Подробное биографическое исследование о жизни спортсмена, тренера. преподавателя школы Олимпийского резерва мы еще напишем. А вот знакомство с художественным живописным творчеством Зайнди Зайналбековича Аласханова откладывать нельзя. Родился, учился, увлекся спортом. Повезло с тренерами. А вот с учителем рисования – нет. Не сложились отношения, хотя тяга к рисованию была всегда.
Странно, но людям больше нужна история трагической жизни Ван Гога(1853-1890), чем сияние его звезд и солнечных цветов – подсолнухов. Нищета, голод, полное одиночество и умопомрачение, отчаяние и самоубийство. Всемирный ажиотаж вокруг его личной жизни, в то время, как при жизни он смог продать только одну свою работу ("Красные виноградники в Арле"). Художник писал подсолнухи с единственной целью - украсить свой дом в Арле к приезду друга – Поля Гогена. Понадобилось сто лет, чтобы за «Портрет доктора Гаше» на нью-йоркском аукционе Кристи выложили восемьдесят два с половиной миллионов долларов, побив рекорд среди живописных произведений. Могучий и ранимый Винсет Ван Гог прожил всего тридцать семь лет. Но и из них только последние семь были посвящены кисти и холсту. Он умудрялся ежедневно писать одну - две картины. Тысячи рисунков и столько же картин – результат самоотверженного, титанического труда художника. Его полотна – потрясающий мир человека любящего, страдающего.
Как и Ван Гог Зайнди Аласханов любит живую природу какой-то необычной. страстной, горячей внеземной любовью. Вы помните поля и звезды, небо и деревья Ван Гога? А портреты, которые потрясают глубиной познания и выражения души, изображенного человека?
Сильный и наивный, строгий и мягкий, раскрывает свой внутренний мир посредством диалога с природой, окружающим миром. Он, как Ван Гог и Рембрант Ван Рейн пишет автопортреты. На небесно-голубом фоне читаются гнев и восторг, сила и жажда, воля и азарт. Задержитесь на миг и почувствуйте, как художник исследует внутренний мир изображенного человека, вытаскивает через эмоции то, что спрятано в глубине сознания.
Необыкновенная легкость, динамичность мазков в жанровых сценах на фоне пейзажа. Мы узнаем художника в кругу друзей, в обнимку с одиночеством. Улыбающиеся глаза, несмотря на утомленность, раскинутые плечи, несмотря на усталость, исходящее тепло сердца. Дорога к познанию самого себя – через портреты сына, в которых чувствуются любовь, забота, надежда. Небесная лазурь и богатство зелени, водная гладь озера Кезеной-Ам и спокойное течение Москва-реки. Задержитесь у любой работы и постарайтесь постичь глубину философии его работ. Неожиданные, интересные мысли нахлынут, и на душе станет спокойно.
Упорные занятия спортом занимали все время. В редкие минуты отдыха. Зайнди Зайналбекович мысленно возвращался в родные края. До последнего штриха в воображении рисовалась родовая башня, слышался тихий шелест травы, нежный шепот матери и монотонный голос отца, читающего суры из Священного Корана.
Общаясь с этим человеком, чувствуется сила урагана. Рассматривая творения его рук - тепло его сердца. Но стоит заговорить о единственном сыне, как он скромно замолкает. улыбается и слегка пожимает плечами. Тимур - красив, галантен.
- У отца была очень интересная жизнь. Хотите расскажу? - спрашивает он и, не дожидаясь ответа, начинает очередное повествование.
А я продолжаю рассматривать живописные творения Аласханова-старшего. Радуга цветов и простота композиции, смысловая насыщенность и лаконичность мазка. Наивность переплетается с колоритом, зрительно расширяя размеры изображенного. Дорога манит в даль, вода - в глубину, горы - ввысь, а вековые башни - в прошлое предков. Кровь закипает в жилах и появляется желание потрогать камень строений.
Академического образования у художника нет, но он прекрасно разбирается в технике живописи.
Картон и холст наполняются штрихами, и из-под кисти мастера выходит очередное творение души и рук.
"Как бы часто и глубоко я ни был несчастен, внутри меня всегда живет тихая, чистая гармония и музыка. В самых нищенских лачугах и грязных углах я вижу сюжеты рисунков и картин, и меня непреодолимо тянет к ним. Чем дальше, тем больше отходят на задний план другие интересы, и чем больше я освобождаюсь от них, тем острее мой глаз начинает видеть живописное. Искусство требует упорной работы, работы, несмотря ни на что, и непрестанного наблюдения. Под упорством я подразумеваю умение не только долго работать, но и не отказываться от своих убеждений по требованию тех или иных людей," - писал Винсент Ван Гог.
- Одиночество меня не гложет. Я нашел с ним общий язык, - читается в работах Зайнди Аласханова. Свидетелем этому является невидимая нить немого диалога между картиной и зрителем.