Тружусь в Израиле - среди преобразователей природы

Бельферман Моисей 2
        Тружусь в Израиле – среди преобразователей природы.
     В новом отделе – работа несколько отличная: по специальности. Главное: больше не пришлось сталкиваться с Ясной… Особенно не могу забыть издевательств с ее стороны. Мы работали в лесу… В ККЛ трудовой день начинался с 7-ми утра. Мы так и договаривались… К 7-ми я их ожидал… Первые разы – на Чек Пост, а в последующем у Цабара, это в Кирьят Моцкине. Стою каждое утро ожидаю: час, два, иногда три… Где Ясна с Христианом? Не иначе – развлекаются. Подъедут – здороваются, но никогда не извинятся. Имел пару раз такие побуждения: приехать поздно – пусть они меня ожидают! От природы я такой ответственный: не мог себя заставить поступить не по «правилам».
     В последние дни совместной работы – Милан Кулич поручил мне работу по Бирии… Но через пару дней – новая работа! Попросил эту отложить, как не очень срочную – провести другие расчеты. Речь шла о вычислительных формах докторской диссертации молодого начальника нашего отдела Омри Бонэ. В Израиле, как и в странах Запада нет промежуточного этапа – существовал в СССР – кандидатской научной степени. Верно, в Госплане решили не завалить сразу плановым составом докторов наук – придумали еще кандидатов. Не всегда удавалось определить «фундаментальность разработок в науке» - первое требование для докторской диссертации.
     Ну, я сидел – корпел… Работу проделал добросовестно: иначе не работаю. Вскоре О.Бонэ защитил диссертацию – стал доктором наук… Уже точно не помню: каких наук?
     В разговоре с Миланом Куличем я высказал идею о возможности разработать в лесу свои кадастры. В свое время – очень давно – я трудился в республиканском проектном институте «Укрземпрект». Главным инженером трудился Харченко – человек с идеями. Эта его идея касалась пахотных почв и разных сельхоз угодий. Одна наша группа занималась этим направлением. Кулич выслушал внимательно – ничего не ответил. Вскоре я перешел в другой отдел… А Кулич без стеснения использовал мою идею - разработал «свою» шкалу цен при вывозке древесины с участков разной отдаленности от дорог.
     Я продолжаю расчеты по Бирии…
     Об этом непременно следует рассказать…
     В Израиле – специфический климат: неиссякаемая солнечная радиация. По нормам: примерно с октября-ноября каждого года начинается дождливый период. Дожди ливневого типа случаются редко. А так… Прольется дождик… Перерыв… Опять дождит…
     Но до конца 1990, потом до февраля 1991 – нет дождей! Такое стихийное бедствие, несчастье!   
     Это еще не все! В начале года начался конфликт на Ближнем Востоке. Правитель Ирака Саддам Хусейн захватил нефтяной Кувейт! Тут все началось – разворачивается. Американцы вмешались!
     Коварный правитель Ирака решил разрушить появившуюся против него коалицию Арабских стран – во главе с США. Один «самый верный способ» - это «разбудить Израиль», побудить его ответить на провокации. Не знаю как, но премьер-министра Израиля
Менахема Бегина уговорили не отвечать на обстрелы. Ирак начал обстреливать Израиль! Впервые в своей истории – Израиль терпит, несет людские и материальные потери, но не отвечает на военные обстрелы злобствующего врага. Такое совпадение: в день первого обстрела Израиля – выпал первый дождь!
     Правительство позаботилось о гражданах: дали указание купить всем липкие ленты – заклеивали стекла к рамам. Еще выдали нам противогазы. Каждый день, особенно по вечерам выла сирена: предупреждает об очередном обстреле. Обстреливали они всю страну. Несколько снарядов попали в Хайфу. Большая их часть направлена против стратегической цели - Хайфского порта.
     У нас в организации, как и во всей стране, объявили нерабочими дни. Я не мог сидеть дома – при наличии огромной массы работы. Все дни войны я ездил на работу – с противогазом через плечо. Один я трудился – из всего северного отделения. Возможно, организация вся вынужденно ожидали завершения войны. Уже не помню, сколько времени продолжались эти обстрелы, но… я завершил всю работу по Бирии. Легче стало: часть груза свалилась с плеч. Все утряслось постепенно … Без одного выстрела – сдержанностью позиции – Израиль выиграл войну.
     Хочу тут сообщить – иначе упущу. Осенью-зимой того же 1991 Израиль подвергся стихийному бедствию. Шли довольно щедрые дожди… И тут: ударили заморозки! Водные массы на ветвях, сучьях деревьев – обледенели. Тут еще и ветры подгадили обстановку.
     Главная лесная порода в лесах Израиля – сосна йерушалайми. Прижилась. Оказалась подверженной грибному заболеванию мацакокусу. Мало влаги. Каменистые склоны. Но… растет! Надо знать структуру сосны – корень ее поверхностный, неглубокий… Обледеневшая крона – это огромный вес. Деревья не выдерживали такого груза: вываливались с корней, ломались стволы других деревьев. Ущерб оказался непомерно высоким: мне пришлось рассчитывать убытки. А сами леса представили страшное зрелище. Надо учесть: посадки созданы на крутых склонах. Как спустить стволы с кронами, затем трелевать, разделать, вывезти… Деревья погибающие – представляют огромную опасность: в них заводятся насекомые – питаются, да и вредоносные грибы. Они вместе являются рассадниками инфекции для всего леса.
     В конторе обычная суета. Юзефа не расстается с телефоном. По утрам встречаюсь с уже хорошо знакомыми ребятами: уезжают в леса – ведут нечто подобное лесоустройству, ревизии ранее проведенного учета. Появился сотрудник из новых репатриантов. Вначале он еще к Куличу приходил… Я помогал ему заполнять анкету личного дела. Уже не помню его специальность. Не «лесник». Я его просвещал по делу… Вскоре он мне ответил подлостью! И такая публика приехала представлять в Израиле советскую власть. Да, после подлости – его отрезал от себя. Не прощаю! Приехали они большой семьей. Родители его или жены открыли магазин… Да, вспомнил: он фотограф. Начал попутно фотографировать свадьбы. Несколько лет у нас работал… Тихо отправился в отпуск… Оказался с семьей в Канаде. Пусть там ему окажется лучше.
     Да, упустил… Одновременно с моим устройством у Кулича – к господину Шпетеру перевели молодого бычка. Он и на вид похож – главное по астрологическому знаку Овен. Господин Шпетер готовит себе замену. Израиль Таубер закончил природоохранный факультет.
Знаний и практики по лесному делу у него – никаких. Заносчивый, непомерно властный… да и дурной – сверх меры.
     У меня своя работа – с ним мало общаюсь. Помню первую стычку. Из отделений к нам поступают карты с отмеченными на них мероприятиями. Я обрабатываю полевые материалы. По какому-то участку – Израиль мне показывает:
     - Тут должно стоять то и то.
     - Хорошо, - я ему: – отмечу, но прежде ты исправь на карте своей рукой. Иначе я не могу!
     - Как это?! Меня – не слушаешь?
     - Ты исправь…
     - Это не мое дело! Я сказал – так есть и будет! Не исправишь – у меня работать не будешь! Отправлю тебя в Цфат!
     - В Цфат – так в Цфат…
     Пошел он жаловаться…
     В Израиле в нескольких организациях особенно кастовость сильна. Сильна протекция. Витамином «Pi» называют. Некто – начальник - из состава бывших репатриантов из Румынии оказывает патронаж «Румыну» Израилю. Это вполне естественно. Не скрывают, а постоянно подчеркивают, выпирают. Под действием протекции – кем, да и каким он не есть – находится под благоволением, охраной   высшей силы. И это все – в дополнение к системе квиюта, постоянства. Керен а-Кайемет ле-Израэль имеет сильный профсоюзный комитет: подписывает коллективный договор с администрацией. Контролирует его неуклонное исполнение. Главная его забота - обеспечение всех прав и льгот кадровых сотрудников организации. Наш лидер организационного отделения Гистадрута – обладает большой властью и авторитетом. Дополнительно трудится заместителем мэра города Кирьят Хаима.
     Начальство не поддержало требование Израиля о переводе меня в Цфат. Больше этот вопрос не возникал. Происходило другое…
     Милан Кулич – я еще с ним трудился – поручил мне некую таблицу с показателями перенести в Интернет. Он мне показал несколько элементарных команд – я начал работать на компьютере. Потом уже в отделе Шпетера я разработал учетную таблицу. На весь отдел у нас – один компьютер. Я улучил время его свободного состояния – составил таблицу, ввел в компьютер. Подходит Израиль…
     - Что ты делаешь?
     - Таблицу составил… посмотри…
     Он посмотрел… начал управлять компьютером и… намеренно стер таблицу! Я об этом случае рассказал Милану Куличу и еще кому-то… Посоветовали мне оставлять копии на дискете.
     Таблицу я восстановил… Мне мешают работать на компьютере… У меня другая работа: зря ни минуты не теряю.
     Я просыпаюсь рано – спешу на работу. Перед работой не успеваю позавтракать. Иногда уже на работе согрею кипяток: бутерброд поем с чаем… Обед с собой приношу: примерно в 12 делаю короткий перерыв. Обедаю.
     Юзефа крутит носом…     «Не обедай ты при ней – в другом месте, хоть на воздухе… - Мне подсказал Господин Шпетер: - Не нравится ей запах твоей колбасы. Не уверена: кошерная колбаса? Послушай меня…»
     В передней, коридорчике при входе в отдел Кулича – маленькая комнатка. Никого там никогда нет: я начал заходить, обедать. Вроде пронесло – на короткое время.
     Появился Михаил Денюсюк. Обычный по виду. Обычный он не совсем – заблатыканный. По обычаю, меня попросили оформить его анкету, другие документы…
     Назначили на два дня совещание в бывшем владении Ротшильда. Здесь большой парк его имени, расположен кибуц Мааган-Михаэль. Помести нас в гостиницу. Там только начали строить новую большую гостиницу. Для простоты я одел спортивный костюм…
     Познакомился с репатриантом-ватиком. Возможно, по поручению - он провел со мной агитационно-разъяснительную беседу. Сделал несколько замечаний - в самой дерзкой форме. Я сдержанный человек. Так не понял, что он фактически хотел? Похвалился своим жизненным успехом? Женился на средневозрастной новой репатриантке – но девственнице.
     Появился на работе Михаил Денисюк. Ивритом от владеет не лучше меня. Разница: я стараюсь меньше всего говорить, а он – наоборот – всем лезет на глаза. Рассказывает всякие истории из своей прежней жизни. Работал лесничим – у него трудились заключенные. Он из Ижевска – родины и места жительства Калашникова, изготовителя автомата. Треплется он обо всем – использует заблатыканные выражения. Светит фиксой. Манеры демонстрирует…
     Израиль с ним подружился: ведь у него нет совсем ума, знаний, способностей для производства и руководства.
    Помню его высказывание в разговоре с кем-то родным, близким или начальником.
     - Моя работа – даю распоряжения по телефону. Отвечаю на звонки. Иногда нужно ответить на письмо. Больше никаких дел у меня нет. Такая работа мне нравится! Не сильно устаю…
     Израиль – хороший водитель: этого у него не отнять. Верно, с помощью родителей – он купил дом или квартиру в дорогом районе Хайфы. По натуре он жадный. В ККЛ принята традиция отмечать дни рождений сотрудников. Разница между датами рождения моей и его – меньше месяца. Так он комбинирует: провести вместе – все за мой счет.
     Господин Шпетер перешел на пенсию. С работы он не ушел – ему поручили вести отводы участков. На территории ККЛ часть земель отводят под промышленные предприятия, передают во временное пользование. Конечно, основное занятие организации – проектирование и строительство дорог. Посадка саженцев, охрана и хозяйственное использование рукотворных лесов. За отведенные в пользование участки – ККЛ получает деньги. Господин Шпетер наладил полный контроль: текли денежки. Расчеты по каждому отводу господин Шпетер приносил мне на проверку: доверял мне это ответственное задание. В роли пенсионера – господин Шпетер поработал еще два-три года. Потом он ушел… Юзефе поручили эту работу… Ничего она не делала и деньги не поступали.
     Израиля Таубера на год или два отправили на учебу в США. Еще до своего отъезда он повез Денюсюка в Йерушалайм – знакомить с руководством…