Фигуры. не для сцены

Бегун Игорь
Треугольник

Загорается свет – появляются тени, калейдоскопически мелькающие по стенам и потолку. Свет пропадает – появляется шуршание и тихий шепот. Несколько раз свет гаснет. Тени исчезают.
Герой уходит за сцену возвращается с листком бумаги и несколькими карандашами. Неспешно садиться за стол. Поворачивается в зал, обводит взглядом.

- Добрый вечер. Вы не могли бы мне помочь? Мне нужно навести порядок или хотя бы его иллюзию. Я Вам вряд ли смогу, а вот вы мне можете. Сделаем так – я буду говорить, долго, а вы – слушать, затем сюда и пришли. Будь я один, не стал бы подбирать слов и продумывать мысли. А так мне необходимо формулировать лучше, быть может, ваше присутствие даже имеет смысл.

Начинает что-то писать.
Немного задумывается.

Здесь должна была быть женщина. Но она не пришла. Вы наверняка знаете, что это эротическая пьеса, но вышла неурядица.
Я могу пригласить любую из вас, но мне неохота. Будем без женщины. Я вот от нее устал, и вас она утомит очень быстро. Она дискредитирует любую сложную мысль, редуцируя ее до примитивной, вынуждая придумывать очень долгие и путанные объяснения, вплоть до того, что я сам перестаю понимать, о чем говорю. В конце концов  выхожу из себя и прошу ее замолчать. Поэтому присутствует она или нет – ничего не меняет. Ну разве что мужчинам хотелось  бы видеть красивую девушку на сцене.

Что рисует (или пишет).

Вот. Это схематическая женщина. Так как и настоящей здесь место молчать, то  разницы нет. Я плохо рисую, поэтому ограничусь этим туалетным женским треугольником.

Уходит и приносит чашку горячего кофе. Ставит на стол, возле листика с треугольником. Листик сгибает пополам и ставит так, чтобы было видно зрителям.

Моя дама любит горький кофе, вот такой.
А я люблю кофе с сахаром и сливками.
А еще очень любит гвоздики.

Добавляет сливки, сахар и пьет кофе.

К сожалению, есть только роза.

Достает из петлицы розу и небрежно бросает на листок. Листок падает, сухая роза рассыпается по столику.

Изначально предполагалось, что спектакль будет состоять из любви, ссор и упреков, прочих неприятностей отношений. Но поскольку никаких отношений на самом деле ни у кого не существовало, да и существовать не может, то и говорить об этом не стоит.
Кстати, дамы и господа, вас также вполне спокойно можно заменить туалетными треугольниками, спектакль от этого не пострадает. Я вполне это допускаю. А вот без меня не выйдет.
 
Делает большой глоток кофе и ошпаривается.

Вам наверняка интересно, кто эти тени, появившиеся в начале спектакля? Эти фигуры означают людей, гуляющих на задворках моей памяти. Я не помню, кто они и зачем, но они зачем-то ходят. А вообще это так, для театральной атмосферы. Ведь должен быть элемент шоу, а треугольниками этого не добьешься, не так ли?

Берет пачку листов, на которых напечатан какой-то текст. Делает несколько самолетиков и пускает в зал.

Это мои мысли. Можете почитать. А можете не читать, все равно узнаете. Так что вы все в некоторой степени обречены.

Сначала расскажу вам, почему не пришла женщина. Достает несколько листов, рисует мужские треугольники, расставляет по столу.

Это трое моих приятелей, с которыми мы каждую пятницу вечером играем в покер. Бывает, подолгу засиживаемся. При этом, любим немного выпить и поговорить, но все же больше увлечены игрой, ведь она поглощает.
Позапрошлым вечером, ближе к полуночи, она позвонила мне и сказала, что сломала туфель.

Загибает уголок женского треугольника, листик падает.

Кокетливо предложила встретить. Я доиграл партию, рассчитался за выпивку, и вызвал такси. Когда я приехал, оказалось, что она соврала. На самом деле, был день рождения ее подруги. Настолько малоинтересной, что и треугольник для нее рисовать не стоит. Там было общество женщин в компании мужей, и моя спутница ощущала психологический дискомфорт, будучи без спутника. Зная мою страсть к карточной игре, решила меня выманить, апелировав к своей беспомощности.

Поднимает треугольник, отгибает нижний уголок, загибает верхний, и ставит обратно.

Вполне объяснимый ход. Игра показалось мне забавной.
Мы посидели, а когда все стали расходится, уехали. Я заехал к ней, мы еще выпили вина. Разговор, подогретый вином и флиртом незаметно переместился в спальню. 

 Из зала раздается  крик
Это моя жена!
и выскакивает яростный мужчина, с кулаками несется к сцене.

Другие зрители хватают ревнивца, слегка потрепав, выпроваживают его из зала и закрывают двери на ключ.

Продолжайте, пожалуйста
– просьба зрителей.

Немного испуганно
Так вот. Когда мы немного остыли, я ощутил дискомфорт. Просто мне было не о чем с ней разговаривать, а потребность флиртовать после секса отсутствует, поэтому решил уехать. Сославшись на то, что рано вставать, оделся и ушел.
На что она всерьез обиделась, решив, что я решил вернуться к друзьям, что предпочел ей карточную игру.
После этого она отказалась играть со мной в спектакле. К тому же, как теперь выяснилось, у нее дикий и ревнивый муж.

Слышен запах гари. Из-под двери просачивается дым.

Думаю, теперь все совершенно запуталось. Нужно вычеркнуть лишнее.

Поджигает листок с треугольником и выбрасывает его.
Листок падает на занавес, тот резко вспыхивает.
В это время дым заполнил помещение, горит дверь (дело рук злобного супруга), объята пламенем сцена. Актер исчезает в клубе дыма, падает тлеющий занавес.
Зрители хаотично мечутся в панике – не могут найти ключ.
 




Круг

На сцене нарисован мелом большой круг. Сверху висит рупор. Герой сидит на стуле в центре круга. Рядом шкафчик, на его полках книги, фотографии, коробки, игрушки и разная мелочь. Рот главного (и единственного) героя заклеен скотчем в несколько слоев.
Зрители приветствуют его аплодисментами.
Герой неумело раскланивается и садится на место.

Голос из рупора.

Добрый вечер, многоуважаемая публика. Сегодня вашему вниманию предлагается гладиаторский бой.
Правила таковы – если мужчина, который сидит на стуле, сможет выйти за пределы круга – он победил, и получит право говорить и приз, если нет – можете расходиться, он не стоил внимания.
Я буду его противником, союзником и судьей одновременно.
Вам выпала честь наблюдать это все. Еще раз приветствую и желаю хорошего вечера!

Человек на стуле встает, снова кланяется и садится обратно.
Берет в руки книгу. Тайком поглядывает на границы круга, пытаясь незаметно переставить стул. На лице вороватая хитрость.

Нет милый друг, так не пойдет. Это ведь бой, а ты хочешь дезертировать. За это я тебе еще и руки к ногам привяжу, чтоб не повадно было.

Мужчина виновато улыбается, двигает стул обратно и замирает в ожидании.

Ты хочешь уйти отсюда?

Кивает.

Но ведь только тут ты в фокусе, в центре внимания. Кому ты нужен за пределами круга?

Мужчина растерян.

Так-то лучше. И вообще: будь смелей – это раз, думай хоть немного – это два. Мы с тобой в равном положении – ты не можешь мне ответить, а я не могу тебя ударить. Бежать, не разобравшись, тебе точно не зачем.

М. берет мягкого мишку с полки и начинает играть. Садит медведя перед книгой. Встает, и обходит сцену в пределах круга, осматривая границы. За ним следит луч прожектора.
Возвращается на место.

Задача ясна? Отлично. Думаю, тебе стоит отдохнуть.

Из пола ближе к краю круга поднимается кровать. Она застелена, на одеяле лежит полосатая пижама.
Ложись спать. Я выключу свет, чтобы ты мог переодеться. Пока ты вздремнешь, я развлеку зрителей, чтобы они не скучали.

Мужчина подходит к кровати, гаснет свет. Слышен шорох одежды.
Внезапно грохот барабанов, вспыхивают все прожектора, громко играет танцевальная музыка.
Мужчина падает, запутавшись в пижамных брюках, опрокидывает кровать.

Ха! Смотрите, вот шрам, которого он стесняется! Видите? Результат неудачной операции по удалению аппендицита. За то какой теперь набор комплексов: в бассейн не пойдешь, на пляж тоже.
Голый человек беззащитен, особенно когда не любит свое тело.
Вы посмотрите на него! Убогое зрелище, фу.

М. забился за кровать и осторожно выглядывает оттуда, как мелкий грызун.

До конца тут будешь сидеть?! Это всего лишь шрам. За что себя так ненавидеть? Покажи его всем.

М. окончательно спрятался за кровать.

Ладно, одевайся. Ты еще не готов.

М. одевает полосатую пижаму. Она ему слишком мала, поэтому выглядит смешно, словно  детская вещь, одетая взрослым. Идет к зеркалу, неуклюже переставляя ноги в тесных брюках.
Кровать позади М. с треском провалилась под сцену.

Ты похож на идиота. Да, покрутись перед зеркалом. Убедился? Это мой тебе подарок. Эта детская пижама проявляет твой характер. Для тех, кто в зале, весьма забавно.

М. оглядывается, его одежда вместе с кроватью провалилась под сцену. Обижено садиться на стульчик, берет бутылку вина, с трудом открывает. Наливает полный стакан, засовывает трубочку в дырку между полосами скотча, с громким бульканьем и хрюканьем высасывает содержимое.
Быстро, обливаясь, наливает еще стакан..

Стой! Ты решил напиться для смелости? Так не пойдет. Вино тебе не помощник. Если продолжишь, выдам им все твои секреты.

М. ставит бутылку на место и вытирается коротким рукавом пижамы.

Посмотри в зал. Там ведь человек семьдесят, не меньше. И от них зависит твоя жизнь. Вместо аплодисментов у нас голосование, как в Колизее. Если поднимут палец вверх – ты свободен, если вниз – ты проиграл.

Загорается свет в зрительном зале. Зрители зажмуривают отвыкшие от света глаза.
 

Взгляни на эти лица? Думаешь, они отпустят тебя?

М. ходит по кругу, вглядываясь в лица зрителей. Особого одобрения или сочувствия на них нет. Эмоционально жестикулирует, пытаясь вызвать зрительские симпатии, но безрезультатно, людей раздражает свет.

Ну ладно, иди ко мне. Можешь погрустить. Видишь, кроме меня, ты никому не нужен. Давай попробуем вызвать их симпатии вместе.

Дорогие гости! Хотя вы уже судьи, а не гости.
Этот человек спас собаку, которая тонула в холодной воде. Почти щенка. Правда, утонуть он сам не рисковал (это был ручей), но заболеть очень даже мог. Достойный поступок, не так ли?

М. улыбнулся как школьник, которого похвалили.

А еще он старается не врать. Правда плохо выходит, но ведь намерение благородное, не так ли? И у него, кроме всего прочего…

В зале начинают шуметь.

У него, сегодня тяжелый рабочий день. И кроме того, он не актер. Он шофер, которого я уговорил принять участие в спектакле за солидное вознаграждение. То есть он актер, но одноразового использования. Как и все предыдущие. Я с месяц изучал его биографию, привычки, распорядок дня.
В кино ходит. С девушками. Живет со старыми родителями, покупает им еду. Читает по выходным детективы.

Растерянный М. в пижаме слушает настороженно.

Он очень любит природу, выезжает в теплое время на своей машине за город. И выращивает дома пальму.
Вполне нормальный человек.
Но рот тебе все равно оставим заклеенным, а то начнешь говорить всякие глупости.
Кстати, все, кого ты знаешь, сидят на балконе и смотрят на тебя.

Зажигается боковой свет. На балконах сидит семья, коллеги и соседи.  Все с любопытством смотрят вниз, перегибаясь через перила. Некоторые машут рукой.

Неожиданно, не так ли?
Это мой сюрприз.
Как на детском утреннике, где ты играл волка.
Так что встань на стульчик и спой песню, или расскажи стихотворение. На твой вкус.

М. озирается вокруг. Неуверенно забирается на стул. У стула отламывается ножка и М. падает на пол. Катается от боли, ударив локоть.
Зал смеется.
Из рупора приглушенные инструкции работникам театра.
Это стул для висельников. Чтобы помочь им сделать правильный выбор в петле. А в этом спектакле он что делает? Тут его быть не должно!

Ладно, не надо. Ты и так нас позабавил.
Хотя вообще-то, ты уже просто надоел. Хватит.
Не хватает в тебе огонька.

Давайте вынесем вердикт. Что с ним делать?
Я голосую за то, чтобы отпустить. Он неплохой, хотя и не очень интересный парень. Но тут ему делать нечего.

Зрители спорят друг с другом.
Большинство зрителей поднимают руки вверх.

Хорошо. Мнение большинства учтено.
Ты свободен, можешь идти.
В качестве приза за выступление и победу мы дарим тебе новый автомобиль.
Твои вещи и документы в гардеробе, можешь их забрать.

С потолка падают ключи и номерок.

М. начинает делать нелепые движения. Кривляется и машет руками. Разбрасывает все вещи с полок. Снимает пижамную рубашку, перечеркивает шрам черным фломастером. Прыгает по кругу, с задором занося ногу, дразнясь, что переступит круг и убежит. Сдирает скотч со рта, но не разговаривает, а берет стакан вина, но не пьет, а булькает, обливается вином и катается по сцене.

Громкоговоритель злобно шипит, кашляет и захлебывается.

Зрители встают. Несколько молодых людей с букетами подходят к сцене, забрасывают М. цветами. Все уходят.


Цветок

На сцену выходит двое – актер и конферансье. Актер кланяется, закуривает сигару, закидывает ногу на ногу и садится в кресло.

Конферансье: Здравствуйте, глубокоуважаемые зрители. Сегодня мы удовлетворим желания каждого. Наш лучший актер сыграет то, что вы сами захотите.
Итак, начинаем!

Официанты разносят бокалы с шампанским, раздают зрителям листочки и карандаши.

Дамы и господа! Напишите свои желания, и они будут исполнены на сцене. После чего бросьте их вот в эту шляпу, чтобы мы могли сыграть их, не нарушив анонимности.

Официанты доливают гостям шампанского и собирают бумажки в шляпу. Один поднимается на сцену и отдает шляпу актеру.

А. небрежно берет ее, сбрасывает туда пепел сигары.

Дорогие мои, я знаю, чего вы хотите. Вы все хотите приятных волнений. Или немного философии? Может трагичности?
Поверьте, я уж точно знаю, что вам нужно. Доставлю вам удовольствий!
Здесь нельзя курить. Поэтому сейчас…

Срабатывает сигнализация и пожарный душ поливает зал. Мокрые мужские костюмы теряют товарный вид. У женщин течет тушь, теряют форму прически. В зале ропот. Но зрители считают это частью шоу.

Итак, вы уже не хозяева положения. И правильно, это не кабак. Еще немного дискомфорта, и вы будете готовы воспринимать спектакль.

С этими словами достает пульт от кондиционера и включает охлаждение.

Замерзшие зрители пытаются греться шампанским. Женщины пытаются укрыться пиджаками своих спутников.

Это вы зря, мои дорогие. В шампанском изрядная доля слабительного. Я вот предпочитаю виски.

Делает глоток и продолжает.

Для восприятия искусства требуется дискомфорт. Это не ужин в ресторане, и даже не поход в кино. Требуется активизация ваших способностей, чему способствует прохладный душ.

Злобно улыбается, отхлебывает виски. Выключает кондиционер.
Достает несколько записок зрителей. Читает, комкает и выбрасывает.

Какая чушь! Можно было и пооригинальней придумать.

Достает из-за спинки кресла кактус и начинает что-то ему шептать.

Да, так вот он, наш спектакль. Это мой кактус, Тони. Мой единственный друг.
Он очень восприимчив. Если в зале зрители будут едины, если атмосфера будет благоприятной, он расцветет.

Ставит кактус на журнальный столик, выкатывает его в центр. Встает на подмостки, достает дирижерскую палочку.

Итак, ваша задача. Взмах вверх – вы радостны, в восторге. Взмах вниз – вселенская печаль. Вправо – абсолютно безмятежны и равнодушны, а влево – жуткий страх. И все это нужно сделать синхронно. Вы испытываете эти эмоции каждый день. Разница в том, что сегодня будете чувствовать по моей команде.
Это очень просто – выберите четыре мысли, по одной на состояние. И когда я буду дирижировать, сконцентрируйтесь.

Берет пульт от кондиционера в одну руку, палочку в другую.
Одной рукой делает взмах палочкой вверх, другой включает на кондиционере горячий воздух. Спустя несколько минут всем тепло и радостно.

Отлично!
Теперь печаль. Погрустите, господа!

Включает холодный воздух и делает взмах вниз.

Слабенько! Повторим, только похолоднее сделаю, чтоб вам легче было.


Теперь уже лучше.
Давайте сами. Без кондиционера. Вы вполне способны на это.
От вас нужны лишь примитивные эмоции.

Взмахивает влево.
Безрезультатно.
Приходит в ярость.

Черт возьми, это так просто! Я вам сейчас помогу.

Достает пистолет и наугад стреляет. Попадает в женщину.
Она вскрикивает и падает, захлебнувшись в крови.

Повторяем. Снова влево.
О, вот теперь гораздо лучше.

Давайте попробуем радость.
Радость, что я пристрелил ее, а не кого-либо из вас.

Взмах вверх.

В воздухе эйфория. Зрители действительно в радости.
Кактус выпускает лепестки.

А теперь самое сложное – равнодушие. Вам должно быть на нее плевать.
Какое до нее дело?

Взмах вправо.

Пустые лица в зрительном зале. Довольный актер смотрит на кактус, на котором уже несколько мелких цветов.

Ура! Смотрите, у вас вышло. Молодцы. Вы не безнадежны.

Повторим печаль.

Взмах вниз.
Цветы кактуса стали фиолетовыми.

А сейчас мы закончим первый акт, вы уже достаточно дрессированы.
Для финала нужен доброволец. Девушка, не скромничайте.
Вы, кажется, плохо старались.
И тот прискорбный факт, что вы дочь убитой, не имеет к этому никакого отношения. Просто вы чувственно фригидны, но я помогу.

Девушка неволей спускается на сцену, не без опаски поглядывая по сторонам. На ней платье, в потных руках театральная сумочка.

Поклонитесь зрителям, будьте любезны.

Актер, пользуясь моментом, хватает кактус, резко задирает платье девушки и засовывает кактус ей в зад.

Проходит по кругу, энергично хлопая хохочущим зрителям.
Уходит.
Занавес одеялом падает на плачущую девушку.