Человек и тигр

Алексей Ратушный
Случай в товарном вагоне.

Рона устроилась работать кассиром в Свердловский зоопарк. В то лето был организован передвижной зоопарк, который отправился путешествовать по Сибири. Роне повезло – её распределили в вагон с клетками льва, пантеры и тигра, точнее – уссурийской тигрицы. Крупная такая кошечка! Были там ещё львица и рысь. Клетки стояли по периметру вагона.
На перегоне, в самом начале, состав резко мотнуло из стороны в сторону. Рона, на свою беду, в этот момент как раз встала со своего стульчика, который предусмотрительно взяла из дому. (этот стульчик продержался в доме до двухтысячного года!), и поэтому полетела в сторону клетки с тигрицей и на миг прижалась к ней всем телом.
Этого оказалось достаточно. Она попыталась оторваться от клетки и тут обнаружила, что коготь тигрицы прочно вцепился ей в бедро, в самую его мясистую часть.
Рона истошно закричала. Руками она упиралась в прутья, а тигрица пыталась втянуть её сквозь решётку в клетку.
В Архангельске в восьмидесятых годах мы с Павлом Зарубиным посетили гостивший там передвижной зоопарк. Именно в этом передвижном (опять передвижном!) зоопарке я увидел то, чего ни разу не видел ни в каком другом зоопарке, а посетил я их немало!
Разносили пищу. Мясо. Кусок позвоночника коровы с ребрами и мясом на них на копье поднесли к прутьям клетки льва. Он резко когтистой лапой цапанул небольшой фрагмент куска, всунутого меж прутьями. И весь кусман  с шумом влетел в клетку! Только прутья сыграли, как струны! Силы в тигриной лапе не меньше, чем во львиной, но тут видимо тигрица не хотела выпускать добычу и тупо тянула её к себе с глухим урчанием.
Рона кричала дико, страшно, но состав грохотал, через два вагона были еще люди, но они не слышали и мирно спали.  Кровь из раны поначалу хлестала, но потом стала ослабевать. Рона почти теряла сознание. Разноцветные круги плавали у неё перед глазами.
Тигрица не знала, да и не могла знать, что Рона родилась с врождённым пороком сердца. Что у неё несколько лет назад забрали навсегда отца. Что она вместе с больной мамой в условиях войны, в обстановке семьи «врага народа», водилась с младшими сестрой и братиком. Что во время войны она "заработала" второй порок сердца и являлась инвалидом.
Что, окончив техникум советской торговли, она была почти нетрудоспособна, и, что эта работа была первой в её жизни. Тигрица чувствовала свежую кровь и видела мясо! Мясо еле трепыхавшейся жертвы!
Как они это определяют, что жертва совсем ослабла? По запаху изменившегося состава крови? Не знаю. Тигрица наконец решилась на перехват и выпустила жертву на миг… и Рона отвалилась от решетки на сено… и потеряла сознание. Через два часа вагон открыли и позвали Рону  «за кипятком»… Никто не ответил. Позвали громче. Опять тишина. Забрались в вагон и открылась жуткая картина окровавленного смертельно белого тела порванной девушки.

Рона выжила.

За каждую "пятёрку" во втором классе она давала мне пять копеек и я мчался в любимый зоопарк. Больше всего я любил стоять у клеток со львами и тиграми. Про эту историю я узнал от мамы много позже, когда Роны уже не стало. И бабушки тоже. Помогло ли мне это простаивание у клеток с хищниками в жизни? Думаю, что да!
Когда в уссурийской тайге, ночью, в свете Луны семья тигрицы и двух тигрят пересекла нам дорогу, я знал, как себя вести и что именно делать.
Но гораздо больше наблюдение за ними дало мне в ситуациях общения с людьми с психологией тигра.
Машенька у меня росла рядом с вольером львов в Киевском зоопарке. И я очень был этому рад. Львы и тигры – серьёзные образцы правильного поведения в обществе. Недаром Суворов сравнил Сталина со львом, который вначале крадётся, а потом бросается.
История с английской девушкой живо напомнила мне историю Роны.
И историю Маугли и Шерхана.
Человек и тигр… Борьба не закончена.

Послесловие:

  Уже несколько лет - точнее восемь я держу на народе крошечный "тигровый" сайт.
Он изначально был отдан моей младшенькой, родившейся в этом году - Дашеньке.
Если он доживёт до её восемнадцатилетия, то она, надеюсь, придумает, как развивать его дальше.
Вообще много моих сайтов было искусственно заражено вирусами и исчезло. Теперь я знаю, что это банальная месть одного конкретного человека, пытавшегося столь "оригинальным" способом сказать примерно следующее: "Так не доставайся же ты никому!"
Попытки эти продолжаются. Поэтому я и говорю:"Если доживёт".
А вообще с тиграми у меня в жизни связано многое. Запашные общались со мной и моим тогда еще пятилетним сыном Володей в Санкт-Петербурге, тигр изображен на главной страничке моей программы "Построитель магических квадратов" ... Три года службы в Уссурийской тайге так же пополнили число эпизодов, связанных с этими прекрасными животными. Рассказать все не хватает  сил и времени... А есть, что вспомнить, и есть, что показать...
Вообще surmico тесно связано с тиграми... Но это уже совсем другая сторона истории...