Книга

Белла Раффи
Дорогие мои читатели. Этот рассказ,  как и «Нищий», «Метель», «Возвращение» и "Юлия", является главой из моей, еще не дописанной книги. Буду очень рада узнать ваше мнение о данном произведении. С уважением. Белла.




***

Этим утром никто из сельчан  не выходил из дома. Стояла необычная тишина. Казалось, даже, животные притихли. В полдень раздался взрыв. Роза только перекрестилась и тихонько заплакала. А что она могла сделать? Что могли сделать другие. Разве их кто-то спросил?

Именем Советской Власти теперь вершатся все дела. А эта самая Советская Власть постановила – Бога нет! А значить, не быть их церквушке. Небольшая церковь стояла здесь сотни лет, а сегодня в полдень ее взорвали.

Пайлак с утра ушел в школу, хотя сегодня  выходной, но он  говорит, что у директора выходных не бывает. Дети Анжелика и Радик  в городе у родственников.

Роза уже домывала пол, когда появился Пайлак. Только взглянув на мужа, Роза поняла, что что-то случилось. За пятнадцать лет совместной жизни, она научилась понимать его без слов. Пайлак вошел в дом, обошел все комнаты, убедившись, что они одни, он закрыл дверь и велел Розе сесть. 

- Церковь взорвали – как всегда сухо сказал он. Всю взрывчаткой обложили и молодым солдатикам велели подорвать. А они ни в какую. Капитан орал, грозился по трибунал отдать, а они стоят как каменные и не двигаются. Тогда капитан сам  за рычаг взялся. Так в него при взрыве обломок угодил и насмерть пришиб.

Роза перекрестилась. В доме стояла звеняща тишина. Слышно было только тиканье часов.

Пайлак немного помолчал, а потом продолжил:

- Я до последнего надеялся, что приказ отменят, или церковь выдержит, не возьмет ее взрывчатка. Ведь сколько землетрясений перенесла, а тут не выдержала, руины одни остались. Я стоял далеко, да они нас близко и не подпустили, все солдатами оцепили. После взрыва смотрю, прямо у моих ног, книга лежит. Старая такая, потрепанная. А на обложке крест. Ну, я понял, что ее волной выбросило. Вот принес.  – И достал из-за пазухи книгу.

Роза взяла книгу, полистала ее, но ничего из написанного не поняла, написано было на древнем языке.

- Ты ее спрячь,  пусть лежит в доме, но никому ни слова. Знаю я вас баб, начнешь болтать, а меня коммунисты за несознательность в лагеря заберут, или сразу расстреляют.

Роза промолчала, она давно поняла, что спорить с мужем бесполезно. Он всегда остается при своем мнении. А ее мнение для него никогда, ничего не значило.

Книгу она убрала в «темную» комнату, накормила мужа и занялась хозяйством.

Однажды утром Роза  проводила Пайлака  и только села завтракать, как услышала, что ее зовут. Во дворе она увидела Тамару.

- Привет, Тома, заходи – пригласила Роза. – Ты что такая взъерошенная?

- Пришла к тебе за помощью, - ответила соседка. Ты знаешь, что у меня Ник болеет.

Ник это сын Томы. Мальчику пятнадцать лет, последние пять из которых он не встает с постели. Врачей приглашали даже из города. Все без толку.  Они поставили диагноз, выписали лекарства, а мальчику делается все хуже.

- Чем я могу тебе помочь?- удивилась Роза.

- Мне сон сегодня приснился. Всадник на белом коне, в белой одежде и с нимбом на голове привел меня к тебе в дом и велел поставить свечи и помолиться  о здоровье Никуши у книги, которая здесь хранится.

Роза точно знала, что ни единой душе не рассказывала о книге, поэтому сразу поняла, что сон Томе приснился вещий. Но так же она знала, что Пайлак убьёт ее, если узнает, что она рассказала кому нибудь о книге.

Пока она размышляла, Тома упала на колени   и завыла как раненное животное:

- Помоги мне, я уже не знаю, что делать. Мой сын умирает.

- Тише, тише  - зашептала Роза. Пойдем скорее, пока мужа нет дома. Только обещай мне, что никому ни слова!

- Клянусь – с жаром ответила Томара.

Женщины пошли в темную комнату.

Роза бережно достала с полки книгу. Тома достала принесенные с собой свечи, зажгла их и с благодарностью посмотрела на Розу.

Лицо соседки почему-то посерело. Тома решила, что это от света свечей, но, проследив за взглядом Розы, она вскрикнула. На пороге комнаты стоял Пайлак.

Он молча взял Тому за руку и, в прямом смысле этого слова, «вышвырнул» ее за дверь. Роза не могла ни пошевелиться, ни сказать что нибудь. Пайлак вернулся в комнату. Взял книгу, отдал ее Розе и сказал:

- Пошла вон из моего дома. Мне не нужна жена, которая хочет погубить меня. Чтобы духу твоего здесь не было.

Он говорил спокойно, тихо, но у Розы по телу пошли мурашки от тона каким это было сказано, но самым страшным были его глаза. В них были только пустота, холод и ненависть. Роза поняла, что объяснять, что-то бесполезно.

На негнущихся ногах она вышла из дому. В голове не было ни одной мысли.  Она побрела по деревне, не видя и не слыша ничего вокруг.   Постепенно мысли стали возвращаться. Муж часто сердился на нее и выставлял из дома, но потом, успокоившись, пускал обратно. В этот раз он, конечно, сильно взбешён, но все же когда нибудь успокоится. Следующий вопрос, куда девать книгу? Роза подумала и пошла к свекрови. Ашхен выслушала невестку и оставила  книгу у себя. Роза просидела у нее до вечера, а вечером пошла домой.

То, что она увидела дома, ее очень удивило? А увидела она вот что. На тахте, в комнате лежал Пайлак. Сначала ей показалось, что он спит. Но очень уж он неправдоподобно вытянулся.

- Пайлак ты спишь? – спросила Роза. Он даже не шелохнулся.

Роза подошла поближе и вздрогнула. В какую-то минуту ей показалось, что он мертв. Она положила ладонь мужу на лоб и облегченно вздохнула. Лоб был теплым. Пайлак дышал.

Несколько дней он не приходил в себя. Сначала Роза пыталась разбудить его, потом побежала за Ашхен. Свекровь сделала только хуже. Она плакала, причитала, собрала всех соседей. В общем, в доме бесконечно ходили люди, давали советы, успокаивали мать. Роза очень устала от этой бестолковой суеты.
Наконец Сурен  привез врача из города, т.к. местный врач только развел руками и сказал, что ничего не понимает, и помочь ничем не может.

Светило из города долго обследовало больного и вынесло заключение:

- На Вашего мужа напала неизвестная медицине хворь – сказал он Розе после нескольких часов обследования. -    Советую Вам подождать, может он сам очнется. А Вы возьмите ватку и капайте ему в рот воды.

Сделав сие заявление, доктор уехал.

Прошло три дня. Пайлак продолжал лежать как «истукан». Днем в доме толпился народ, а ночью все расходились по домам. Роза сидела около мужа и послушно капала ему в рот воду каждый час.

На третью ночь она не выдержала и уснула прямо на стуле возле тахты. Проснулась Роза от того,  что ее кто-то зовет. Пайлак шевелил одними губами:

- Верни книгу на место.

- Господи, ты очнулся? Как ты нас напугал! – запричитала Роза.

- Верни книгу на место – повторил Пайлак.

Роза вскочила и со всех ног бросилась к свекрови. Не прошло и четверти часа, как она влетела в дом, держа в руках книгу. Пайлак сел, посмотрел на нее испуганными глазами и сказал:

- Меня никто и никогда так не мучил, как там. Он сказал: «Верни книгу на место или я камня на камне от твоего дома не оставлю»

- Кто он? О ком ты говоришь?

- Не знаю.  Всадник на белом коне, в белой одежде и с нимбом на голове.

Никогда больше Пайлак ни заговорил об этой истории. Он, как истинный физик, уверял всех, что не верит в Бога. В церковь не ходил. Но книгу больше не трогал.



* Картинка из интернета. Спасибо автору:)