Три богатыря

Симион Волков
Из истории бизнеса
=======
мейнстрим
---------
 Смотрю я на сегодняшних ребят - коммерсантов и по-хорошему им завидую. Сегодня им многое возможно делать и большого успеха в бизнесе добиться. А главное то, что никто их не осуждает за то, что они коммерсанты, по сути являются торговцами. Ведь не так давно коммерция, торговля, бизнес были словами ругательными.

Вспомнил, с доброй долей юмора, свою первую коммерческую "сделку" Bыло это дело аккурат 52 года назад, учился я тогда уже в восьмом классе. Коммерция по всей видимости у меня в генах сидит, наследственность. За неё моего деда, занимавшегося до революции в Беларуссии недвижимостью, арестовали чекисты и вместе с бабушкой засадили ещё в 1931 году.

Она через три года чудом вышла из тюрьмы и однажды рассказала нам, почему ей это удалось. Начальник Печорлага был еврей, он любил традиционое еврейское блюдо гефелтефиш[фаршированнуй рыбу], которую ему готовила моя баба Хая. Она была большая мастерица по кулинарному делу. Ну а дед Абрам так и сгинул где-то в страшной лагерной круговерти тех далёких лет.

Так вот накануне Нового, 1962 года, мы с другом Серёгой сидели и думали, где бы нам раздобыть денег на праздничное угощение. Запрещённые варианты у нас с ним не обсуждались по определению. Родители наши работали, но деньгами нас не баловали, не с чего им было, семьи были большие, а зарплаты как раз наоборот. Рубля по три, на большее мы с ним не могли расчитывать.

Идея обычно возникала в моей голове, у меня этих идей было, да и до сих пор есть, как у собаки блох. Потом мы сообща решали, как её осуществить. А идея была простая, как и всё гениальное. И пришла в мою голову, когда яёднажды пошёл помочь другу принести из стайки[так у нас называли кладовки в подвале] ведро картошки ему домой. Мы оба с ним жили на пятых этаж хрущёвских новостроек. Своим острым зрением я в полутёмном подвале разглядел, что у моего Серёги большой сусек, обшитый досками, доверху был засыпан картошкой.

Его родители имели уже в те годы большой садовый участок рядом с городом и садили там каждую весну овощи. В подвале зимой овощи и фрукты хранили в свежем виде и в законсервированном, в трёхлитровых банках. Мой же отец - водитель большегрузного "ЗИЛa", занимал большую часть подвала запчастями и поношёнными баллонами к своему грузовику.

У нас семья была тоже не маленькая, всего на одного ребёнка меньше, чем у  друга Серёжи, да и бабки у нас не было, она жила в Беларусии по-прежнему. И сада у нас не было, мои родители всё время собирались вернуться с Урала, где мама жила во время войны в эвакуации и после неё, домой в родной и мне Бобруйск. Но получилось так, что когда мы всё же уехали из Ма-ска, то попали не на родину в Беларусь, а немного дальше - в Израиль, который почему-то стал нам "исторической" родиной.

Вы наверное смогли понять, что уже тогда я интуитивно учуял законы рыночной экономики. Моя мать покупает картошку на рынке, а там зимой она дорогая. Вот я и предложил другу Серёге:
-Давай продадим мешок вашей картошки моей маме и нам хватит денег на шампанское, газировку, пирожные и на запрещённые для нас папиросы "Три богатыря" в красивой коробке.

Курить постоянно мы не курили, но на праздник подымить с друзьями, это будет солидно для восьмиклассников. Эти папиросы были дорогие, во дворе никто из взрослых мужиков их не курил, друзья по нашему, рабоче-крестьянскому двору, будут поражены нашим шиком. Могла к на присоединится и старшая сестра моего друга Нина, которая была на пару классов старше нас.

Серёга конечно был не против, а для страховки я ему подсказал - он спросил у матери разрешения подарить мне ведро картошки на Новый год. Конечно тётя Соня, мать Сергея, не возражала - она была очень добрая женщина, как впрочем и моя мама. Для родных и друзей моя мама, она была фельдшер, без раздумий могла среди ночи бежать сделать укол или промывание желудка и дать таблетку. К ней за советом шли малограмотные соседки, переехавшие из окраинных барачных трущоб в хрущёвские отдельные квартиры.

Жители этих "спецпосёлков" были теми "комсомольцами-добровольцами", которых в теплушках привезли на строительство огромного металлургического завода в уральской степи. Кто-то ехал добровольно, по контракту и по зову сердца. А много было и таких, которые прибыли на стройку под охраной - их тогда называли "раскулаченные". Такое это было время и такое было поколение наших дедов и родителей - гордых и сильных, работящих до упаду бессребренников.

Одну проблему мы с Серёгой решили - с товаром у нас всё в порядке, есть картошка. Теперь я стал потихоньку подготавливать маму. По нынешнему времени это называется - занялся маркетингом. Предложил ей недорого мешок картошки, который якобы, хочет продать мать моего друга. Хотя семья Серёги жила в этом же дворе, в другом доме, телефонов тогда не было и мать не думала меня проверять.

Лет прошло с тех времён прилично, детали и тонкости того "бизнеса" подзабылись немного. Но я помню, что предложил маме такую демпинговую цену за мешок картошки, что она меня неожиданно спросила: "Может Соня[мать Сергея] продаст нам два мешка картошки?"

О таком успехе и таких огромных прибылях мы и не мечатали и мой друг без колебаний согласился облегчить труд родителям по весне. Дело в том, что весь зимний запас их семья не съедала и к лету картошка в подвале сильно прорастала. Её приходилось выбрасывать или обрывать ростки, готовить её на семена. А значит наша торговая операция в какой-то мере даже приносила пользу семье моего друга.

Короче, в один из дней, когда серёгины предки ушли на работу, он взял ключи от входа в подвал и от своей стайки и работа закипела. Честно скажу, что не помню в деталях, как мы днём через двор перенесли в наш подвал два мешка картошки. Мешки были тяжелые и несли их мы у всех на виду, мешки же никуда не спрячешь. Но оно того стоило, дело было сделано - чистая прибыль от этой полулегальной сделки была у нас с Сергеем целых десять рублей! Вот то, что рублей мы заработали десять, это я запомнил надолго!

Дело давнее, но стол у нас с ним вечером 31 декабря ломился от закусок - обе матери не поскупились. Предательская память сохранила лишь тарелку фаршированной рыбы, куриный холодец и кусок торта "Наполеон" от моей матери. И много всяких вкуснющих солений и варений из серёгиного сада.

А шампанского, немного дорогой ветчины, три бутылки "Бархатного" пива и три "Крем соды" были куплены в большом "Гастрономе" за заработанные нелёгким трудом наши рубли. Там же была куплена и коробка шоколадных конфет для Нины, сестры друга, десятиклассницы. Ну и конечно, на нашем праздничном столе лежала коробка папирос "Три богатыря". На коробке красиво стояли, вернее сидели на конях, три здоровенных русских богатыря в шлёмах, с мечами и под щитами. Ещё один факт про папиросы я тоже хорошо помню - в коробке их было всего десять штук.

2013 год. Израиль.
Для издателей, инвесторов, литагентов, сценаристов, спонсоров:телефон:+972-544874625-моб; скайп:semen-volkov