Художники. Совсем немного об Эффекте Адекватности

Алла Корчак
  Перебирая старые записи, вспомнила, о чём это я говорила когда - то на одной музейной конференции..другой..третьей. О методах типизации и остранения, о таинствах символов, да вот ещё и о таком явлении, которое сама же и "окрестила" Эффектом Адекватности.
Хотя тот самый  пресловутый "воз" и поныне стоит позабытым и невостребованным, стоит, наверное хотя бы ненадолго повернуться к нему лицом.
Представьте себе уютный зал художественного музея. Небольшая группа искусствоведов приостановилась возле портрета мальчика - узбека Петрова - Водкина. Объявили, что сиё произведение является шедевром советского искусства.
Я ненароком вспомнила, глядя на "шедевр", о реплике Сомова, повидавшего "дурака Петрова - Водкина" на какой - то выставке.
-Алла, ну это же ..шокирующе..
- А меня не меньше шокирует и "приставка " к фамилии,и это изображение узбека в манере древнерусских изографов. Вполне согласна с отпрыском аристократического семейства Сомовым в оценке "творчества"весьма неадекватного субъекта.
- В ту пору, когда церковь была преследуемой, это было так неординарно..
- В ту пору моя родственница, монахиня, еле выжила на Беломорканале. Вряд ли она сочла бы это изображение достойным вкладом в защиту веры, скорее, сочла бы святотатством,Кроме того, невозможно отрицать очевидный факт: мы имеем дело с резким диссонансом содержания и формы. Содержание -мальчик - узбек, из Союза нерушимого, а форма - присвоенные и изувеченные приёмы древнерусских изографов. Как Рублёв и Дионисий - не получается, так сляпаем, как можем, пусть мальчик выглядит как..святой..Водкин что - то нужное, необходимое решил нам поведать? Присвоил готовое, без особых размыщлений - и всё!
                ***
Конференция в областном музее. Та же тема, о том же самом..Петров - Водкин - не одинок. Крупные музеи приобретают его последователя: застылые ряды трактористов, лаборантов, текстильщиц - те же избитые приёмы. Перебитые напрочь. Но ещё не лежат. Защитники поднимают и пытаются поставить , удержать в ряду новоявленных "шедевров".
-Алла, не трогай ..- раздаётся глас маститого творца.
- Я и не трогаю именно его, а пытаюсь обнажить корни этого "принципа". чтобы закончить с этой ..банальностью.
-Но что такого? Всего лишь подражание - раздаётся тихий подголосок.
-Подражание плюс соцзаказ. Подражание возникает в результате творческого бессилия, и, чтобы избежать бесплодия, "усыновляются " чужие формальные приёмы.Быть - самим собой - не получается.
Если так дальше пойдёт, разразится эпидемия "усыновления", придёшь в музей, а там..
Со стен смотрят пейзажи по- китайски, гравюры по - японски, вечеринки по - голландски..ба, у Босха прихватили..Скучно. Вот так ЛИЦО и теряется.
Художественные музеи предназначены для мастеров. У них содержание и форма органичны и БЕЗконфликтны.
Мощный Эффект Адекватности.