Лит. объединение имени В. Н. Глазанова. Н. Эпатова

Нинель Эпатова
Обнинское литобъединение им. В.Н.Глазанова.

Я хорошо помню апрельский день 1953 года, когда мы появились на Обнинской земле, так хорошо, что мне кажется, что это было вчера И, вот в яркий солнечный день апреля 1953 сидели мы,  несколько семей приехавших из Челябинска – 40, в палисаднике школы  имени «Шацкого» на проспекте Ленина  и ждали пропусков на территорию ФЭИ, которые нам вскоре и вынесла Мария Сергеевна Стрижова.
В первый же вечер нашего пребывания  в посёлке Малоярославец-1, как тогда назывался Обнинск, услышав музыку, мы, бывшие «Маяковцы», отправились на её зов. И попали на летнюю танцплощадку, распложенную среди вековых сосен. Впечатлений интересных, радостных и новых тьма. А когда луна посеребрила дорожки нас, вновь прибывших, приятно поразил световой журнал, так называемая «Радио – газета», которая начала свою жизнь в посёлке Малоярославец – 1 в начале  50-х. Создателем её, художественным вдохновителем  и единственным цензором был  В.Н.Глазанов, а участниками В.Турчин, Г.Смиренкин, П.Ушаков, Б.Шеметенко, Л.Дольская, А.Абрамов  и др. Для «Радио – газеты» использовалась музыка обычных патефонных пластинок, на которые наносилась запись в виде стихов или песен, критикующих недостатки, огрехи начальства и сотрудников. Сопровождающие тексты «Радио – газеты», слайды с рисунков П.Ушакова, проектировались вначале на самодельный экран, а, впоследствии, на весь киноэкран ДК ФЭИ. Радио газета была самостоятельным, буквально ничейным, органом. А так как главным и единственным её руководителем был В.Н.Глазанов, то за ним было последнее слово.  В этот незабываемый  вечер, я была в таком восторге от увиденного и услышанного, что так громко выражала свои чувства, то на меня обратили внимание. Первым подошел ко мне знакомиться высокий  стройный, красивый молодой человек, с черными горящими глазами, и, едва познакомившись, предложил  участвовать в институтской стенгазете «Вперед». Это был редактор стенгазеты, незабываемый Виктор Макаров. Кстати, световая газета, несомненно, была сестрой стенгазеты «Вперед», недаром многие ее участники являлись и членами редколлегии стенгазеты. И тут же я познакомилась с Владимиром Николаевичем Глазановым и другими, не менее известными людьми и с того момента стала активным участником «СМИ» на объекте «В». Кроме того, я сразу же была приглашена участвовать в Литературном объединении под руководством В.Н.Глазанова.
Итак, с первых шагов на Обнинской земле я познакомилась с этим необыкновенным человеком, великим учёным и великим гражданином своей страны, и стала участником первого Литературного объединения  Обнинска, вернее,  посёлка Малоярославец – 1, под руководством В.Н. Глазанова..
Я стала членом этого Литературного объединения с мая 1953 года. Создано оно было ещё в 1950 году. Вначале это был просто кружок художественного чтения и его участники, как правило, были  и участниками художественной самодеятельности. Посещая его, учились хорошо читать  прозу  и стихи. Сам Владимир Николаевич на институтских вечерах делал   это блестяще, ведь недаром уже в 1950 году он возглавлял так называемый Худсовет самодеятельности. Чаше всего он читал отрывки из «Поднятой целины» и «Они сражались за  Родину»  Шолохова. Когда он читал рассказы о деде Щукаре, то зал взрывался от смеха, И вместе с залом особенным, громким и заразительным  смехом заливался  и сам рассказчик. Кроме того, в избытке обладая чувством юмора, Владимир Николаевич сочинял и мастерски читал пародии на известных поэтов.
Но бурно развивающаяся самодеятельность, стенные и радиогазеты, импровизированный телевизор – всё это требовало авторов, в том числе и стихотворных текстов. Появились свои поэты, которых было много среди талантливых физиков- лириков. Тогда стали на занятиях читаться и разбираться  авторские произведения: в стихах  и в прозе. Но занятия в первом литобъединение лаборатории «В» были нисколько не похожи на собрания нынешних литобъединений Обнинска. Тогда мы не только читали и разбирали собственное творчество, но и изучали  творчество известных авторов (классику), а также только что вышедшие книги советских писателей ; по всем правилам критики и литературоведения. И не просто пересказывали содержание произведений и опубликованную критику к ним, но должны были дать свою  оценку произведения в целом и образам отдельных героев книги. Мы изучал творчество М.А.Шолохова, А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова и др. Постепенно, кружок  самодеятельности превратился в настоящее литературное объединение, которым руководил В.Н.Глазанов. И в нем начали проводиться настоящие  литературные конференции по  произведениям известных  писателей, а именно:  «Искатели»  Даниила Гранина, «Сталь и шлак» Владимира Попова», «Триумфальная арка» Эрих Мария Ремарк и др. 
Но, когда была назначена в ДК ФЭИ конференция, по  только что   вышедшей книги В.Д.Дудинцева «Не хлебом единым», нас постигла неудача. Мы тщательно готовились к выступлениям. Изучили розданные нам темы, разобрали образы,  мы с нетерпением ждали выхода на сцену, так как на конференцию должен был приехать сам автор  Владимир Дудинцев. И вдруг! Афишу сняли, конференцию отменили, книгу запретили, а Дудинцева объявили «…автором, искажающим советскую действительность…».
Занятия литобъединения проходили  сначала в старой школе имени С.Т.Шацкого на проспекте Ленина, (затем  в ДК ФЭИ, после его открытия в1954 г). Надо отдать должное и преподавателям сей школы им. С.Т.Шацкого, которые принимали самое активное участие в работе литобъединения. Особенно большую роль оказывала прекрасный учитель русского языка  Ольшанская Софья Ильинична. К сожалению, она скоро покинула город.  Среди больших  энтузиастов  литературных  посиделок можно увидеть всё тех же известных людей, которые были звёздами самодеятельности или СМИ  того времени, а именно:  В.Случевская, Б.Шеметенко, Н.Исаев, В.Пупко, П.Ушаков, А.Малышев, Е.Ворожейкин и многие другие.  Появлялись и  такие, знаменитые ныне личности, как А.К.Красин, И.Т Табулевич. Андрей Капитонович Красин однажды сразил всех участников, прочитав наизусть всю пьесу Грибоедова «Горе от ума». А Владимир Николаевич, в это время, как всегда сидя в кресле, только подавал команды: «Действие первое», «Явление такое-то» и так далее до последнего акта пьесы.. Все были в восторге, но больше всех восхищался  искусством А.К. Красина Е.Ф. Ворожейкин, который тут же переписал всех присутствующих в этот день на занятиях и заставил всех нас расписаться в его тетради. Я тогда  еще не знала его  хорошо, и мне это показалось странным. Лишь спустя годы мне стало известно, что так создавался знаменитый архив великого краеведа Е.Ф. Ворожейкина.
Иногда к нам  «на огонёк» заглядывали  уже состоявшиеся   поэты  того времени: Надежда  Григорьева и Евгения Холина. Они читали своё и давали начинающим советы. Бывал и сам Сергей Городецкий, достойный   сподвижник поэтов ; кумиров  серебряного века. Правда, тогда мало кто из обнинцев   знал истинное  величие и значение  Сергея Митрофановича в русской литературе и в судьбе Сергея Есенина.
«Ну,  поэт, как поэт» ; говорил о нём Е. Ворожейкин, который узнал истину о Городецком, как и многие другие, значительно позднее. Сам С.Городецкий никаких подробностей о своей литературной биографии, о своей роли в судьбе С.Есенина никогда не рассказывал. На занятиях он просто читал свои стихи, давал начинающим поэтам  тоже полезные советы. Он высоко ценил творческие способности В.Н.Глазанова, естественно только в области литературы, в физике Сергей Митрофанович был не силён.
А еще с большим успехом у нас проходили самодеятельные спектакли, в которых играли и участники литобъединения и сам В.Н.Глазанов. И в роли актёра его принимали также тепло, как если бы он читал стихи  или  прозу.
Моё участие  в литературном объединении под руководством Владимира Николаевича оставило большой след в моей душе. Особенно  поражала необыкновенная интеллигентность и грамотность В.Н.Глазанова, его трепетное отношение к чистоте русского языка. На занятиях он внимательно проверял авторские работы, и у него менялось выражение лица, если в текстах  он находил орфографические ошибки или слышал неправильно произнесённое  ударение. Если же самодеятельным авторам удавалось создать что-нибудь   остроумное, то как  он  умел заразительно и громко смеяться! И следом за ним хохотали и мы. Его смех означал, что автору удалось что-то стоящее,  и тогда он  произносил доброжелательно: «Пойдёт!». Или говорил сразу и просто: «Не пойдёт!»  И терпеливо объяснял почему «не пойдёт».
Тогда, глядя на него, нам и в голову не приходило, сколько в прошлом Владимир Николаевич перенёс страшных жизненных катастроф и потрясений. Ни о его аресте, ни о Соловках, ни о Норильске, ни о катаклизмах связанных со статьёй 58, по которой он был осуждён в 1936 году, тогда нам не было ничего известно. Это станет явным  только в конце 50-х, начале 60-х  годов. И кто бы мог это предположить, глядя на жизнерадостного, уверенного в себе человека, обладающего талантами и в науке, и в литературе, и в актёрстве и во многих других творческих ипостасях, о превратностях его судьбы? Поражал его внешний вид. Он казался великаном, сказочным богатырём,  как бы собранным из крупных частей: большая голова и лоб, внушительный нос, крупные руки и широкие прямые плечи, а светлые ясные глаза так и лучились добрым светом и умом. От всей его фигуры веяло какой-то притягательной  силой, что вызывало особые симпатии к нему.
Пересекались мои интересы с В.Глазановым и на других дрожках, а в именно самодеятельности, в том числе и на сцене ДК ФЭИ.  Доводилось мне с ним встречаться  на  на лыжне, и в лесных походах за грибами. Особую симпатию  у меня вызывали его взаимоотношения с любимым, замечательным псом – овчаркой Диком. Таким образом, и в отношении к четвероногим  мы оказались с ним единомышленниками. Знаменательным было наше сотрудничество с Владимиром Николаевичем и на поприще образования, я тоже была  в числе  тех сотрудников ФЭИ, которые преподали в филиале МИФИ и Политехникуме. Моя работа в качестве преподавателя имела успех.. Мне  (с подачи В.Глазанова) предложили перейти на постоянную работу в филиал МИФИ. Я с радостью согласилась, но  мой новый начальник, Лев Александрович  Маталин, на моё заявление наложил визу «возражаю» и  тем самым переход стал невозможен по КЗОТу того времени. Конечно же, отказ  Маталина меня расстроил, так как меня уже включили в штатное расписание ВУЗа и составили персональное расписание занятий. Да и от Владимира Николаевича я получила выговор. Однако, его попытка воздействовать на Льва Александровича Маталина   успеха не имела. Так я и осталась, до выхода на пенсию, сотрудником ФЭИ. Как знать, может всё, что случилось и к лучшему.  Теперь с высоты  сегодняшнего дня я нисколько не жалею, что осталась верна институту. Однако  из всех моих творческих контактов с В.Н.Глазановым, для меня  самым важным было участие в его литобъединении, созданном для сотрудников ФЭИ. Именно это Литературное объединение и творчество сотрудников ФЭИ и были основой культуры и  литературной жизни на обнинской земле и стали истоком для литературной жизни нынешнего наукограда.
Вот поэтому, чтобы воздать должное памяти В.Н.Глазанова,  и чтобы его помнили и чтили не только  В ФЭИ, но и в городе и стране, я в конце 1998 года, будучи автором восьми книг, организовала новое литературное объединение имени Владимира Глазанова.  Название объединения вызвало недоумение. Многие задавали вопрос: «Почему Вы назвали литературное объединение именем ныне здравствующего врача Владимира Владимировича Глазанова?». И, наконец, сам В.В.Глазанов, сын великого учёного,  работающий  врачом на Скорой помощи, попроси меня: «Пожалуйста, добавьте в название литобъединения отчество моего отца»!
И с 1998 года и поныне в городском Клубе ветеранов действует литературное объединение имени Владимира  Николаевича Глазанова. А, в феврале 2001 года, перед 45-летием города Обнинска, Литературным объединением им.В.Н. Глазанова, в городском Клубе ветеранов был проведен  вечер памяти доктора наук, профессора В.Н. Глазанова.
Это было незабываемое событие и потому, что на вечере присутствовали его друзья и коллеги – В.А.Романов, А.Г.Карабаш, В.С.Гудкова и др., а также жена сына В.В.Глазанова ; Людмила Глазанова (ныне покойная) и его правнучка Настенька (ныне покойная), которая так  была похожа на своего  прадеда. В этом можно было убедиться, взглянув на портрет Владимира Николаевича, который висел на стене зала.
Вечер прошёл замечательно. Мы узнали много нового о судьбе и жизни В.Н.Глазанова. Самым главным сюрпризом этого вечера были подаренные Л.Глазановой ценнейшие документы из биографии Владимира Николаевича, его письма  и рукописи, написанные его рукой. Это были отрывки недописанного романа. Впоследствии, прочитав рукопись, я пришла в восторг от писательского таланта Владимира Николаевича. Появилась мечта издать оставленные им главы такими, какими он их написал. Этот вечер снимали сотрудники телекомпании ТВЭЛ. И прежде, чем пустить полученную информацию в эфир, они провели опрос в ИАТЭ среди студентов: «Знаете ли Вы кто такой В.Н,Глазанов?».
К сожалению большинство студентов ответило: «Нет, не знаем».
И это несмотря на то, что двадцатого апреля 1998 года в ФЭИ уже прошли торжественные мероприятия к 100-летию со дня рождения В.Н.Глазанова и ИАТЭ было решено  в ближайшем будущем присвоено его имя, а на одной из стен института висел  его барельеф.
Вот цитата из творческой работы Н.Хейрулиной, ученицы десятого класса гимназии №4 г. Норильска: «Можно сказать, что имя Владимира Николаевича Глазанова принадлежит сразу трём городам: Петербургу, где он родился и вырос, Норильску, где он провёл шесть трудных лет, и Обнинску, где он организовал первый и единственный в СССР  Институт атомной энергетики и работал там до конца жизни. В.Глазанов был необычайно талантливый человек. Своими трудами он сумел продвинуть науку далеко вперёд. С его работами знакомы не только учёные нашей страны, но и всего мира».
Вот так! Школьники Норильска чтят память нашего Владимира Николаевича, а мы? Пора, ох как пора провести конференции в ИАТЭ и в школах Обнинска о жизни великого учёного, гражданина и литератора В.Н. Глазанова.