Народный календарь, 4 - 10 июля

Александр Мишутин
   
  6 ИЮЛЯ. АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА.

  Вечером, перед Аграфеной, девушки некоторых поселений России собирались «толкли в ступе ячмень», чтобы рано утром сварить из этого ячменя «обетную» кашу. Есть эту кашу будут после бани, как и все на Руси в этот день.
Рано утром, когда трава еще в  росе, шли собирать травы для лечения. Рано же утром парились в банях. Для исцеления от болезней и в надежде помолодеть. Хитрецы преклонного возраста парились вениками из «лютых кореньев», да еще банную печь топили жгучей крапивой, а не соломой. В такой же бане парили больных и хворых людей.

  После бани на «обетную» кашу сзывались почетные, уважаемые старики и старушки. Во многих областях России в этот день варили еще и «мирскую кашу». Чем отлича¬лась «обетная» каша от «мирской»? «Обетная» (обрядовая каша) варилась из общей (вскладчину) крупы для всех «пащиков». «Мирская» каша готовилась для нищих и убогих зажиточными людьми. «Мирская» каша — это благотворительная каша. Многосострадательные люди сами носили эту «мирскую» кашу в дома бедных и даже в тюрьмы.
После бани и каши ходили купаться в реки и водоёмы: пели пени, играли, пировали.

  Крестьяне в этот день заготавливали банные веники на целый год, удачно сочетая открытие купально¬го сезона с делом. Веники заготавливали из берёзы. Но иногда из разных пород деревьев: ольхи, ивы, липы, рябины, калины, черёмухи — по одной-две веточки в веник. Да ещё ввяжут в него разные цветы: попариться таким веником — чистое наслаждение.
 Подтыкали жгучую крапиву под  окна — от ведьм. Девушки в лучших нарядах ходили по домам и просили: «Умойте!», то есть одарите чем-нибудь; выкатывали передок телеги (два передних колеса от телеги, соединенные осью), садились на ось, впрягались в оглобли и с песнями носились по селу, а к вечеру выезжали в поле и умывались для здоровья первой вечерней росой.
  Наступала ночь. Ночь накануне  Ивана Купалы.

    7 ИЮЛЯ. ИВАН КУПАЛА. ИВАНОВ ДЕНЬ.
  «Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах кладов» (С.В. Максимов). Самые отважные охотятся за цветком папоротника, который «цветет только в Иванову ночь, точнее, в самую полночь под Иванов день» (А.А. Коринфский).
  Ведьмы в эту ночь садятся на помела и слетаются на Лысую гору (под Киевом) на шабаш.
  Жуткая ночь!

  А потому старались не спать: молодёжь гуляла, гадала, старики, добыв «чистый» (трением дерева о дерево) огонь, зажигали от него костёр, вели беседы у костров, попивая винцо; старушки сжигали одежду больных детей в «чистом» огне.
  Через костры «чистого» огня прогоняли скот, чтобы не болел; прыгали сами — порознь и вместе.
  Ждали рассвета.
  Утром «купались» в росе, а затем и в реке. Женщины собирали утренние купальские росы чистой скатерью, отжимали росу в сосуды и хранили эту влагу «от болестей».
  Кто не успел наломать берёзовых веников для бани на Аграфену, делал это сегодня.
  Баня, купание в реках и росе имели неожиданный вариант днем на Купалу. Деревенские парни, обрядившись в старые грязные одежды, отправлялись с вёдрами и Кувшинами на реку. Набирали самой мутной грязной воды или грязи, возвращались в деревню и обливали всех встречных и поперечных. Те в отместку делали то же самое, и начиналась цепная реакция шалостей. Заканчивалось все общим купанием в реке в одежде.
  Наступал вечер, и вновь на межах полей, на холмах и берегах рек зажигались купальские огни. Девушки и парни бросали венки в воду: гадали. Обматывали колёса, зажигали их и пускали под гору к реке. «Колесо с горы — солнце на зиму, а лето на жары», прощай, Иванов день, прощай, весна! Да и лето под уклон пошло...


  8 ИЮЛЯ. ПЁТР И ФЕВРОНИЯ.
  Легенда, ставшая основой «Повести о Петре и Февронии Муромских», рассказывала о силе и красоте любви крестьянской девушки Февронии к муромскому князю Петру. Несмотря на козни окружающих, они остались верны своей любви. Разлученные, они умерли в один день; положенные в гроб в разных местах, они чудесным образом оказались в одном гробу. Там их и похоронили. С тех пор они стали символом верной, сильной, красивой любви.
  День Петра и Февронии считается счастливым для любви.
  Крестьяне замечали: если в этот день жарко, то будет еще 40 жарких летних дней.


  9 ИЮЛЯ. ДАВИД-ЗЕМЛЯНИЧНИК.
   Земляника девок в лес зовет. По народному поверью, если хочешь занять деньги, положи листья земляники в карман и иди занимать — отказа не будет.


  10 ИЮЛЯ. САМСОН-СЕНОГНОЙ.
  Подошла сенокосная пора. И дожди только затягивают эту работу и крестьянин мирится с этим. Трудно ему смириться с дождем в этот день: «на Самсона дождь — до бабьего лета мокро». Очень нежелательный дождь! 

 
  Я поздравляю именинников недели.
4 июля: Терентий, Юлиан, Юлий
5 июля. Евсей, Ульяна.
6 июля. Артём, Герман, Леонтий, Святослав.
7 июля: Антон, Иван, Яков.
9 июля: Давыд, Денис, Иван.
10 июля: Георгий, Юрий, Егор, Григорий, Самсон.