Воспоминания олигофрена. операция -ы-ычч! и другие

Алексей Ратушный
Операция «Ы-Ы-Ы-ЫЧЧ!»  и другие исключительно интересные люди в моей жизни

Моими учителями в песнях были так и не встреченные мною при жизни Александр Вертинский, Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. В легкой атлетике моими учителями были Вера Павловна Петрашень и её ученик Валерий Иванович Никитин. Большое значение для меня имели занятия на одной дорожке с Владиславом Алановым, Иваном Шопшой, Людмилой Брагиной.  Огромное воздействие оказали на меня римский забег Абебе Бикилы и книга Артура Лидъярда. В школе моим вдохновителем был великий педагог – Владимир Степанович, при котором расцвело дарование Людмилы Жарковой. В шахматах моими учителями были мой родной дядя Миша, Михаил Сергеевич Соловьёв, Орест Аверкин,  Юферев. Огромное влияние на развитие моих шахматных способностей оказали Борис Артемьевич Радевич, Владимир Тимофеевич Лисицын, Геннадий Кремлёв – отец Алексея Геннадьевича Кремлёва, Ян Германович Карбасников, Владимир Николаевич Щепёткин, Владимир Симунин (из Северодвинска), котласские шахматисты, шахматисты Новодвинска. В юриспруденции меня много лет учили такие выдающиеся юристы как Геннадий Александрович Супрунюк и Валерий Петрович Шпилёв. В дальнейшем мне очень большую помощь оказал Виктор Георгиевич Прудников. С большой благодарностью в сердце я вспоминаю Ревекку Львовну, учившую меня в первом классе школы номер 65 в Свердловске и Нину Игнатьвну, которая учила меня во втором-четвертом классах «английской» школы номер 2 Свердловска. Бесконечно признателен я педагогам Свердловского строительного техникума, которые вкладывали душу в каждого студента. Из университетских преподавателей отмечу педагогов кафедр истории философии, диамата и истмата, а персонально укажу на Веру Яковлевну Комарову, моего руководителя дипломной работы Линькова и нашего общего любимца, декана Факультета Солонина. Не так уж и давно я приехал в Питер и заглянув к нему в гости – а он был всё там же и всё тот же – я выложил на стол обложки своих основных разработок: «Клиентеллу Агрессора», «Тетраэдальная Логика», «Территорритерро», «Модульная школа», «Истец всему», «Текстологический Анализ», «Мастер &Маргарита»… Он осмотрел это и вежливо, я бы даже сказал, учтиво, осведомился: «Это всё Ваше?»
Его вопрос я понял правильно и моментально испарился. Всё-таки наш факультет – это обитель настолько высоких полётов мыслей, что не мне, грешному, не мне… Пусть разбираются века! В своё время именно Геннадий Александрович Супрунюк познакомил меня с книгой Бориса Самойловича Вайнштейна «Комбинации и ловушки в дебюте». Не менее часа ежедневно он искал в этой уникальной книге ловушки, которые пытались применять против него в турнире по переписке хитроумные партнёры. Обладая фантастической памятью и глубочайшими познаниями в самых различных областях он неутомимо вновь и вновь обращался к этому небольшому по формату изданию. Спустя двенадцать лет на Старом Арбате – тогда еще не офонаревшем – Борис Самойлович Вайнштейн самолично вручит мне Победную первую медаль Московской Олимпиады!!! Но мог ли я даже в самом сладком сне представить себе подобный эпизод в городе Краснодаре в 1969-ом году?
* * *
Я начинаю спешить. Я уже боюсь не успеть. Боюсь не успеть подробно представить вам, дорогой мой читатель, всех этих прекрасных людей, людей удивительных, людей потрясающих, одарённых. Как подробно рассказать о каждом из них?
Как подробно описать десятки других фантастически интересных людей, с которыми свела меня судьба? Вот вам маленький пример представления еще ни разу не названных здесь мною: семья Владимира Кунцевича и в первую очередь он сам.
Я пришел в лёгкую атлетику лечиться бегом от бронхита. Здесь мы и познакомились и подружились. Третьим в нашей компании стал Валера Гладков. С Валерой мы бегали, а Володя прыгал в высоту. Простым и надёжным перекатом. Затем обнаружился Фосбери, и все стали прыгать стилем Фосбери. А Владимир долгое время продолжал оставаться верным перекату. Дошёл до высоты Брумеля – 228 сантиметров. Входил в сборные…
В 2005-ом году, когда я только-только отходил от жесткого инфаркта миокарда он помог мне вынести из роддома на Химмаше мою младшенькую – Дашутку! Он продолжает прыгать по сей день. Вся его семья – спортсмены. Причем мастера. А жена и дочь – прыгуньи! Он оказался самым надёжным и верным своему призванию. Самым-самым!!! Он держит свой сайт и на нём вы можете узнать о нём и его семье много очень интересных фактов. Валера Гладков уехал учиться в Краснодар в КВВКУ, по окончании которого отслужил в гарнизонах всё, что полагалось и перед самой моей главной переменой в жизни вернулся в уже Екатеринбург. Именно он спас единственное фото из той далекой поры, когда мы с ним вместе бегали по дистанции. Маленький кусочек того Алексея Ратушного, у которого была кличка «марафонец» и который гонялся наперегонки с городскими автобусами, троллейбусами и трамваями. Я сошёл с дистанции первым. Но…
Вчера мне довелось с сумкой и рюкзаком посостязаться с 24-ым троллейбусом – метров сто пятьдесят… но я не проиграл!!! Ноги помнят! Сердце позволило!
На этом крошечном фрагменте я старался показать, что список потрясающих людей далеко не исчерпан и только специальный словарик для внутреннего употребления позволил мне наконец оценить приблизительное число тех, о ком душа рвётся поведать миру, о ком непременно нужно рассказать, кого ни в коем случае нельзя не упомянуть, чтобы считать свой долг перед их доброй памятью выполненным.
В первую очередь это большая группа свердловских литераторов, среди которых мне довелось взрастать. Затем – а иногда и в первую очередь – это большая группа свердловских, а шире – уральских – геофизиков, среди которых я становился самим собою. Далее это группа родственников, эвакуированных в годы войны из Киева – у бабушки было три сестры, две из которых жили и работали недалеко от нашего дома.
Затем это группа людей проживавшая время от времени у нас в доме. Далее – небольшой круг украинок – подруг моей тёти Роны, с которыми она проводила долгие вечера, пела украинские песни, плела роскошные венки из живых цветов. Целые гирлянды!!!
Наконец это большая группа моих одноклассников и одногруппников среди которых оказалось немало действительно выдающихся людей. Далее идут люди, с которыми мне в разные годы довелось вместе работать и служить. А так как я поработал в десятках коллективов, то это просто нескончаемый перелик людей. И, напоследок – хотя бы кратко представить хотя бы самых талантливых и знаменитых моих учеников. Наберётся порядочно, и потому я действительно боюсь не успеть. Ибо время близко и весьма быстротечно. А ведь были еще встречи совсем никак между собой не связанные. Просто случайные встречи. Но какие это были люди!!! А ведь есть еще группа людей, о которых в силу самых разных причин я не хочу или не могу упоминать в Интернете! А жаль!!
Поэтому эту часть своих воспоминаний я начну с рассказа – будем скромнее – упоминания – о выдающемся организаторе физической культуры и спорта в Архангельской области – Льве Михайловиче Фильчагине. Направил меня к нему Владимир Тимофеевич Лисицын. Как они знали друг друга – не ведаю. По сей день текст Владимира Лисицына «Поезжай к Фильчагину, мы тебя к нему направляем» никак не вяжется со всем последующим. За годы работы в облспорткомитете я так и не обнаружил ни одной связующей нити. Кроме той, по которой был и принят на собеседовании и принят на работу кладовщиком. Предстояло еще только создать областной шахматно-шашечный клуб. Предстояло еще только побороться за помещение, которое пока оспаривалось ДЮСШ№5 во главе с Владимиром Николаевичем Щепёткиным (и стоявшими за его спиной гороно и облоно).  Вот здесь и сказалась моя легкоатлетическая подготовка. Они ездили на машинах, а я бегал. Ногами. И обгонял! Шестого марта я впервые проник в помещение, а двадцать третьего марта мой областной шахматно-шашечный клуб впервые достойно принимал республиканские соревнования школьников по шахматам. Понятно, что я был «бегунком» - тем, кто носится и «решает», когда всё основное уже давно решено «на самом верху». Понятно, что тогда я многого не понимал. Но факт остаётся фактом. Архангельский шахматно-шашечный клуб стал реальностью спортивной жизни города и области на ближайшую четверть века. А стоял за моими успехами и победами Лев Михайлович Фильчагин. Среди массы других уроков, данных им мне я расскажу для затравки об одном. Об изобретённом им методе разговора по телефону. И если из всего написанного вы усвоите только этот метод и начнёте им успешно пользоваться на практике, вы уже – зуб даю! – никогда не забудете Льва Михайловича Фильчагина. Ведь гении – они гениальны во всём!
Иногда при разговоре по телефону мы не можем с ходу вспомнить имя-отчество того, с кем говорим. У аппаратчиков высокого уровня это постоянная зубная боль. Говорить надо быстро и по существу, а тут заминка. Особенно часто связанная с отчеством. Лев Михалыч сотни раз при мне брал трубку – ему секретарь сообщала что-то вроде – обком на связи – и радостно кричал: «Здраствуйте (отчётливо), дорогой (отчётливо» …арньей (смазанно невнятно) .. мклсва…(очень смазанно и невнятно) …и… ы-ы-ы-ыччч!(отчётливо)» Собеседник улавливал, что его опознали и назвали (пусть невнятно – такая уж у нас связь! – по имени отчеству! И беседа шла в деловом ключе.
Потренируйтесь! У вас не может не получиться!!!
А я, даст Бог, еще успею что-нибудь отписать попозже. Ведь лучше позже, чем…
Впрочем вы и сами всё прекрасно знаете и понимаете. Ведь, как-никак – Индиго!!!