Как Дмитрий Певцов исполнил Владимира Высоцкого

Александр Карпенко
Раньше коронные песни Владимира Высоцкого петь никто не рисковал. Поэтому и сакральным вопросом, можно ли перепеть Таганского Гамлета, никто не задавался. Запредельная энергетика великого барда, казалось, отметала напрочь саму возможность чем-то улучшить его трактовку. Или – хотя бы «не снизить накал». Я не раз слушал, как актёр Дмитрий Певцов исполняет «Коней привередливых».  Но только сейчас до меня, наконец, дошло: Певцов выстроил новую драматургию этой прославленной песни. Даже если сравнивать версию Певцова с авторским исполнением самого Владимира Семёновича. Открытие Певцова заключается в том, что он исполняет «Коней» как ЦЫГАНСКУЮ песню! Песня не пострадала. Её масштабность не уменьшилась. Дмитрий Певцов не испортил песню и «на все сто» использовал особенности своего вокала, подогнав их под её стилистику.

Как и в былые времена Высоцкий, Дмитрий «проживает» на сцене эту песню. После юбилейного концерта на канале «Культура» я, для сравнения, прослушал некоторые его предыдущие исполнения «Коней привередливых».  И вот что выяснилось.  Осенью 2009 года Певцов ещё «волнуется» перед исполнением песни, хотя концептуально и вокально он уже вполне готов. Конечно, Певцов, профессиональный автогонщик, человек, привыкший к драйву не только на сцене, но и в жизни, не случайно выбрал у Высоцкого именно эту песню. Петь её очень сложно, я сам не раз пробовал, и могу сказать, что мне не всегда хватает моего вокала. Певцову – хватает. Если сравнивать два исполнения, 2009 и 2013 годов, бросается в глаза, что в своих последних концертах артист словно бы ещё добавил как в профессионализме вокала, так и в достоверности исполнения. Он уже поёт "Коней" так, что оторопь берёт и мурашки по спине бегают!  Вспоминаем: у него в 2012 году погиб сын –  поэтому трагическая песня Высоцкого звучит у Певцова так, как ей и положено – трагически. Певцов уже не «стесняется» петь эту песню, он забивает гвоздь программы под самую шляпку. Гибель сына словно бы «завершила» в душе актёра эту песню. Хотя, думаю, если бы у него был выбор – живой сын или «живая» песня, Дмитрий Певцов, я уверен, предпочёл бы похуже петь песню, но сохранить при этом сына. Но жизнь такого выбора ему не дала. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее», – сказал Ницше. Так эпизоды биографии порой влияют на творчество.

Наверное, цыганская стилистика «Коней привередливых» придумана не Дмитрием Певцовым. Она, можно сказать, прямо вытекает из гениальной аранжировки Георгия Гараняна к виниловому диску-миньону Высоцкого. Если быть более точным, из гараняновского проигрыша между куплетами песни. Сам Высоцкий просто не мог исполнить такой проигрыш на гитаре. У Певцова «цыганщина» начинается в песне не сразу, а вырисовывается постепенно и становится отчётливой после модуляции перед вторым куплетом: «Сгину я…  Меня пушинкой ураган сметёт с ладони». По мере того, как у певца «раскочегаривается» кураж, залихватская удаль песни становится всё более цыганской.

У Певцова «Кони привередливые» – это песня русского человека, долго жившего в цыганском таборе. Он обрывает геройское «я куплет допою, я ещё постою на краю», словно бы останавливаясь на краю пропасти. И здесь ШЁПОТОМ звучит знаменитый афоризм великого барда: «Мы успели. В гости к Богу не бывает опозданий». Герой достигает точки, где пересекаются жизнь, смерть и «упоение  гибельным восторгом спрессованной в одно мгновение жизни». Песня замирает на мгновение, пока длится шёпот, и опять переходит в цыганскую удаль, длящуюся, пока бьётся неутомимое сердце героя, русского человека с неукротимым характером и неутолимой жаждой жизни.

А ещё Дмитрий Певцов ОПЛАКАЛ в третьем куплете и Владимира Высоцкого, и, думаю, своего сына Даниила. «В гости к Богу не бывает опозданий, так что ж там ангелы поют такими злыми голосами? Или это колокольчик весь зашёлся от рыданий, или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани». Вы только подумайте: Высоцкий ПРИ ЖИЗНИ заложил в своей песне возможность этой же песней оплакать его после ухода. Как оплакали Муслима Магомаева «его же» песней «Синяя вечность». Это и есть, в моём понимании, бессмертие.