Сюрреализм глазами трамвайного инженера

Алекс 22
      Термин "сюрреализм" как-то больше ассоциируется с живописью, а не с литературой. Я до недавнего времени и понятия такого не встречал – сюрреалистическая литература. Вначале я, будучи по жизни трамвайным инженером*, попробовал осмыслить, что же такое сюрреализм в живописи и почему, собственно, сюрреализм.  В этом искусстве, сказал я себе, должны присутствовать элементы реализма, но, в целом, это должен быть как бы и не совсем реализм или какой-нибудь особенный реализм. Это понятно,  даже и не зная в точности, что означает приставка «сюр».  Действительно,  в картинах сюрреалистов мы находим вполне реальные элементы, как-то: лица, руки, колючая проволока, пулеметы, каски, лошади,  знамена и проч., соединенные по прихоти или наитию автора на первый взгляд хаотическим образом.
      Из каких же реальных элементов состоят произведения сюрреалистов-литераторов? По-видимому, из слов. Но это не то, что «дыр бул щир». Хотя и в «дыр бул щир» есть реальные элементы – буквы. Но буквы – не понятия. Итак, реальные слова-понятия соединяются каким-то непостижимым для рассудочного ума способом, далее эти словосочетания (кирпичики сюрреализма) складываются в строки и мы видим такой, например, текст:

Мышеловки души тушили калорифер белого меридиана таинств
Шатун корабля
Спасательный плот
Прекрасно падают пригожих водоросли разных цветов
Трепет ночных возвращений
Две головы плоские чаши весов

Андре Бретон

      Читатель романтического склада, прочитай он такие стихи на прозе.ру даже без подписи "Андре Бретон", скорее всего, напишет восторженную рецензию с обязательным набором: ах, как я вас понимаю; мы с вами на одной волне; мощно написано; как это верно!
Вполне вероятно, что такой энтузиаст будет искренен в своем порыве, поскольку  конструкция стихотворения отвечает особенностям его собственного мыслительного процесса.
       - Да, что-то в этом есть, - скажет читатель рассудочного направления и долго будет размышлять, в чем состоит идея произведения. Так  ничего и не придумав, искатель смысла ощутит неодолимое желание спросить у автора напрямую - а что вы хотели этим сказать?
       - Ничего, кроме того, что сказал, - честно ответит автор, - читайте. Добавить мне нечего.
       Реализуемая на подсознательном уровне  способность соединять неожиданным образом слова, казалось бы, несовместимые, напоминает публично демонстрируемое и награждаемое заслуженными аплодисментами умение некоторых людей автоматически  перемножать в мозгу шестизначные числа. Спросите у них, как они это делают. Не ответят, потому что сами не знают. Так же, как сороконожка перебирает  лапками  - она не задумывается, в каком порядке переставлять их.

   *трамвайный инженер - словосочетание, придуманное писателем Зейгермахером. На мой взгляд, типичный образец сюрреалистического "кирпичика". Трамвай - есть. Инженер - есть. А трамвайных инженеров не бывает. А почему, собственно? Вполне могли бы быть.