях  по особым приглашениям они допускались. Не допускались на праздник и мужчины, правда, не везде. Поэтому в день жен-мироносиц, в третье воскресенье по Пасхе, тайно, чтобы ни мужчины, ни девушки, ни старухи, не знали о месте трапезы, собирались вместе только замужние женщины.



Предварительно все женщины, независимо от статуса и возраста - и девушки, и вдовы, и женщины более старшего возраста - считали  обязательным сходить в этот день на службу. При этом  в руках они держали красные яйца в память о Марии Магдалине. После службы каждая из женщин подходила к батюшке и христосовалась, отдавая ему яйцо. До этого дня христосоваться со священником женщинам запрещалось. В Пасху христосовались только мужчины.



В день жен-мироносиц женщины собирались где-нибудь на пригорке, в лесу, на озере или в другом месте, так, чтобы о месте и времени было известно только им. Накануне шла ссыпка или складчина: каждая женщина приносила что-нибудь для угощения других. Собирали яйца, молочные продукты, составлявшие основное меню праздника, напитки, каши.


Главным блюдом  дня считалась большая яичница, которую делали из собранных яиц. Яичницу жарили на костре три выбранных бабы. Яичница  получалась настолько густой, т.к.  яиц было очень много, что ее ломали как хлеб и ели руками. После того, как яичница была съедена, женщины бросали вверх ложки, сопровождая подбрасывание припевом: «Родись лен такой-то здоровый и высокий». Ложка взлетала выше - лен уродится длиннее.



Основным предметом разговора в бабий праздник была семейная жизнь: старшие делились опытом с младшими, рассказывались случаи из собственной жизни, учились, как выходить из тех или иных ситуаций. Жалко, что сейчас ушла традиция таких посиделок: каждая женщина учится на своих ошибках.


Практиковался на празднике ритуал опевания беременных и зрелых женщин, что было равнозначно оберегу, а также кумовство. Все женщины кумились: каждая по очереди подходила к дереву, снимала с себя крестик и ленты, вешая их на дерево. Потом все брались за руки и обходили хороводом вокруг дерева с крестиками и лентами, припевая:


«Вы, кумушки, вы, голубушки, – кумитеся, любитеся, не ругайтеся, не бранитеся, сойдитесь – полюбитеся, подружитеся».


Обойдя дерево трижды, все подходили к крестам, целовали их, потом крестики с поцелуями одевались на другую женщину. В результате этого обряда все женщины становились по обрядовому праву кумами  и называли с того дня друг друга по имени, а не имени-отчеству. Все становились родственниками. Женщины считались кумушками до Духова дня.


Тут же христосовались яйцами, которые специально красили к этому дню. Так с песнями, танцами, угощением праздник длился всю ночь. Бабья братчина практиковалась в разных местах вплоть до Троицы.



В Вятке праздник назывался «Шапшиха». На него приходили только самые отчаянные. Девушки не приглашались, да и многие замужние не ходили, потому что на празднике была в ходу водка и разнузданные простоволосые танцы, что запрещалось на людях. В южных областях проводился обряд крещения и похорон кукушки.



Во всех деревнях и поселках этот праздник почитался и праздновался. Народ тем самым отдавал дань уважения и любви каждой замужней женщине, хранительнице семейного очага, подательнице мира и любви.


Автор публикуется в блоге (с иллюстрациями и видео)
http://sotvori-sebia-sam.ru/bratchina-zhenshhin/