Сахарная груша

Полина Ветрова
Ах, эта непоседа Гюльнар! Не девчонка – настоящий сорванец. Карие вишенки глаз так и шныряют, искрясь от восторга, а сама, словно ртуть. Острый ум, живой нрав, юмор и жизнерадостность, любознательность – налицо все задатки крупной личности. К тому же, обещает стать настоящей красавицей! Мать ее любит причитать: «Кто такую егозу замуж возьмет?» Я же тайком шепчу девчонке: «Не верь, не верь...Быть тебе любимой...»
Гюльнар меня любит, как родную бабушку. Она даже готова жертвовать своими шалостями и затеями ради часика-другого возле моих старых ног. И я очень стараюсь ради любимицы. Я хочу рассказать ей Счастье. Гюльнар, как и я, отчаянная сладкоежка. В шелковом вышитом кисете у меня всегда припасены разные сласти. И мы, как две заговорщицы, укрывшись под гранатовыми деревьями, старыми, как мир, наслаждаемся тем, что отпустил нам Аллах. Временем, общением, доверием, красотой, словом и вкусной пищей.  Я  девяностолетнее скрипучее дерево, не сегодня-завтра улечу ароматным дымом в небеса, сгорев дотла на жертвенном костре жизни. Но, пока я живу на этом свете, я расскажу Гюльнар про то, как бывает между любящими людьми. Если она сумеет взять  мои богатства – возьмет. Не сможет – так и останется навсегда нищей. Иншалла!
Детка моя. Совсем недавно я так же беззаботно играла под гранатовыми деревьями. Жизнь пролетела, как золотая птица, осыпав с ног до головы драгоценной пыльцой с прекрасных крыльев.  Моя память – мое сокровище. Я тихо перебираю в сморщенных руках простые четки из красного дерева. Пальцы слушаются плохо, а душа поет. Каждая бусина – нечто значимое в моей жизни. За все благодарю Аллаха. Аллах всегда был так добр ко мне, так щедр и нежен. Он отдал меня в жены самому прекрасному мужчине на земле. Я прожила сказочно счастливую жизнь...Обо все по порядку.
Я  родилась в семье купца на западе Персии.. Отец мой вынужден был вести торговые дела, но это явно было ему в тягость. Он искренне интересовался наукой и философией, был неплохо образован и любил проводить свободное время за книгами.  Отец души во мне не чаял. Любил сидеть и смотреть, как я играю. Это приносило ему огромное наслаждение и утешение.  Отец часто брал меня на руки, кормил фруктами и беседовал тихим и нежным голосом. Он был очень ласков со мной. Я обожала отца. Мне так нравилось гладить его шелковую мягкую бороду, смотреть в добрые, немного печальные глаза.   Мать моя постоянно пребывала в бесконечных домашних заботах и хлопотах, никогда не поднимая глаз к небу. Она редко улыбалась и была не особенно ласкова со мной.  Однажды отец, который был глубоко верующим человеком, взял меня с собой к какому-то авторитетному духовному лицу, отличавшемуся, по словам людей, прозорливостью. Мне было тогда лет пять или шесть. Отец беседовал со старцем, а я играла около их ног.
«Твоя дочь выйдет замуж за царя, у нее необычная судьба. Радуйся, это дитя принесет тебе счастье. » - Сказал мудрец моему отцу.
Когда отец пересказал дома эти слова моей матери, та громко расхохоталась. «Мы не настолько знатны и богаты, чтобы породниться с царями! Откуда она возьмет себе такого мужа? Старик посмеялся над тобой»
«Ты глупа, женщина, - спокойно ответил отец. – Царь - не тот, кто ходит в шелках и ест с золотых блюд. Земное богатство – всего лишь пыль перед сокровищами духа»
Я запомнила эту беседу, несмотря на свой возраст. Отца не очень-то понимали в семье. Теперь я понимаю, что была, возможно, его единственной отрадой, не считая ученых занятий и горячих молитв в уединении.
Родители рано покинули эту землю, оставив меня сиротой. Меня взял на воспитание мамин брат, весьма богатый человек, ортодоксальный мусульманин. Он жил со своей сестрой, суетливой старой девой. Жены и детей у него не было. Воспитывали меня очень строго. Дядя был озабочен приростом своего состояния, это являлось основным содержанием его жизни. Он внимательно наблюдал, как я взрослею и становлюсь красивой девушкой, подсчитывая в уме барыш, который сможет получить, удачно выдав меня замуж. У меня была нянька, очень простодушная и добрая женщина, бесконечно преданная моим покойным родителям. Она любила повторять давнюю семейную легенду, что я стану царицей. С большим удовольствием нянюшка перечисляла все те роскошные вещи, драгоценности и привилегии, которыми я стану вскоре обладать. Ее рассказы будоражили неокрепшее детское воображение и вызывали едкие насмешки остальных домочадцев.
Несмотря на суровое окружение, я росла живой и любознательной девушкой, часто получая нарекания от домашних. Они с каким-то едва уловимым презрением говорили, что умом и характером я пошла в отцовскую породу. Словно было в этом нечто  постыдное. Я очень любила и уважала своего отца, и эти грубые нападки на него всегда очень больно ранили.
 Я и вправду отличалась от окружающих меня людей. Солнечный луч, скользящий по стене, цветущая ветка жасмина, стук капель дождя по крыше, - все эти простые вещи вызывали во мне приливы вдохновения, которое переходило в настоящий экстаз. Мне часто хотелось танцевать и петь без видимой на то причины. Я могла выбежать во время грозы во двор и начать кружиться под струями воды. Свет полной луны пробуждал странные внутренние силы и откровения.  Весь мир представал совершенной симфонией звука и цвета. Это не находило ни понимания, ни одобрения. Меня считали странной, чуть ли не помешанной.  Так я дожила в чужой семье до шестнадцати лет.
Этот день я помню во всех мельчайших подробностях. Цвел миндаль, в воздухе плыли тонкие, нежные  ароматы весны, и предчувствие счастья кружило голову. Меня, как обычно, отправили на базар за сладостями. Я всегда выбирала самые лучшие лакомства, и торговцы не заламывали цену, прекрасно зная, что я круглая сирота.  У меня было приподнятое настроение, а жизнь представлялась прекрасной и полной чудес.  Люди казались добрыми ангелами. Я ходила по шумному базару, не спеша, наслаждаясь своей кратковременной свободой, разглядывая богатый товар. Вдруг я почувствовала чей-то внимательный взгляд. Этот взгляд был особенный - очень теплый, доброжелательный, мудрый и полный понимания. Так на меня никто и никогда еще не смотрел. Осторожно оглядевшись, я не заметила ничего необычного. Но что-то неуловимо изменилось, словно в мою жизнь в этот самый миг вошло что-то действительно большое и прекрасное. Какой-то сладкий трепет охватил все мое существо. Я остановилась около торговца, делая покупку. Рядом со мной очутился незнакомый мужчина преклонных лет в потрепанном одеянии странника. И, когда я протянула руку, чтобы взять что-то с прилавка, его смуглая худая рука слегка прикоснулась к моей. Прикосновение было едва заметным, будто случайным, но меня пронзили какие-то необычайно сильные токи. Незнакомые энергии наполнили все тело, ноги стали ватными, низ живота заныл. Я впервые почувствовала себя желанной женщиной. Затем я разом увидела внутренним взором прикоснувшегося ко мне незнакомца. Я не поднимала на него глаз, но мне открылось,  что он одинок на Пути жизни, знаком с предательством, скорбями и потерями. Бремя его велико... Этот человек способен на глубокую любовь и преданность, но до сих пор не встречал взаимности.  Я увидела, что ему открыта вся Небесная мудрость и Бог любит его. Он был невыразимо прекрасен и могуществен, этот незнакомец. Я не видела его лица, не слышала его голоса, но уже знала и бесконечно любила его!
Продавец  протянул кулек со сладостями, а мужчина молча положил поверх моих покупок засахаренную грушу. Это простое  движение было наполнено царственным величием и необыкновенной внутренней силой. Этот человек мгновенно и навсегда подчинил меня себе. Я ощутила себя горячим воском в опытных и любящих мужских руках. Невероятно сладкое чувство, доступное лишь совсем юной женщине... Мое лицо пылало. Я так и не осмелилась поднять глаза на незнакомца. Вместе с этим была абсолютно уверена, что ему открыто все, что происходило в тот миг со мною. Я ощутила, как его сердце нежно обнимает меня, и это наполнило меня высочайшим восторгом. Наши души слились в одну и закружились в упоительном танце. Медленно я пошла домой. Не оборачивалась, но знала, что он идет следом. Мои ноги не слушались, дыхание прерывалось, но мужчина не нарушил молчания, не приблизился и не заговорил со мной. Бесшумной тенью он следовал за мной. Войдя в свою комнату, я бросилась на постель. Меня била дрожь. Я улыбалась, обмирала от предчувствий. Тело горело желанием, а сердце дрожало, как слабый лепесток на ветру.
Вечером, недобро усмехаясь, дядя сообщил, что ко мне сватались. Все похолодело внутри. Я боялась посмотреть на дядю, и со страхом ожидала дальнейших слов.
«Он чужеземец, нищий бродяга! Какой-то звездочет. Наглость, наглость! Я назначил за тебя такую сумму, что он никогда больше не осмелится даже близко подойти к нашему дому. Пусть сгорит от стыда, ничтожество! Моя любимая племянница достанется только тому, кто сумеет заплатить достойную цену. »  Дядя был в настоящем бешенстве. Я молча ушла к себе и без сил повалилась на постель. Все было кончено. Небеса посмеялись надо мной.  Холодный ужас и отчаяние сковали все мое существо. Жизнь привиделась бесплодной пустыней. Солнце зашло, наступила кромешная мгла. Будущее казалось бессмысленным и безрадостным. Всей душой я стремилась к любимому, чьего имени даже не знала.
Потекли серые дни, наполненные тоской и ночными слезами. Походы на базар превратились в настоящую пытку. Незнакомца больше нигде не было видно. Каждый раз я жадно искала его глазами, но встречала лишь равнодушные взгляды и чужие лица. Однажды, когда мои муки стали совершенно нестерпимыми, я забылась под утро. Мне приснился удивительный сон. Я расскажу его полностью, так как и теперь, по прошествии огромного количества времени, каждая деталь этого сна передо мной, как наяву.
Темная ночь, где-то в вышине мягко мерцает луна. Я стою на пустынной горе, а рядом со мной стоит Некто, чье лицо в тени. Моя душа знает, что это тот самый удивительный человек, встреченный мною на базаре. И вот он легко касается моей одежды. Покрывало растворяется. Затем исчезает рубашка, шаровары  - все... Мое обнаженное тело излучает молочное свечение, нежное и мерцающее. Я заворожено смотрю на свое тело, но незнакомец протягивает круглое медное зеркало и говорит (я впервые слышу его голос): «Смотри на себя, смотри внимательно, какая ты на самом деле!» Я смотрю в зеркало, но там ничего нет, нет человеческих черт. Только ослепительный свет...
После этого сна стало много легче. Словно невидимые нити протянулись между мной и возлюбленным. Теперь я твердо знала, что он не забыл меня. Я чувствовала: мужчина предпринимает отчаянные шаги, чтобы выкупить меня у алчных родственников. Успокоилась и просто ждала. Летело время, и вот, когда наступила осень, все плоды были собраны, а барыши много раз пересчитаны, незнакомец появился в нашем городе. Я вновь увидела его на базаре и сразу же узнала. Забыв о приличиях и людской молве, со всех ног кинулась к нему, расталкивая людей. Но едва настигнув его, протянув руки, чтобы ухватиться за его халат, я обнаружила пустоту. Мужчина исчез... Я была абсолютно уверена, что он не привиделся мне! Взбудораженная, ничего не купив, я прибежала домой и сразу увидела моего любимого, который скромно сидел рядом с дядей, выглядевшим крайне довольным.
«Лейла,- важно сказал дядя. – Подойди сюда».
 Я повиновалась.
- Вот этот почтенный человек, - дядя кивнул в сторону незнакомца, - пожелал взять тебя в свой дом.
Я подняла глаза на мужчину, впервые взглянув на него. Как же трудно мне дался этот взгляд!  Он не был ни высок, ни красив. Его смуглое лицо избороздили морщины, а борода была почти полностью седой. Но глаза! Глаза были веселыми, юными, в них горел огонь Жизни и Знания. Он  ласково смотрел на меня. Все обмерло внутри. Пол закачался. Я с трудом устояла на ногах.
- Я даю свое согласие. Что ты скажешь нам, драгоценное дитя? – судя по выражению дядиного лица, сделка прошла крайне успешно.
- Я повинуюсь воле Аллаха и Вам, мой благодетель. – Отвечала я стандартную в таких случаях фразу, стараясь скрыть охватившую меня радостную дрожь. Будущий супруг молча и сдержанно поклонился мне и продолжил негромкий разговор с дядей. Мне пришлось удалиться на свою половину. Тетя Замира поджидала меня. Ее глаза жадно блестели.
- Он заплатил за тебя пятьдесят тысяч золотых! Целое состояние! –  сообщила она срывающимся от возбуждения голосом, вцепившись в мое предплечье стальной хваткой – Мы сможем купить целый караван! О, дитя мое, какое счастье!
Я не помнила, как дожила до дня свадьбы. Кажется, я не ела и не спала все эти дни.
После скромной свадьбы мы сразу же покинули город. Я без сожаления рассталась с домом дяди, где прошла моя не слишком счастливая юность. Впереди была полная неизвестность, но я полностью доверяла Аллаху, любимому супругу  и своей судьбе.
На момент замужества мне было семнадцать, мужу – сорок девять. Он был немногословен и  не любил рассказывать о себе. Главное о нем я узнавала без слов. Амир прожил непростую жизнь, полную скитаний. Он был глубоким мыслителем, философом, астрономом, ученым и поэтом. Его знания поражали широтой, а мысли – масштабностью и оригинальностью. Когда он начинал говорить, я могла слушать его целыми днями напролет, сидя за рукоделием. Тайны Вселенной открывались мне так же легко и просто, как страницы книги. Каждый день приносил все новые и новые восхитительные откровения. Муж был превосходным учителем.  Восторг и счастье переполняли меня...
Наша жизнь делилась на дневную, наполненную простыми заботами и трудами, и ночную. Амир вставал еще до зари, посвящая прохладные утренние часы молитве и созерцанию.  Днем муж работал: читал, предавался размышлениям или писал. Иногда он ненадолго отлучался, чтобы дать уроки местному эмиру, его семье и приближенным. Я вышивала или шила, вела нехитрое хозяйство.  Наша ночная жизнь была сказочной, волшебной, полной упоительной страсти и нежности.
Как поведать это Счастье бедным человеческим языком? Сами ангелы и те не смогли бы достойно описать его...
В нашем доме всегда было очень светло и тихо. Дух Святой жил в нем. Раздоров, споров, ссор никогда не было, грубых или резких слов не произносилось. Внешние звуки мира гасли у нашего порога, как бурные волны успокаиваются у тихих берегов. Я с удивлением замечала, что какофония базара или крики толпы звучали будто издали, как стройная симфония, как ровный гул водопада. Мы были надежно упрятаны в кокон тишины, чистоты и безмятежности.
 Благоговение, бесстрашие, сдержанность, кротость, мягкость, самообладание, сострадание, милосердие– эти благородные черты были во всей полноте проявлены  в моем супруге,  постепенно стали проявляться и во мне. Амир никогда не воспитывал меня словами. Он был необычайно нежен и бережен со мной. Я сама стремилась раскрыть в себе все самое лучшее. Вернее, оно получалось само собой.
Муж не выносил темноты, даже ночью всегда горел светильник в его спальне. Он всегда много читал, размышлял, пребывая подолгу в полном молчании и отрешенности.  В такие минуты я боялась потревожить его покой и старалась двигаться бесшумно.
Обычные действия, которые совершал Амир,  являлись совершенными по красоте и осознанности ритуалами. Супруг никогда не совершал предписанных тарикатом обязательных ежедневных молитв. Всеми мыслями и чувствами он пребывал во Всевышнем постоянно...В доме не велись религиозные разговоры, мы славили Бога молчанием. В присутствии Амира ложь становилась видна, как нечистота при ярком дневном свете. Она звучала как фальшивый звук. Однажды в наш дом пришел по делам какой-то важный человек, муж вынужден был его принять. Человек говорил что-то неприятным скрипучим голосом. Словно ядовитый газ наполнил собой небольшое пространство комнаты. Когда он ушел, Амир молча окурил дом благовониями. Вообще, чужие в нашем доме почти никогда не бывали. Мы жили довольно замкнуто. Несколько раз мне доводилось бывать в домах соседей и общаться с женщинами. Но общего языка у меня с ними найти не получалось. Их заботы не трогали меня, а они считали нашу семью немного странной. Мы не избегали людей. Так получалось само собой.
Впопыхах мы никогда не принимали нашу пищу. Каждый глоток, каждый кусок был благословлен молитвой. Мы ели мало, но каждая трапеза превращалась в роскошный ритуал. Амир любил сладости и фрукты. Как красив спелый виноград, освещенный солнцем, в котором просвечивают косточки! А сочные бархатные персики, алые гранаты, финики, изюм... Он с царским достоинством брал с блюда одну ягоду или плод и долго смаковал его, наслаждаясь всеми оттенками вкуса. Медленно и с благоговением делал глоток из хрустального кувшина, ибо  пил Бога. Смотреть на мир глазами Амира было для меня потребностью и подлинным наслаждением. Мир, открывающийся его взору, был прекрасен и полон невыразимой гармонии. Светила, небеса, населяющие их существа, цветущие сады Земли, их богатые дары, явления природы, стихии – все это являло собой совершенную красоту. Я боготворила своего супруга...
Амир не выносил ярких кричащих цветов. Его вкус был безупречен. Он сразу определял истинную стоимость вещи, предпочитая простоту и строгое совершенство форм и линий. В нашем доме не было лишних предметов, только самое необходимое. Никакой роскоши, никакой вычурности. Глиняная посуда,  пара серебряных блюд и кубков, медные светильники, старинные ковры, видавшие виды. И книги, много книг.
Мы жили небогато, но все необходимое появлялось в нужное время, словно из воздуха. К столу всегда была простая, но свежая пища. Для одежды - добрый отрез ткани. Я с удовольствием занималась рукоделием, ткала покрывала, стегала халаты. Муж умел создать грандиозное событие из ничего. Однажды он пришел домой под вечер и коротко бросил мне: «Оденься, Лейла, поедем кататься » Я никогда не задавала мужу лишних вопросов. Просто накинула покрывало и вышла к нему. Во дворике он посадил меня на коня, сам сел сзади и мы помчались. Город остался позади, впереди были горы, утонувшие в сиреневых сумерках. Когда мы прискакали к круглому горному озеру, похожему на серебряную чашу, уже взошла полная луна. Золотой рыбкой ее отражение плавало в чистейшей воде. Мы омылись в холодном озере  и задремали, обнявшись, в ожидании рассвета. Кто видел, как солнце встает над горами, тому открылась дверь в совершенную красоту. Эта царственная картина способна исцелить любую душевную рану или печаль. Вот такие необычные подарки делал мне мой возлюбленный супруг.
Амир не любил, когда я бываю на людях. Это была не ревность, скорее, опасение, что какая-нибудь грязь этого материального мира случайно осквернит его жену. Он лелеял меня, как редчайшее сокровище, внимательно наблюдая за состоянием моей Души, которая была перед ним, как открытая книга. Он заменял мне отца, мать, братьев, был и мужем, и Наставником. Он вел себя так, словно отвечает за меня перед Богом... Я была украшением его жизни, отрадой его души.
 Ах, эти ночи. Этот беззвучный шепот, полный страсти, бездонная нежность и бесконечные ласки, которые насыщали каждую клеточку наших тел утонченным наслаждением. Я была влюблена в него все полвека нашей совместной жизни. Он был для меня самым желанным и красивым мужчиной во Вселенной даже в свои девяносто с лишним лет. Но это были уже совсем иные чувства, облагороженные и закаленные как драгоценный булат. Бесконечными сладостными ночами наши тела сплетались в тесных объятиях, а души взмывали к небесам, в белое сияние. Мы становились ничем и всем одновременно.
Эта жизнь пролетела как сон. Однажды Амир не встал на рассвете по своему обыкновению. Силы покинули его. В окно заглядывали ветки цветущих персиковых деревьев, муж умиротворенно смотрел на кружево белоснежных лепестков. Я поняла, что совсем скоро он покинет меня. Я бережно умыла его, одела в чистую рубашку. Его взгляд был обращен глубоко внутрь себя. Он готовился предстать перед Всевышним. Я тихо села в углу комнаты, молча  глядя на бесконечно дорогое и родное лицо. Прошел день, наступила ночь. Я зажгла светильники и вернулась на свое место. Всю ночь я молилась Аллаху за мужа. В предрассветный час, когда птицы еще спят,  он открыл глаза и взглянул на меня. Это было прощание. Я припала к его почти прозрачной руке. В последний раз Амир провел по моим волосам легкими пальцами, тихо вздохнул и покинул этот мир. Время остановилось.
После смерти мужа по его просьбе, я поселилась у дальних родственников Амира, которые очень почитали его при жизни. Эти добрые люди с радостью предоставили мне свой кров и покровительство, окружили трогательной заботой и уважением. Я стала живым талисманом и оракулом для этого прекрасного и уважаемого семейства. Они часто обращались ко мне за советами в разных делах, я всегда с удовольствием помогала  им. Благодаря моему супругу я знаю много, очень много. Эти люди уверяют, что мое присутствие в их доме приносит неизменно  удачу и процветание. Так ли это было на самом деле, я не задумываюсь..  Несмотря на теплую и радушную обстановку в новой семье, годы вдовства были полны воспоминаний и неизбывной тоски о любимом. Дети моих благодетелей вырастали, женились и выходили замуж, производили на свет своих детей, но для меня ничего не менялось. Мое сердце было по-прежнему с мужем...И лишь проказница Гюльнар помогла стряхнуть это оцепенение. Я должна кому-то передать свои знания и умение жить бесчисленными оттенками чувств, свою веру в Любовь... Вот она, моя святая малышка, доверчиво прильнула ко мне, обвив ручонками старушачью шею. Я нужна ей. Видимо, ради этого нежного цветка Аллах и продлил мою жизнь. Пока я жива, капля за каплей, я перелью свою мудрость в этот чистый сосуд. Иншалла!