Трилогия матрица взгляд со стороны

Алена Полоцкая
В 1999 году на экраны вышел фильм «Матрица». Вот как о нем отзывалась пресса. «Это кино просто класс. Пристегните ремни, чтобы не выскочили мозги во время этого путешествия» (Ричард Корлисс, «Тайм»). Матрица это «Стильно. Умно. Это предел киберэскапизма» (Джанет Мэйслин, «Нью-Йорк Таймс»). В 2003 году выходят следующие две части трилогии. Ко второму и третьему фильму критики не были так благосклонны. «На «Матрицу» невозможно не пойти – эта программа слишком грандиозна для того, чтобы ее просто игнорировать <…> Она взяла его [кинематограф] силой» (Станислав Зельвенский о «Матрице: Перезагрузке»). «Матрица. Революция» может нравиться. В ней можно искать глубинные смыслы, красивое зрелище, романтическую историю – как кому будет угодно <…> Но для меня лично – это грандиозный провал» (Сергей Лукьяненко, Матрица, ноябрьский путч). Почему же критики не приняли эти фильмы? Сначала сделаем некий экскурс в само понятие Матрица.

 Что такое Матрица?

 Так что же такое Матрица? Вебстерский словарь дает следующее значение:
 Something within which something else develops, originates, or take shape; a mold or die.
 Что-то, внутри чего что-то еще развивается, происходит либо приобретает форму; форма либо игральная кость.
 С точки зрения Нео и других освобожденных из Матрицы подходит первое определение: они действительно жили и развивались внутри Матрицы. Для машин подходит второе значение, так как они следят за развитием форм Матрицы. Для Архитектора Матрица представляет собой игральную кость – он решает уравнение, в котором «каждая переменная должна быть определена по очереди». Значит, Матрица имеет несколько значений, и все они верны. «Невозможно рассказать, что такое Матрица. Каждый должен увидеть это сам».
 И мы увидели. В продолжениях. Вернемся все к тому же словарю. Слова «reloaded» я не нашла (словарь маленький – 350000 слов и значений), поэтому посмотрим loaded и добавим re-
 Intended to trick or trap.
 Предназначенный для обмана (хитрости, уловки, фокуса) или ловушки (западни).
 Добавляем re- и получаем… «Снова в западне»? Это что-то новенькое. Перевод попроще звучит как «Матрица перезагружена». Может, не искать скрытый смысл? Так ведь интересно же!
 Не менее интересно значение слова «революция» или «революции», если правильно перевести название третьего фильма. Все тот же словарь дает следующие значения:
 The act or state of orbital motion around a point; the abrupt overthrow of a government; a sudden change in a system.
 Акт или состояние орбитального движения вокруг точки; внезапное (резкое) свержение правительства; внезапное изменение в системе.
 Насчет первого определения – очень сомневаюсь, подходит ли оно к нашему случаю. Хотя нет, почему же? Все события вращаются вокруг одной точки. Архитектор даже озвучил ее во втором фильме: “Опасная аномалия и фундаментальный дефект системы сошлись в точке одновременного завершения и начала новой эпохи”. А вот второе и третье определения подходят точь в точь: вот вам и свержение правительства, и изменение в Системе.


 Кто прав?

 Я приведу в этом разделе только цитаты из разных рецензий на «Перезагрузку» и «Революцию» и не буду комментировать их. Скажу лишь, что не считаю сиквелы полным провалом: в коммерческом отношении это далеко не провал. Но фильмы не оправдали моих ожиданий. Нельзя винить в этом братьев Вачовски – они просто представили на наш суд свое видение Матрицы. У меня есть свое собственное видение Матрицы.
 «Матрица – Перезагрузка» производит ошеломляюще-удручающее впечатление. Это совершенная неудача и полный провал. Фильм сотсоит из затянутых бессодержательных монологов, перемежающихся длинными бесцельными драками. Сюжет отсутсвует или до безобразия невнятен. Фильм не интересен, а сравнение с великолепной «Матрицей» 1999 года и всеобщими большими ожиданиями от ее продолжения оставляет уверенность, что «Матрица – Перезагрузка» будет признана киноразочарованием этого года».
http://www.dni.ru/news/showbiz/2003/5/23/22477.html

 «5 ноября … стартовала заключительная часть знаменитой фантастической трилогии – «Матрица. Революция». Главное отличие нового фильма от второй его части – это удачное сочетание зрелищности и идеи. <…> Можно с уверенностью сказать, что третья часть «Матрицы» по спецэффектам превзошла не только первые части картины, но и такой крупномасштабный проект как «Властелин колец». <…> Его [фильма] создатели как будто играют со зрителем, загадывая ему загадки. И когда, казалось бы, все они разгаданы, появляются все новые и новые. И даже в заключительной части картины режиссеры оставляют открытыми множество вопросов, ответов на которые не существует».
 Татьяна Сербина, dontr.ru
http://kempo.ru/more/116_0_1_95_M/

 «Знаете, кинушка вышла отменнейшая! И не столько кинушка даже, сколько войнушка. Именно так. Никакой философии, никакой сверхидеи. Забудьте, ребята! Все это братья Вачовски оставили в первой части. Они поимели всех нас в извращенной форме. Сделав в 1999 году стартовой "Матрицей" заявку на кибер-идеологию нового века, они долго мариновали аудиторию, наконец, сняли два продолжения сразу. Разочаровали всех второй частью – «Перезагрузка», ее аморфностью и примитивностью, ее безмозглой романтикой и главное - непохожестью на фильм-прародитель. После такого облома смотреть третью часть - "Революцию" - вовсе не хотелось. Даром, что выпустить ее должны были именно в канун революционного праздника.
 «Матрица: Революция» - тоже фильм для всех. Он не умный, правда, но все равно массовый зритель его с удовольствием схавает. Потому что он очень крутой - более того, он суперкрутой. Рискну даже предположить, что по части спецэффектов ничего лучшего мы в этом сезоне не видели.
http://www.kino.orc.ru/js/review/ma...volutions.shtml

 «Собственно говоря, это не случайно. В фильме так много лишнего – слов, персонажей, сцен и намеков, что эта бесконечная трепотня напоминает ритуальное заговаривание. Нео должен был привести людей к свободе, а создал только новый стандарт спецэффектов.
 Но опять-таки мы не в обиде. Пускай из всего фильма в голове остается только сцена финальной битвы между Нео и агентом Смитом – спасителем и вирусом монотонности и унификации. Пускай нас сделали батарейками для «Матрицы». Мы не в обиде и не в убытке».
http://www.gazeta.ru/2003/11/06/batarejkapla.shtml

 «Как бы фанаты ни защищали "Матрицу" вторую – она была и остается самым скучным боевиком 2003 года. И вот нашему вниманию представили "Матрицу" третью, заключительную.
 Худшие опасения оправдались во второй части. Разочарование было жестоким: две трети экранного времени оказались отведены под глубокомысленные разговоры, во время которых герои только что не подмигивали с экрана: смотрите, вот она, та самая недоступная простым смертным философия, ради которой всё и затевалось! Простые смертные зевали во весь рот и терпеливо ждали очередной погони, перестрелки или хотя бы самой завалящей потасовки. Особым цинизмом было вспомнить, что в первой части ни один из персонажей не произносил речей длиннее пяти-шести предложений. Тем временем проходило два с лишним часа, а ничего нового помимо того, что уже было показано в рекламном ролике, нам так и не преподносили. Провал становился все очевиднее по мере того, как приходило осознание нехитрого факта: ребята просто держат нас за идиотов, и потому растянули один фильм на два, чтобы собрать двойную кассу. Все разговоры о том, что, дескать, Вачовские пришли к Джоэлу Силверу со сценарием сразу трилогии, не выдержали никакой критики: стало совершенно очевидно, что старые добрые герои-хакеры куда-то запропастились, а их место заняли проповедники нездоровой мистики в кожаных плащах, заговаривающие зубы аудитории. На этом фоне не могла не вызвать раздражения беспомощная попытка сделать драматическую паузу (так называемый cliff-hanger) в конце; приём, более достойный создателей мыльных опер».
http://www.film.ru/article.asp?ID=3774

 «5 ноября одновременно в кинотеатрах всего мира стартовала заключительная часть знаменитой фантастической трилогии – “Матрица. Революция.”
 Главное отличие нового фильма от второй его части –– это удачное сочетание зрелищности и идеи.
 Интересно, что заключительная часть трилогии “Матрица” начисто перечеркивает первую ее часть. Оказывается, программы могут чувствовать и даже любить, а бездушные машины вполне способны на диалог, что делает реальной возможность мирного сосуществания двух цивилизаций. Ярким примером становится сам Нео – программа, считающая себя человеком и одновременно человек, осознающий себя программой. Единственное связующее звено между противоборствующими сторонами. Он существует сразу в трех мирах: виртуальном мире матрицы и реальных мирах людей и машин».
http://www.dontr.ru/Environ/WebObje...ain?textid=4862

 «Первая «Матрица» благодаря непостижимой случайности стала культовым фильмом. Вторая была его второсортным продолжением. Третья же часть третьесортна, третьесортна окончательно и бесповоротно.
 В «Революции» нет ни сюжета, ни эффектов. Только банальности, банальности и еще раз банальности.
 Прибавьте к этому полное отсутствие актерской игры, отсутствие каких-либо намеков на мотивации героев, и получится она – великая и долгожданная «Матрица».
 «Революция» собрала все клише и штампы Голливуда. Она получилась коллективной реинкарнацией многих фильмов. Глядя на экран, не можешь отделаться от впечатления, что все это когда-то уже видел».
http://www.dni.ru/v3/news/showbiz/2003/11/11/29071.html



 Философия в Матрице.

 «О «философии Матрицы»? Увольте. Пожалуйста, не говорите об этой философии человеку, получившему какое никакое, но гуманитарное образование. И ради всего святого, не приводите в пример Гегеля, описывая «единство и борьбу противоположностей – Нео и Смита». Оставьте это девочкам, ведущим программы на Муз-ТВ».
 Это не мои слова. Это сказал Сергей Лукьяненко. Ну что ж, Муз-ТВ я смотрю периодически, поэтому рискну. Пользуясь учебником по философии, я решила проследить все законы диалектики в трилогии.
 Закон причинности. Причинность – это такое воздействие одного объекта на другой, при котором изменение первого объекта (причина) производит соответствующее изменение другого объекта (следствие). Об этом толковал Меровинген во втором фильме. Особенности причинности: генетичность (причина порождает следствие), последовательность во времени (причина предшествует следствию), необратимость (причина не может быть результатом своего же следствия) и др.
 Закон единства и борьбы противоположностей. «Противоречие же есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно», «нечто жизненно, только если оно содержит в себе противоречие» (Гегель Г. Наука логики. М., 1971. Т. 2. С. 65). И верно, Матрица оказалась жизнеспособной, потому что она содержала противоречие – аномалию в виде Нео. «Противоречие выступает только там, где есть отношение» (Гегель Г. Соч.: В 10 т. М., 1932. Т. X. С. 371). Противоречие – это единство взаимоисключающих друг друга противоположностей. Именно во взаимодействии противоположностей таится движущая сила противоречий. В противоречиях – импульс самоизменения, источник развития; сила, преобразующая вещь в нечто иное. Разрешение противоречия может осуществляться в различных формах: переходом противоположностей друг в друга, соответственно в более высокие формы; победой одной противоположности над другой; упразднением (исчезновением) обеих противоположностей при коренном преобразовании предмета. На мой взгляд, с Нео и Смитом произошло именно последнее.
 Закон перехода количественных изменений в качественные различия. «В природе качественные изменение – точно определенным для каждого отдельного случая способом – могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 385). С возникновением качественных различий в ходе количественных изменений наблюдается и обратный процесс: качественные изменения приводят к новым количественным свойствам. Действительно, изменив Смита в конце первого фильма, Нео тем самым дал ему возможность самокопироваться. Данный закон диалектики устанавливает, что чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия с возникновением обладающего новой мерой свойств предмета. Мне кажется, что Нео и послужил той мерой, пресытившей размножившегося Смита, и последний перешел в иное качество.
 Закон отрицания отрицания. Законы диалектики функционируют не изолированно, а в единстве друг с другом. Реализуясь в борьбе противоположностей и переходе количественных изменений в различия качественные, развитие тем самым содержит в себе как свой существенный и необходимый момент отрицание старого и возникновение нового. Ведущая тенденция в осуществляющихся качественных преобразованиях и связь между различными ступенями развития определяется законом отрицания отрицания. Без отрицания материя вечно пребывала бы в одних и тех же формах, без отрицания не было бы развития, не было бы перехода от низшего к высшему. Нео является отрицанием Смита, и наоборот. В их борьбе выразилась вся философия трилогии, они являются ключевыми фигурами истории о Матрице.

 Братьев Вачовски замучило дежа вю.

 Первый фильм был как откровение. Его никто не ждал, им невозможно не любоваться, и его успех был ошеломляющим. Второй фильм был как пересадочная станция – все ждали продолжения, а чем все закончится?
 Конец трилогии и оправдал и не оправдал мои ожидания. Да, я ждала его, считала дни до премьеры, потом не удержалась и купила пиратскую копию. В итоге я посмотрела фильм на три недели позже, чем все нормальные люди. Он впечатляет своим размахом – все эти батальные сцены, погоня за кораблем, схватки… но у меня после него осталось стойкое ощущение дежа вю… Смотрю на Пифию и уже знаю, что она сейчас произнесет. Знаю, что будет в финале. Это нетрудно предсказать, скажете вы и будете правы.
 В искусстве не принято использовать повторы, нужно искать новые формы выражения чувств и мыслей. Но режиссеры во всю пользуются повторами.
 Из первого фильма в третий перекочевал диалог Нео с Морфеусом:
 Нео: Это честь для меня быть знакомым с Вами.
 Морфеус: Нет, это честь для меня.
 Из второго фильма опять же в третий попал диалог Ниобе с Морфеусом:
 Ниобе: Что-то неизменно в этом мире… Что-то, но не всё.
 В третьем же фильме Пифия (в новом облике) появляется все с теми же леденцами в красной обертке (напоминающие красные пилюли) и говорит Нео, что она их обожает.
 Когда в заключительном фильме Нео едет к Пифии, опять показывают вид, открывающийся из автомобиля, и отражение Нео на стекле.
 Всё вышесказанное обедняет фильм, он выглядит «осиротевшим», обделенным. Это говорит не в пользу братьев Вачовски.
 Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то можно сказать, что все использованные режиссерами повторы оправданы. Как уже говорилось в разделе «Что такое Матрица?», революция – это переворот. На мой взгляд, авторы трилогии хотели сказать, что совершился оборот вокруг оси, всё вернулось на круги своя. В этом контексте оправдан диалог Нео с Морфеусом: в первом фильме он произнесен в начале знакомства, а в третьем – в конце. Во втором фильме, когда Ниобе беседует с Морфеусом, он говорит ей о неизменности в мире, в третьем же – всё наоборот. В третьем фильме Пифию играет другая актриса, и чтобы показать, что она мало изменилась, ей приходится использовать всё те же леденцы. Сцена с Нео в автомобиле тоже выглядит иначе: в финале трилогии он уже не тот Нео, что был в начале. Он возмужал, вырос в собственных глазах и особенно в глазах окружающих, набрался сил и теперь едет к Пифии не просто за ее советом – теперь он может говорить с ней на равных.
 Не смотря на ощущение дежа вю, фильм «Матрица. Революция» смотрится с удовольствием и вниманием… А сейчас пошла черная кошка.

 Главные роли.

 В трилогии собрался замечательный состав актеров: Киану Ривз («Маленький Будда», «Скорость», «Адвокат дьявола»), Лоуренс Фишберн («Таинственная река», «Беглецы», «Парни по соседству»), Кэрри-Энн Мосс («Красная планета», «Шоколад»), Хьюго Уивинг («Приключения Присциллы, Королевы Пустыни», «Интервью», «Властелин колец»).
 Безусловно, успех фильма зависит от работы всей команды, но зрители в первую очередь видят актеров и оценивают их работу.
 Рассмотрим главных героев и их исполнителей.
 История Нео потому и привлекательна, что это – история каждой души, ибо каждый человек призван и избран. На роль Нео претендовало несколько актеров, но мы не будем здесь рассматривать их преимущества и недостатки да гадать, какой бы получилась Матрица, будь Избранным Уилл Смит. Мы имеем то, что имеем. Но я бы даже не взглянула и на первую «Матрицу», не сыграй там Киану Ривз. Как то июньским вечером, переходящим в ночь, я переключала каналы и наткнулась на «Матрицу» 1999 года. Всё, что я знала о фильме, это только то, что это связано с компьютерами и там играет Киану Ривз. Я смотрела этот фильм с открытым ртом, потом не спала всю ночь, ворочаясь с боку на бок, а утром посмотрела повтор до того места, с которого начала смотреть, и пошла на работу. Этот фильм изменил мою жизнь, но это отдельная история. Здесь мы говорим об актерах, исполнивших главные роли, и в первую очередь об образе, который создал Киану Ривз. Итак, каждый человек призван и избран. Перед нашими глазами прошла жизнь программиста Томаса Андерсона, или хакера Нео – путь от простого смертного до Избранного. В первом фильме было очень интересно наблюдать за игрой актера, каждая мысль буквально читалась в его глазах. Я как зритель очень переживала за героя. Актер замечательно справился со своей задачей: я поверила ему. В «Перезагрузке» игра Киану Ривза потерялась – он был окружен спецэффектами и сценами схваток. В «Революции» он вновь стал похож на Нео из первой части: тот же взгляд, те же вопрошающие глаза. Но даже с повязкой на голове ему удалось передать боль утраты в сцене гибели Тринити.
 Образ Тринити дан без всякой динамики. Она совершенна с самого начала действия. Тринити совершенна с того момента, как в начале первого фильма она пробежала по стене, до сцены ее гибели в третьем фильме. Имя Тринити символизирует Святого Духа, который олицетворяет также женское начало (древнееврейское слово руах (дух) – женского рода). Во втором фильме осуществляется союз Нео и Тринити, и Нео также становится совершенным. Кэрри-Энн Мосс удачно попала в образ, и уже никто, кроме нее, не представляется на месте Тринити. За всю трилогию она улыбнулась лишь однажды – в «Перезагрузке» - ее улыбка предназначалась Нео. Затем последовала любовная сцена в пещере.
 Образ Морфеуса, капитана «Навуходоносора», дан в развитии. Если в первом фильме мы видим «отца повстанцев», на которого всегда можно положиться, то в продолжениях мы уже лицезреем «слепого» фанатика, верующего в пророчество. Мне импонирует ироническая улыбка Фишберна, а увидев его на снимках с премьеры «перезагрузки» с отросшей шевелюрой, я очень удивилась, так я привыкла к блестящей лысине.
 В образе агента Смита обнаруживается много человеческого, особенно во втором и третьем фильмах. Все-таки он подхватил эту «заразу» от людей. Нравится и эта манера растягивать слова – не знаю, было ли это в оригинале или дублер постарался. Примечательно, что двойники Смита как-то отличались друг от друга – у каждого была своя особенность. Когда Смит «засмитил» Пифию, Смит-Пифия засмеялась таким жутким смехом, что подумалось: «То ли еще будет». В случае с «засмичиванием» Нео улыбка была такая странная, что уже забеспокоился сам Смит. Вот такими небольшими штришками Хьюго Уивинг создал великолепный образ агента-вируса. Меня еще долго будет преследовать его фраза: «Нам Вас не хватало, мистер Андерсон».

 Заключение.

 На этом я бы хотела закончить свой обзор. Многие скажут, что трилогия им не понравилась, другие будут утверждать обратное. Но нравится - не нравится – это не оценка. И не правы те рецензенты, которые будут настаивать на таком подходе.
 Безусловно, продолжения были сняты со вкусом – вкусом Матрицы, только ей присущим. Некоторые сцены были составлены грубо. Но в фильмах почти не было фальши – в эту историю подлинно верилось. Она еще долго будет жить в моей памяти – Матрица братьев Вачовски, немного отличная от моей.
 Я отмечу несколько выводов, которые я сделала для себя после просмотра трилогии. Во-первых, режиссеры затронули важную тему – свобода выбора. У каждого человека есть выбор несмотря на то, что в первом фильме Пифия косвенно утверждает, будто все уже предопределено. В нашей жизни, не в фильме, нет ничего определенного. Как говорил Уильям Гибсон в своей книге «Все вечеринки завтрашнего дня»: «…Оказавшись лицом к лицу с буквальной формой всех человеческих знаний, всей человеческой памяти, он начинает видеть путь, которому в реальности попросту не было аналогий. Никакой истории. Только эта форма, состоящая, в свою очередь, из меньших форм, и так далее – головокружительным фрактальным каскадом до бесконечности высокой степени разрешения. Но есть еще будущее. «Будущие» - всегда во множественном числе». (У. Гибсон «Все вечеринки завтрашнего дня», Екатеринбург, 2002, с. 149).
 Нео научился видеть будущее – не просто видеть, а предвидеть самый вероятный его вариант. Можно сказать, что Нео уподобился Пифии. В нашей реальной жизни есть ясновидящие, которые тоже могут это делать. И это есть. Вернемся к свободе выбора. Мы живем здесь и сейчас, мы действуем, и в этом наше преимущество. Будущее зависит от нас, мы сами его строим. А как же тогда судьба, спросите вы. Это оборотная сторона медали. При рождении человеку даются определенные качества – как бы исходные данные. Каждому человеку Бог отмерил таланты, и именно от человека зависит, как он ими распорядится: зароет в землю или постарается их приумножить (см притчу о талантах в Библии). Поэтому судьба есть, но ее выбирает человек. И еще: кому многое дано, с того и больше спросят.
 Во-вторых, поговорим о том, чем обусловлен грандиозный успех первого фильма. «Матрица» 1999 года суть духовная история каждого человека, ибо каждый человек призван и избран. Матрица – это наша жизнь, слепок наших духовных устремлений. Мы увидели ее глазами Нео, и каждый сделал выводы для себя.
 В-третьих, мы спрашиваем себя, почему критики плохо встретили второй и третий фильмы. Неужели в них не содержатся идеи? Идеи есть, но они не новы. Это та же свобода выбора, это та же формула «здесь и сейчас». Нео давно сделал свой выбор и продолжает свою борьбу. Тринити решает проблемы в конкретный момент времени, здесь и сейчас (вспомните сцену беседы с Меровингеном в клубе в «Революциях»: «Или ты вернешь нам Нео, или мы все погибнем здесь и сейчас»).
 Я не увидела в продолжениях ничего нового, за исключением того, что это уже шестая версия Матрицы и что Смит теперь вирус. Жаль только, что для искусства сиквелы не привнесли ничего нового.