Потом - суд... У бухты Цемесской 17

Гавриил Иваниченко
На следующий день после работы отправился в столовую на «НОВОРЭС».  Сел на автобус. Ехать пришлось недолго, до Цемзавода «Пролетарий». Вот высокий берег у края шоссе. Металлические ступеньки спускаются вниз по откосу в сторону моря. Отполированные руками гладкие металлические поручни. Я уже знал, что это  путь  вниз, к берегу, в Столовую.

По широкой лестнице люди поднимаются вверх, кто-то спускается. Спросил встречную девушку:  «Столовая далеко?»

- «Спускайтесь и спускайтесь, попадёте прямо туда…» - улыбнулась встречная.  – «Только никуда не сворачивайте!» - хихикнула её подруга.

– «Шутит!» - добавила первая  из девушек. – «Свернуть здесь – некуда! Путь – один!» - добавила она. И они пошли вверх по лестнице.
 
Впереди видна  крыша здания. Вот и само здание  с  громадными и широченными окнами. Лестница круто идёт вниз, к дорожке,   прямо к широкой двери… Рядом с ней вывеска – «Рабочая столовая»… Люди входят и выходят из этой двери.  Широкая площадка идёт  к берегу. Там – причалы, подъёмные краны, корабли. Порт…
 
Мелькнула мысль – столовая заводская, рабочая, вдруг туда пропускают только работников заводов? Иду не спеша. Но никто ничего не спрашивает на входе… Столовая - для всех. Ведь здесь, в Новороссийске  все вокруг - рабочий народ…

Прошёл в просторный светлый зал столовой.  Столиков много. Некоторые заняты, но есть много свободных мест. Очереди нет. Чистота. При входе – умывальники, можно помыть руки. Вешалка для одежды…

Прошёл к широкому прилавку,  стеллажу. На нём тарелки с различными блюдами – борщи, супы, отбивные, гуляш  и множество других. Длинный перечень блюд в меню. Поварихи выставляют новые и новые полные тарелки.
Ассортимент большой! Блюда на любой вкус… Выбрал борщ, отбивную, запеканку, компот. Простые блюда, вкусный  хороший обед. 

Каждый берёт на свой  поднос блюда по вкусу. Беру ложку, вилку. Оплачиваю заказ в кассу. Иду с подносом за столик.  Хлеб – на столе в тарелке, его не считают в заказ.  С удовольствием пообедал. Отношу поднос с пустыми тарелками – в окошко для использованной посуды.

После плотного обеда не спеша поднимаюсь  по той же металлической лестнице обратно -  на береговой обрыв, к шоссе.  Решил пойти в Больницу пешком. Это недалеко. Прошлую ночь я дежурил в Больнице. Сейчас нужно подышать свежим воздухом, отдохнуть.

Лёгкий свежий ветерок приятно охлаждает. Машин на шоссе мало. Пешеходов тоже почти нет. Вот и ворота  больницы.

И тут мимо меня во двор больницы, визжа на повороте, буквально влетела полным ходом Скорая помощь. Что-то случилось очень срочное? Сердце ёкнуло… Машина остановилась у Приёмного Отделения возле хирургического корпуса. Ускорив шаги, пошёл туда же. Из машины переложили на коляску мужчину, повезли в двери Приёмного.

Из административного блока выскочил и помчался бегом в Приёмное отделение  Серёгин. Я тоже невольно пробежал до двери и в смотровую комнату. Там уже Геннадий Яковлевич, Зав. Хирургическим Отделением Егорова, хирург Нина Николаевна, сестра Нина…

На  смотровом столе лежит  парень лет 17… Бледный, не дышит, не шевелится…  Егорова и Серёгин осматривают его… Беспомощно разводят руками… - «Ни пульса… Ни дыхания… Кошачий зрачок… Признаки биологической смерти… Опоздали… Погиб…»

Врач Скорой Помощи  беспомощно разводит руками… Прибежала из своего домика гинеколог, - «Может  чем-нибудь пригожусь?»

- «Неужели не возможно хоть что-нибудь сделать?» - обратился я тихо  к Егоровой, не в силах  сдержать своё волнение.
 
- «Очень жаль! Но это так… Мы  в этой ситуации –  бессильны… Слишком поздно привезли…» - ответила Нина Владимировна . – «Возьми себя в руки…» - тихо добавила она мне.

Чувствую  отвратительную беспомощность…  Полная растерянность… В Приёмном возле пострадавшего – великолепные хирурги – Серёгин, Егорова… Голова кругом…

Упущенные минуты – и ничего нельзя сделать! В полной мере  ощутил, что хирург нередко  бывает  бессилен… Впервые ощутил это сам… К сожалению – такое может быть и в дальнейшем… Это - судьба хирургов…

- «Как же это случилось?» -  взволнованно спросил Серёгин.  – «Почему поздно доставили?! Время упустили!!!»
- «Вызвали Скорую Помощь - не сразу… Потеряли время…» - сказала врач Скорой. – «Так что же произошло?!» - возбуждённо повторил вопрос Серёгин.

– «Пострадавший  пришёл к своему другу, который работает на электрокаре… Был перерыв… В цеху они были  вдвоём.  Пострадавший стал на площадку электрокара и сказал, что покатается на нём, пока  перерыв и никого нет.

На электрокаре – впереди площадка для груза, а сзади – подножка, ступенька для водителя. Два рычага управления.  Парень стал на ступеньку, повернул рычаг управления.  Электрокара  поехал задним ходом, а парень, стоял на ступеньке, впереди машины…

Так он ехал, стоя впереди электрокара. Товарищ попросил остановить электрокар, прекратить езду. Но парень видимо растерялся, не знал – как  остановить электрокар…

На пути электрокара оказался  столб.  Пострадавший не заметил препятствие, не справился с управлением, и полным ходом наскочил на него. Электрокар ударил парня о столб и прижал его к нему.    Товарищ кое-как вытащил пострадавшего из-под электрокара, положил его на землю.  Больше никого там не было.

Пока парень  сообразил, что травма очень тяжёлая,  пока нашёл телефон, позвонил в Скорую Помощь – прошло время… Пострадавший погиб в машине Скорой Помощи, во время транспортировки в Больницу. Вот вся эта печальная история…» - сообщила врач Скорой Помощи.

«Да, Станция Скорой Помощи  сразу же сообщила о несчастном случае  в Больницу», - добавил Серёгин.  «Хирурги Больницы готовы оказать помощь. Операционная - готова. Но время – упущено. В больницу привезли труп пострадавшего,» - завершила Егорова. 

В это время к Приёмному отделению подъехал  грузовик. На нём приехали рабочие с места несчастного случая. Рассказали историю, уже рассказанную врачом Скорой Помощи. Все были поражены неожиданной печальной развязкой... Подавлены… На душе омерзительно…

Я вышел в коридор.  Серёгин  сказал мне: - «Ещё не поздно. Сейчас же  отправляйся туда, где случился этот несчастный случай.  Узнай все обстоятельства травмы. Напиши отчёт.  Завтра утром доложишь мне.

А пока -   окунись в море… Вода холодная -  придёшь в себя…Потом иди, разберись …»

Отправился на мостик, возле больницы.  Окунулся в море. Это охладило меня. Настроение было отвратительное. Холодная вода помогла  прийти в себя.

- «Вы почти не бываете на мостике… Не купаетесь в море…» - обратился ко мне рыбак, традиционно гарпунивший рыбу с мостика.

- «Некогда!  Работа!» - ответил ему.  Не было сил разговаривать… Мерзко на душе…  Оделся.  Пошёл выяснять обстоятельства несчастного случая… Всё было так, как сообщила врач Скорой Помощи. Ничего дополнительно не удалось выяснить.
 
– «Будет судебно-медицинское вскрытие, следствие… Потом  - суд…  Обязательно пойдёшь, послушаешь и подготовишь доклад  на врачебной
 конференции города… Такие случаи -  недопустимы!» - подвёл итог Серёгин.