Подарки от гнома

Наталья Шомахова 2
               
               
Девочка Роза дружила с мальчиком Петей. Петя был прикован к инвалидному креслу, но это не мешало детям весело играть и бегать в самые заброшенные уголки деревни. Они были на заливных болотах и любили бывать в старом яблочном саду, где ветви плодовых деревьев крепко сплетались между собой, образуя крышу от дождя. Дети играли в шпионов и сыщиков. Одним из  мест для своих игр они выбрали опушку леса, который простирался за деревней. Бабушка просила Розу, чтобы не бегали к лесу.
- Я, внученька, конечно в сказки не верю, люди глупости говорят. Но заблудитесь вы там легко. А Петя ходить не может. Вас и не спохватятся.
- А во что ты не веришь, бабушка? – спрашивала Роза.
- Да ну, глупости. Что-то про ведьму. И ты не верь.
Роза пристала к ней – расскажи, да расскажи. Бабушка отмахивалась.
- Нельзя бегать в лес и все. Потеряетесь.
Однажды жарким летним полднем Роза решила напоить утят. Подойдя к колодцу, она увидела стайку быстрых маленьких стрекоз – златоглазок, которые вились над колодцем. Видно было, что они хотят пить. Набрав немного воды из колодца, Роза выставила ведро на землю и стрекозки напились.
А ночью ее разбудило щекотанье в носу. Чихнув, Роза включила свет и увидела перед собой парящую златоглазку.
- Спасибо тебе, добрая девочка, что не дала моим детям умереть от жажды сегодня днем, - пропищала она.
- Ты умеешь разговаривать? – удивилась Роза.
- Я умею по-своему. Просто ты научилась понимать язык природы.
- Почему?
- Я должна сказать тебе что-то. Маленькая ведьма начала опять всем вредить, но вы не бойтесь. Вас от ее зла спасет дружба и ваша доброта.
- Значит, ведьма все-таки существует?
- Да, - вздохнула златоглазка, - мы пытались ее выгнать из леса. Мы – златоглазки и Божьи коровки. Но наши силы слишком малы для нее. Хотя она и не может нас убить.
Ты могла бы помочь жителям леса справиться с ведьмой.
- Разве я смогу справиться с ведьмой? – вздохнула Роза.
Златоглазка присела на абажур лампы.
- Стыдись, Роза. Ведьма эта – маленькая девочка. Ее могущество не так велико, она только и может превращать в камни зайцев и котят. Вот если она станет взрослой, тогда ее силы умножатся. Надо лишить ее волшебства до того, пока она не выросла.
Скоро, совсем скоро будет конкурс, где за добрые дела будут раздаваться подарки. Мне об этом рассказала одна знакомая муха. Чтобы принять участие в конкурсе нужно совершить пять добрых дел. Или одно – очень-очень большое.
Все, кто примет участие в конкурсе, смогут обезвредить маленькую колдунью.
- А как я узнаю о конкурсе? – спросила Роза.
- Наш гном Вася сам тебе скажет. Ну а пока прощай. Мне трудно столько разговаривать, ведь я же, в конце концов, просто маленькая стрекоза, - и златоглазка вылетела в окошко.
Утром Роза думала о ночном происшествии. Неужели все это ей приснилось?
Она пошла к Пете домой. Роза рассказала ему о том, что с ней случилось.
- Даже если тебе все это приснилось, ты правильно сделала, что не дала златоглазкам умереть от жажды, - сказал Петя.
Спустя месяц случилось первое происшествие.
Дети гуляли по плодовому саду и мечтали. Больше всего на свете Петя хотел подняться на ноги.
- Я бы тогда обязательно научился плавать, – грустил мальчик.
Внезапно на горизонте возникла черная туча. Быстро разрастаясь, она вскоре закрыла солнце. Послышался гром.
- Я побегу домой, загоню утят, - сказала Роза, - но, прежде, может быть, я помогу тебе забраться в сторожку?
Они частенько пережидали непогоду в заброшенной сторожке. Через три крутые ступеньки, ведущие в маленький домик в плодовом саду, Пете трудно было забираться в одиночку. Но в этот раз мальчик сомневался.
- По-моему, дождь обойдет нас стороной. Нет необходимости изнывать от духоты в жаркой сторожке.
- Хорошо, я постараюсь управиться до ливня, - и с этими словами Роза побежала домой
Ливень застал ее, когда Роза возвращалась в старый сад. Она надеялась на то, что Петя сумеет спрятаться в сторожке. Иначе он промокнет.
Несколько раз молния разрезала небо, и гром перекатывался железными шарами в трубах. Бабушка увидела, что Роза стоит у порога и смотрит на небо.
- Ну, что еще случилось?
Роза рассказала ей о Пете.
- Тебе надо было забрать его сюда, - сказала бабушка.
- Мы не знали, начнется ли дождь, - ответила Роза, - и будет ли он таким сильным.
Когда ливень кончился, солнце выглянуло из-за тучи. По небу раскинулась радуга. Но бабушка погнала Розу в сад.
- Иди, посмотри как там  твой дружок.
В саду Пети не оказалось. Роза осмотрела сторожку, мальчика и там не было.
Сильно тревожась за него, она выскочила из сада. И вдруг ей послышался крик. Немного в стороне  простирался луг, крутыми берегами выходя к реке. Река была очень полноводной и бурной. Даже в самое жаркое время в ней невозможно купаться: вода была ледяной. Розе показалось, что крики доносятся именно оттуда. И правда: забегая на луг, она услышала, как кто-то зовет ее по имени.
- Роза! Роза!
Побежав к реке, Роза увидела, что кто-то барахтается в середине реки, и силы его убывают. Содрогаясь от ужаса, она увидела на берегу перевернутую коляску и ни минуты не раздумывая, прыгнула в воду.
От холодной воды судорогой свело ноги, но Роза подплывала к Пете, который уже начинал захлебываться. Ухватив его за ворот рубахи, Роза направилась к берегу. Но бурное течение реки не давало ей грести к мелкому месту.
- Держись, мы сейчас, - шептала она  Пете.
- Поспеши, - просил ее мальчик.
Роза выбивалась из сил. Она не была сильной девочкой, а Петя, хотя и был младше ее годами, оказался тяжелым мальчиком. К тому же, он был парализован и не мог  грести ногами. Обе руки мальчика также были заняты чем-то. В какой-то миг Роза вдруг пошла ко дну. Вода залилась в рот, глаза и уши, а вынырнуть наверх, чтобы сделать спасительный глоток воздуха, у нее не хватало мочи.
«Я не должна утонуть», подумала Роза, «жизнь Пети в моих руках. Как стыдно будет, если я не смогу его спасти!»
 И, собрав последние силы, Роза вдруг почувствовала, что может плыть к берегу, и усталость не тащит ее на дно! Выбравшись на берег, дети долго переводили дух. Петя разжал руки. На его груди сидел маленький щенок, мокрый до нитки.
- Прости меня, Роза, - сказал мальчик, - я хотел заехать в сторожку, но что-то потащило меня сюда. К реке. Я увидел, как щенок тонет и решил его спасти. Совсем забыв о том, что не умею плавать.
- Ты мог погибнуть, - сказала Роза.
- Он тоже мог погибнуть, - ответил Петя, - он более беззащитный, чем я.
- И тебя могло убить молнией. В грозу нельзя находиться рядом с водоемом.
- Я не думал о себе в ту минуту.
Теперь у них появился новый друг. Дети назвали его Пыжом. Маленький щенок был потешным и веселым созданием. Его поселили в сторожке и каждый день, то Роза, то Петя носили ему еду.       
Роза ничего не стала рассказывать бабушке про то, как едва не утонула, но бабушка все равно ее отругала: когда пришла домой мокрая. Она подумала, что дети специально бегали под ветками, чтобы влага на них пролилась.
Следующее происшествие настигло детей через несколько дней.
Однажды к бабушке пришла соседка – тетя Тоня.
- Вот, что делается, - начала она возмущаться, едва зашла во двор, - собак здоровых завели, удержать их на цепи не могут.
- А что такое? – спросила бабушка.
- Да на соседней улице, пес выскочил на улицу, разогнал всех детей, кота треплет. А хозяйка – смешно говорить, малая девчонка. Он ее ухом не ведет. А родители ее на работе, пока придут, беды не оберешься.
Роза вскочила на ноги.
- Ты куда навострилась? А ну, сядь! – строго сказала бабушка.
- Я должна спасти кота, - сказала Роза.
- Ты, детка, о том  брось думать, - сказала тетя Тоня, - собака свирепая, злая. Она тебя искусает, а кошку уже не спасешь.
Но Роза, все-таки, выбежала на улицу. И увидела, как все дети с их улицы бегут на соседнюю.
Кошмар творился там. Целая ватага ребятишек вступила в схватку с огромной собакой, избивая ее палками, злобный пес огрызался. Девчонка лет десяти стояла чуть поодаль от детей и горько плакала. Роза подскочила к ней.
- Чего ревешь? – напустилась на нее Роза, - помогай!
Девчонка еще сильнее разревелась.
- Это наша собака Дик, а я ее очень сильно боюсь, и мне стыдно, что я не могу помочь ребятам.
- Плакса! – сказала Роза, - и трусиха.
Она увидела, как Петя, подобравшись к собачьей морде, ударил пса по носу, и тот, завизжав, разжал зубы и выпустил котенка. Он побежал по дороге – на счастье, пес не сильные нанес ему увечья, а собака устремилась за ним. Дети же, громко крича, понеслись вслед за собакой.
Спеша помочь другу, Роза побежала за детьми.
Общими усилиями, им всем удалось обезвредить злого пса. Пока он рычал на одних, другие дети били его палками. Когда он пытался кусать другого ребенка, кто-то бил его сзади. Собака просто уморилась огрызаться ото всех детишек, окруживших ее скопом. И предпочла самое разумное – убежать. Самое смешное было в том, что даже пятилетние малыши не боялись собаки, отважно прогоняли ее прочь.
Забравшийся на дерево котенок, ни за какие коврижки не согласился спуститься на землю. Даже когда пес убежал.
Чтобы искупить свою вину перед ребятами, Инна – маленькая хозяйка злой собаки, залезла на дерево и взяла котенка.
А в тот же вечер Роза и Петя впервые встретились с ведьмой.
Она и правда выглядела как маленькая сердитая девочка. Дети по обыкновению своему, прогуливались по опушке леса. И заметили неряшливо одетую девочку, с испачканным грязью лицом. Она стояла за деревом и наблюдала за детьми исподтишка.
- А тебе позволяют взрослые гулять в лесу без присмотра? – спросил ее Петя.
Девчонка спряталась за деревом.
- Вот, странная, - заметил мальчик, - разговаривать не хочешь?
И вдруг они опять заметили девочку, но теперь она сидела на высокой ветви. Как же она смогла так быстро вскарабкаться на дерево?
Непонятно почему, девочка начала хихикать. А потом вытянула перед собой руку, где извивался котенок, которого они днем отбили у собаки. Хлопнув по нему ладонью другой руки, девчонка разжала пальцы.  На землю просыпались уголья.
- Ты что,  с ума сошла? – закричал мальчик, подъезжая к дереву.
Роза вспомнила, о чем ей рассказывала Златоглазка. И поняла, какая опасность угрожает другу.
- Петя, Петя, это ведьма, не подходи к ней! – прошептала она. Петя не пошевелился. Фыркнув напоследок, злая девчонка исчезла. Дети бросились к грудке камней, бывшей минуту назад котенком.
- Жестокая ведьма, убила нашего котенка! – плакал Петя.
Тот день окончился грустным вечером. И Роза, и Петя горевали из-за пропавшего котенка.
Ночью в окошко кто-то постучал. Роза зажгла лампу и открыла ставню.
- Собирайся, Роза. Настал час конкурса, - промолвил кто-то.
- Какой конкурс ночью? Сейчас все спят, - ответила Роза.
- Сейчас самое время. Поспеши. Все дети собрались, только тебя ждут.
- А ты кто?
- Я друг Васи.
- Какого Васи?
- Тебя разве не предупреждали? Гном Вася будет раздавать подарки. Поспеши. Если тебе трудно одеваться… - человек хлопнул в ладоши, и Роза оказалась одетой в платье.
- Я не люблю ходить в темноте, - Розе так не хотелось идти куда-то, какие бы подарки там не раздавались. Ну, в самом деле – какой нормальный человек захочет вылезать из мягкой постели среди кромешной темноты и идти, непонятно куда?
- Ты сама трусиха, - заметил человек, - а еще обзываешь трусами других.
- Кого я обзывала?
- Вспомни. Днем. Девочку, которая не смогла загнать свою собаку.
- А ты откуда знаешь?
- Я же волшебный мальчик. Я умею превращаться в невидимку. Ладно, хватит медлить. Вася может осерчать.
Этот незнакомец опять хлопнул в ладоши,… и вдруг, наступил день. Яркое солнце осветило улицу, дома и деревья. Теперь и спать расхотелось, и страх исчез куда-то. Роза увидела мальчика с золотыми волосами, за спиной у которого трепетали прозрачные крылья.
- Ты кто? Ангел? – спросила она у него.
- Если бы. Мне до ангела еще далеко. Я просто эльф, - грустно сказал мальчик.
- Настоящий?
- Ну, конечно. Поторопись, пожалуйста. А то твой дружок совсем извелся, он не может поверить в то, что ты тоже придешь. Пришлось нести его на руках.
Они пошли по улице…все-таки, день был не вполне обычным. Сказочным. Блестящие, переливавшиеся шарики парили по воздуху. Их легко было ловить, они были совсем негорячими, только щекотали пальцы.
Дорога свернула к лесу.
- Мы идем в лес?
- Именно туда. Не бойся. Ничего страшного не будет. Тебя просто хотят наградить за те дела, которые ты совершила.
Еще издалека Роза услышала веселый детский гомон. Она вспомнила о бабушке, и тревога закралась в сердце. Если бабушка ее не найдет в кровати, она будет переживать.
- Не бойся. Бабушка крепко спит, - сказал мальчик, - а пока она проснется, все закончится.
На опушке леса находились все дети из деревни, даже Инна. Они весело смеялись, окружив мальчика в красном колпаке. Рядом с мальчиком стоял большой мешок. Эльф подвел Розу к детям.
- Вот, Вася. Это Роза, - сказал он мальчику.
Вася перестал смешить ребятишек и посмотрел на нее.
- Так, начинаем, - сказал он, - теперь, слушайте меня, дети. За последнее время всеми вами много хороших совершено поступков. Мне приказано одарить вас подарками. Наверное, каждый из вас хочет какую-нибудь игрушку. Очень-очень сильно. Ту, которую вам не покупают мамы с папой, которую вы представляете себе, видели в магазине. Я могу подарить вам любые игрушки. Но не больше трех штук
Теперь, не спешите. Вспомните хорошенько, о чем вы мечтали. Или сейчас мечтаете.
- Ты расскажи об условиях, - напомнил эльф.
- Да, ты прав, Занз, я совсем забыл. Все вы совершили по пять добрых дел. Те, кто каждый день творит добро, может рассчитывать на самый лучший приз: исполнение любого желания.
- Я бы очень хотел встать на ноги, - сказал Петя, - но я не совершаю бесчисленное количество добрых дел.
- У тебя все впереди, - сказал Вася, - у тебя красивое сердце. Так, Занз, зачитай список тех дел, которые принадлежат детям.
Эльф достал листик бумаги и начал читать вслух:
- Коля: первого числа помог бабушке загнать теленка. В тот же день напоил собачку, спас упавшего в ведро с водой цыпленка и спас от злого пса котенка.
Вспомнив котенка, обращенного в уголь, Розе стало горько.
- Это только четыре, - заметила маленькая девочка.
Вася будто не услышал.
- О каком подарке ты мечтаешь?
- Я однажды увидел в магазине радиоуправляемый вертолет, - сказал Коля. – Но мне его никогда не купят, потому, что это дорогая игрушка.
- Держи, - порывшись в мешке, Вася вытащил замечательную модель вертолета с пультом. Кроме всего прочего, у него были лампочки, которые тоже можно было включать. Дети бросились рассматривать подарок. Коля онемел от счастья.
- Следующая Маша. На прошлой неделе она подобрала трость, упавшую у старенькой бабушки, и помогла ей дойти до магазина. Когда у старушки не хватило денег на хлеб, Маша заплатила свои деньги – из тех, которые мама давала ей на мороженое.
- Молодец, - сказал Вася, - это так хорошо, что хватит для подарка. А скажи-ка, Занз, разве Маша не прогоняла злую собаку вчера утром?
- Маша самая первая бросилась на собаку, - сказал эльф.
- Что бы ты хотела получить, Машенька? – спросил Вася.
- Я бы хотела ту куклу, которая ребенок, - сказала Маша, - и все, что к ней прилагается.
И она получила резинового младенца с кроваткой, сосками и кучей одежки.
Роза поняла, что волшебный мешок гнома производит только те подарки, которые выговариваются вслух детьми.
Все дети получили подарки. Здесь много всякого можно было найти: от мягких игрушек до компьютерных планшетов и приставок. Дети были счастливы. Роза совсем забыла о  себе. И опомнилась, когда Вася поманил ее к себе.
- Ну, а с вами отдельный разговор. Я не знаю,  как поступить. Несколько дней тому назад Петя необдуманно рисковал своей жизнью, прыгнув в реку за щенком. Это можно расценивать по- всякому. Конечно, он хотел спасти собачку. Это похвально. Но, если бы он простудился, или утонул, не умея плавать – разве его маме было бы лучше видеть сына больным или мертвым? Разве спасенная собачка стала бы ей утешением? То же самое и с тобой, Роза. Ты прыгнула в ледяную реку, где вполне могла утонуть. Мне пришлось собирать все твои силы, чтобы этого не случилось. А теперь представь бедную бабушку, если бы ты ушла под воду. Ненужный риск – это не геройство.
- Разве мы оставим их без подарков? – встревожился эльф. Вася сморщил нос.
- Конечно, я не могу оставить их без приза. Во-первых, потому, что они дружат. Роза всегда помогает Пете. Ну, а потом…вчера они тоже прогоняли собаку. И я не буду наказывать их за то, что они не думали о родителях. Чего ты хочешь, Петя?
- Что я могу хотеть? – вздохнул мальчик, - я хотел бы получить ролики, или скейтборд. Но я никогда не смогу на нем прокатиться. Компьютер будет мешать дружить с Розой.
- Сделай его ходячим, - попросил друга Занз.
Вася грустно покачал головой.
- Я не столь всемогущ, друг мой. Возвращать здоровье людям – это не мой конек. Я король лишь в мире подарков.
- А можно я скажу то, что нам вместе хотелось бы с Петей? – спросила Роза.
- Ну, говори.
- Вчера днем злая ведьма превратила в уголь котенка. Можно его вернуть?
- Ты ставишь мне сложную задачу, - заметил Вася.
- Исполни одно желание, - попросил его Занз, - твое могущество может справиться с этой задачей.
Вася задумался.
- Я обрел немного силы вчера вечером, когда ты, Роза, крикнула Пете, чтобы он отошел от дерева, на котором сидела ведьма. В ту минуту ты не помнила о том, что вершишь благо. И этой силы моей хватит как раз на то, чтобы оживить котенка. Хотя, после я буду очень слабым.
Он порылся в мешке и вытащил плюшевую игрушку в виде кота.
Поставил ее на землю,  а рядом положил уголь. Прошептав какое-то заклинание, Вася брызнул на игрушку водой из пузырька,…и она превратилась в котенка!
Дети завизжали от счастья и бросились к котенку.
- Спасибо тебе, Вася, - сказала Роза, - теперь мы можем возвращаться домой?
И вдруг они услышали тонкий плач.
- Кто-то остался без подарка, - встревожился Занз, - как же мы упустили?
Он осматривал детей. Все они, казалось бы, получили свои призы, никто не казался обделенным. Но…. Обиженный плач все нарастал и нарастал, и вот уже из-за дерева вышла маленькая грязная девчонка, размазывая слезы.
- И я! Я тоже хочу подарок!
- А тебе за что, ведьма? – удивился Занз, - ты-то, что сделала хорошего?
Ведьма продолжала горько плакать.
- М-м-мне никогда не покупали и-и-иигрушек, мммама меня т-т-только н-н-наказывала, - запинаясь, говорила она, - а-а-а я  тттак хочу подддарок…
И детям стало ее жалко. К гному подошла крошечная девочка Тина и подергала его за рукав.
- Она потому такая злая, что ее никто не любит.
- Если я подарю ей игрушку, она не перестанет творить зло, - сказал Вася.
- Давайте возьмем с нее слово, что она перестанет превращать в камни беззащитных зверей.
- Перестанет дразнить собак. Ведь, вчера злой пес из-за нее сорвался с цепи.
- Не будет такой хмурой! – наперебой загалдели дети.
- Ты обещаешь? – обратился Занз к ведьме, - ведь, иначе тебе совсем плохо будет. Сила детской доброты и дружбы такова, что против нее рассыпается в прах любое твое колдовство. И ты, в конце концов, просто исчезнешь.
 - Я уйду, если получу игрушку.
- Нет. Ты не уйдешь. Ты будешь дружить, и играть с нами! – закричали дети.
Ведьма продолжала горько плакать.
- Ладно, не реви. Вот тебе – медведь без лапы и глаза, машинка без колес и заяц без уха, - сказал Вася, - но, я буду следить за тобой, маленькая негодница, и горе тебе, если нарушишь слово.
Как вы уже заметили, дети – некоторые из вас были одарены призами всего за четыре добрых поступка. Хотя речь шла о пяти. Я знал, кто из вас будет просить за маленькую ведьму. А, точнее – что вы все будете просить за нее.
Маленькая ведьма была счастлива безмерно, получив свои подарки. Схватив игрушки, она тотчас убежала в свой подземный домик. Ей никогда не дарили игрушек, а с самых ранних лет заставляли учить скучные заклинания, варить горькие травы и противных жаб, которых она терпеть не могла. Даже маленькой ведьме хотелось почувствовать себя просто девочкой.
До самого утра дети пели, смеялись и веселились. И казалось, что этой волшебной ночи не будет конца…
Роза открыла глаза и обнаружила себя в постели. Она была одета в пижаму, тапки стояли у кровати. Неужели, все приснилось? И котенок не превратился из камня? Или ведьмы тоже не было, тогда, значит, некому его было превращать в уголь? Немного грустно было ей, как бывает печально, когда без остатка тает радостный и светлый сон.
Соскочив с постели, Роза побежала проведать Петю. Может быть, он знает – приснился ли им сказочный конкурс, или нет.
- Роза, умываться и завтракать! – донесся голос бабушки, - Ну и заспалась же ты!
На ступенях бабушкиного крыльца сидел пушистый серый котенок и смотрел на Розу круглыми глазами. Лапки котенка были немного выпачканы угольной пылью.