Что хотела сказать ласточка

Иван Никульшин
      Залетела ласточка в сенцы деревенской избы. И летает под потолком,  стрижет воздух,   даже волосы шевелит.  Потихоньку   гуртычит при этом, будто сказать  что-то хочет.

 Вытянул руку и  поймал проворную птицу. Он сама легко далась и, кажется, не очень-то испугалась. Видимо, не в первое с ней такое.
 
У меня тоже  это  не первыйслучай. В детстве было;  залетела  ласточка в дедов полутемный, крытый соломой сарай, и я легко поймал её.

 Зажал в кулачке, слышу, словно крохотным молоточком стучит её сердечко;   точно так же,как  у самого, когда  что-то напугает.

Выбежал с птицей во двор, бабушка стоит на крыльце, похвастался перед ней. Она, кажется,   удивилась моей удаче

 - Это ты никак, сынок,  касатку пымал?

         Я радостно показал ей: да,  вот она в руке у меня!

  - Отпустил бы ты её, сынок,  - ласково попросила бабушка.  -  Пусть на воле летает, не то беду накличет на нас с дедом.

 - Какой ещё беду? -  удивился я, недовольный.

 - Сарай подожжет.

 Моему удивлению, кажется не было предела,и я с опаской стал посматривать на птицу.

  - Баб, а как же она подожжет, спичками?

  - Зачем спичками? Горлышком,  сынок. Видишь, какое оно  огненное у неё. Осердится на нас,горлышком и подпалит солому. И останемся мы с дедом без сарая.

        До слез было жаль отпускать  красивую птаху. Она  грудкой алела розовой  в  моей руке, беспокойно вертела  маленькой головкой, отливающей черным шелком, и смотрела на меня блестящими бисеринками глаз.

    Но и не хотел, чтобы дедов сарай сгорел, и невольно разжал кулачок. Ласточка пронзительно свистнула и взвилась в небо.

         - Слышал, как радостно свистнула она тебе? - сказала довольная бабушка. - Это она спасибо сказала. 

  Наши старики не знали теперешних громких слов «защита природы». Они сами были частью этой природы и берегли все сущее на земле.  Жаль, что не во во всем унаследовали  этих  качеств.

      А ласточку, залетевшую ко мне в сенцы, я тоже выпустил. Он с весёлым щебетом присоединилась  к кругу своих подруг, снующих в светлом майском воздухе.

       Через некоторое время уже две ласточки  летали в  сенях,  тихонько щебеча,  будто  на что-то жалуясь. И хотя нам непонятен их  птичий  язык, но кое-какие догадки были.   

Видимо, жаловались, что селиться  негде стало?
 
       Ныне в деревнях совсем не осталось открытых навесов, плетневых сараев, конских дворов, былых гумен под соломой. Теперь надворные постройки  нередко возводят  из кирпича и  бетонных конструкций. И сараи тесовые  строят. Двери в них закрываются наглухо, стены  законопачены да так плотно, что где там птице, комару  не проскочить.

   А деревенские ласточки во все времена лепили гнезда под открытыми навесоми, на перекладинах амбаров, сараев,  за высокой стропилиной, пельневой балкой. Теперь же наши  вешние гостьи  напрочь  лишены этой жизненно необходимой возможности.

   У моих деревенских родственников в сарае с односкатной  тесовой крышей ласточки  додумались прилепить своё гнездо на  лампочку электрического освещения.
  Хозяевам  это не понравилось, и они гнездо убрали.
 
Тогда птицы слепили гнездо повыше на цоколь  электрического патрона.


     Заглянул как-то  из любопытства к ним в сарай и увидел:  сверху на меня смотрели, прижавшись друг к другу, прелестные головенки трех уже оперившихся птенцов.

    В первых числах июля они благополучно покинули гнездо. Вместе с родителями теперь летают,ловко хватая комаров и мошек.

   И радостно щебечут.Повезло малышам.