Философия предательства

Юрий Шпилькин
Предательство – один из самых отвратительных, но наименее изученных пороков человека. Из словаря узнаем, что предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо. Предательство осуждается повсеместно большинством религий как грех или нарушение табу и порицается морально-нравственными законами общества. Предательством называют чаще всего оставление друга в беде и государственную измену. Предательство может преследовать какую-либо выгоду, так и нет. Нередко предательством также называют супружескую измену. Одним из ранних нравственных пороков было прелюбодеяние (половой акта женатого мужчины не с женой, или замужней женщины не с мужем) в исламе и других аврамических религиях считается одним из самых тяжких грехов. Уличенный в прелюбодеянии, должен быть забит камнями. Блуд – безбрачное сожитие также осуждалось обществом. В Пакистане застрелены две сестры, видеоролик с записью танца под дождем которых стал достоянием общественности. На видеоролике девушки танцуют под проливным дождем, затем прекращают танец, подмигивают камере и улыбаются. Обе юные танцовщицы одеты в традиционные пакистанские женские брючные костюмы, их головы покрыты платками. Убийство спланировал 22-летний сводный брат девушек, по его мнению они опозорили, предали семью. В Пакистане в одной из отдаленных деревень казнили четверых женщин за то, что они танцевали с мужчинами на свадьбе. Всего в Пакистане в год происходит примерно тысяча "убийств чести", которые совершаются родственниками для защиты семьи от позора.

В религии один из первых персонажей совершивших предательство – Иуда. По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников. После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам, пошёл и удавился.  Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства. Термин апостасия означает религиозное отступничество — отступничество от христианства, вероотступничество. В христианскую литературу слово «апостасия» вошло из античной греческой литературы, где оно означало отпадение от законного правителя — измену ему или мятеж против него. В греческом переводе Ветхого завета слово «апостасия» приобрело религиозную окраску — отпадение от небесного правителя-Бога либо измену Моисеевым законам, данным Богом. По законодательству Моисея, колдовство, магия и вызывание духов сами по себе влекли побиение камнями. В 2010 г. папа Бенедикт XVI включил преступления против веры, в том числе и апостасию, в список тягчайших преступлений. В Российской империи апостасия квалифицировалась как религиозное преступление (посягательство), «Устав о предупреждении и пресечении преступлений» категорически воспрещал переход православных в иную веру. Сами отпавшие от церкви ограничивались в правах, но уголовному преследованию при этом не подвергались, отвлечение же от веры — то есть действия, ведущие к переходу кого-либо в другую веру, карались тюремным заключением, каторгой либо ссылкой.

Если взглянуть в историю человечества, то обнаружим, что Библия зафиксировала предательство еще в делах божеских. Среди его творений «Змей был хитрее всех зверей полевых», который надоумил Еву вкусить плоды с дерева жизни: «знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги,  знающие добро и зло». Итак, побуждение к познание добра и зла – это было первое предательство как Змеем своего Создателя, так и Адамом, и Евой, а затем их сын «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Бытие 3:1,5; 4:8). «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и наполнилась земля злодеяниями. Я истреблю их с земли.» (Бытие 6:6,11,13). Ну, далее известно – всемирный потоп, но и после него потомки Ноя продолжают злодеяния и предательство. Думается, понятно, что божеской воли для искоренения зла не хватает.

Поэтому нравственной части человечества приходиться самим искать меры пресечения зла.
С формированием государств возникает понятие патриотизм. Исследователи выделяют пять типов патриотизма: полисный патриотизм — существовал в античных городах-государствах (полисах). За его нарушение в Древних Афинах применялся остракизм — изгнание проигравшего в борьбе за власть из города-государства посредством голосования черепками, не всегда как наказание за какое-либо деяние, а превентивная мера во избежание, например, захвата власти. Подвергнуться остракизму (изгнание на 10 лет) было равносильно потерять Отечество. имперский патриотизм — поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству; этнический патриотизм — в основании имеет чувства любви к своему этносу; государственный патриотизм — в основании лежат чувства любви к государству. И так называемый квасной патриотизм (ура-патриотизм) — в основании лежат (или провозглашаются) гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу. В период феодализма главной добродетелью вассала являлась верность по отношению к своему сеньору. В феодальной Японии верность самураев своему сюзерену была главнейшей заповедью кодекса бусидо: «Где бы ты ни находился, в горах или под землей, в любое время и везде мой долг обязывает меня охранять интересы моего владыки. Это — долг каждого подданного. Это — позвоночник нашей религии, неменяющейся и вечной».

 С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) — приверженности человеческой общности (нации). Противоположностью патриотизма считается космополитизм, как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей». В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: Патриотизм - это последнее прибежище негодяя. Перспективы патриотизма виделись Вл. Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.

В евразийской философии есть гумилевское понятие комплиментарность – положительная (или отрицательная), предполагающая ощущение подсознательной взаимной симпатии (или антипатии) отдельных людей и социальных общностей, определяющих деление на «своих» и «чужих». Согласно его пассионарной теории этногенеза при возникновении этнической целостности из людей смешанного происхождения, разного уровня культуры и различных особенностей отсутствует принцип сознательного расчета и стремления к выгоде. поколение пассионариев сталкивается с огромными трудностями - им необходимо сломить устоявшиеся взаимоотношения бытующие в это время в окружающей их среде (большей частью состоящей из субпассионарных и гармоничных людей). Пассионарии это люди иного психофизического склада и для того, чтобы найти себе подобных, также пассионарных людей, им установить новые, отвечающие их запросам отношения. Для этого принцип социальной близости не подходит, так как при рождении новый этнос уничтожает старые социальные институты. После воздействия пассионарного толчка, после мутагенного воздействия пассионарные люди могут появиться в любой социальной нише. И для того, чтобы объединиться первые пассионарии объединялись по принципу подсознательной взаимной симпатии.

Так, первые римляне - квириты, принимали к себе симпатичных им людей из окружающей местности и изгоняли (но, не убивали) из своих рядов пьяниц и проституток. Таким образом, в первоначальной консорции (группа людей с общей исторической судьбой) увеличивалось количество пассионариев. Гумилев пишет, что именно комплиментарность, как неосознанная подсознательная взаимосимпатия, взаимовлечение лежали в основе любого объединения людей, приведшего к рождению любой этнической традиции и сопряженного с ней социального института. Комплиментарность это не только тяга друг к другу, она выражается и в общих вкусах, привычках, мироощущении.

В основании евразийского мироощущения, считают исследователи, лежат проблемы сущности России, ее истоков, места, занимаемого ею в истории, в окружающем ее мире, характера ее взаимоотношений с великими цивилизациями Востока и Запада, ее естественного стремления к сохранению своей национальной, культурной и исторической самобытности. Верность может проявляться не только по отношению к человеку, но и по отношению к чьим-либо политическим, религиозным или этическим убеждениям. Такая верность описывается известными словами, приписываемыми Мартину Лютеру: «На том стою и не могу иначе!» Но чаще внутренняя злоба рождает предателя.

Иногда мотивацию предательства можно понять. Например, у подполковника Полякова, когда он находился в США на задании,  заболел его сын, нужно было 400 дол. на операцию, запросили центр, но центр отказал. Американцы предложили сделать ее за кое-какие услуги. Операцию сделали, но сын умер. . По собственной инициативе 8 ноября 1961 года Поляков предложил сотрудничество ФБР, назвав на первой встрече шесть фамилий шифровальщиков, работавших в советских загранпредствительствах в США. Позднее объяснял свой поступок идеологическим несогласием с политическим режимом в СССР. На одном из допросов заявил, что хотел «помочь западной демократии избежать натиска хрущёвской военной и внешнеполитической доктрины». Бывший генерал-майор ГРУ был расстрелян по приговору суда за шпионаж в пользу США в 1988 г.