Батоно Вано

Юра Полюсук
                Б   А   Т   О   Н   О            В   А   Н   О            


В  ночь на 7 июля 2012  в городе  Крымске , Краснодарского края произошло катастрофическое наводнение ,унесшее жизни около тысячи его жителей.Очень тяжело   и трудно было смотреть  по телевизору на репортажи с мест этих поистине трагических событий ,которые скорей всего напоминали сводки боевых действий               
1.        разгулявшейся стихии .Большая часть  города оказалась под водой. Уровень  воды во многих домах достигал до коньков крыш. Дома,сложенные из саманных кирпичей складывались как карточные домики,превращаяcь в грязную жижу. .Я едва мог узнавать улицы этого города,о котором у меня сохранились самые теплые воспоминания с тех времен,когда я был послан туда в свою первую в жизни командировку.Давно это было.Очень давно, почти полвека тому назад.Я тогда только окончил институт по специальности инженера путей сообшения и был принят на работу в Тбилисский институт по изысканиям и проектированию железных дорог.Отдел изысканий, в который я был  определен  ,занимал несколько комнат,однако   практически  они все пустовали  в то время .Оказалось,что  большинство сотрудников отдела находилось в длительных командировках.Они прокладывали трассы будущих железных дорог.Осталось лишь несколько сотрудников,которые занимались обработкой полевых материалов.На языке изыскателей это называлось осуществлять камеральную обработку.Именно они и  ввели меня в курс работы отдела, а также преподали мне некоторые азы моей будущей профессии.Я был очень им благодарен.Их советы понадобились мне уже на следующий день,когда я был вызван на беседу с начальником отдела.Я очень тогда волновался,рассматривая эту беседу как довольно важный для  себя экзамен.Откровенно говоря,я еще  и немного побаивался этого начальника.Очень уж необычное лицо у него было.Прежде всего поражали  его глаза.Маленькие,  быстро бегающие ,. они  буквально  пронзали тебя на сквозь.Брови же его,в отличии от глаз, были довольно большими  и .  лохматыми.Это придавало его взгляду очень недовольное выражение.Я слышал,что наличие таких бровей может говорить о некоторой склонности хозяина к  диктаторским замашкам. Наверное ,именно  поэтому , я так и побаивался  его взгляда.На протяжении всей   нашей беседы  лицо начальника не выражало абсолютно никаких эмоций.Невозможно было понять как он реагирует на мои ответы.,что меня очень беспокоило.. Только в конце  беседы  его лицо чуть изменилось.Оно попыталось изобразить   нечто вроде улыбки.Именно изобразить, потому что сделано это было только кончиками губ.Затем он  встал и вручил мне какую то бумагу
Это командировочное удостоверение,сказал он.
 Поедешь в командировку в город Крымск..Он находится в Кранодарском крае .Там работает наша изыскательская партия  во главе со старшим инженером Вано Сопадзе.Он тебя встретит на вокзале и  введет тебя в курс дела.А сейчас иди в билетную кассу оформлять командировочные документы.Очень я был ошарашен таким поворотом дела.Признаюсь,что я тогда очень возгордился и вырос в своих глазах.Некая эйфория у   меня  возникла тогда.В билетной же кассе меня  ждал еще один приятный сюрприз.Мне выписали  разовый бесплатный билет,дающий право на проезд    по железной дороге в  мягком вагоне.До сих пор мне еще не приходилось ездить в мягком вагоне.В таком вагоне обычно едут либо большие начальники,либо богатые люди.Получалось,что  и я тоже попал в такую компанию. Когда же мне выдали и командировочные деньги,то почувствовал себя и богатым,понятия не имея насколько это ''большие'' деньги.  В таком  вот радостном настроении я  и поехал  в свою первую командировку.Двухместное купе и очень уважительное отношение к себе  по высшему ,   обеспечило мне прекрасное настроение. Улегся с комфортом на мягком диване и стал мечтать.Вот приеду в Крымск, и первым делом окунусь в волны Черного Моря и вдоволь накупаюсь.Я тогда еще не знал,что название города Крымска имеет лишь  весьма косвенное отношению к Крыму.В 1858 году,когда на этом месте еще не было еще никакого поселения, силами пехотного полка,носящее имя Крымского, была построена крепость,которую решили тоже назвать Крымской.,а. затем  это название  перешло  и на  будущий город, который и   назвали Крымском.Что  же касается Черного Моря,в котором я собирался выкупаться немедленно после и приезда,то оно находится аж в сорока километрах от города.Это обстоятельство,однако нисколько  не умалило в моих глазах достоинств Крымска,который я тогда и полюбил.Как только я   по прибыл на станцию Крымская,то сразу стал искать Вано  Сопадзе,который обещал меня встретить здесь,  но которого я никогда еще не видел.Было, однако, на привокзальной площади очень жарко.Солнце так нещадно палило,что на привокзальной площади почти никого там не было видно.Многие укрылись в  здании вокзала,построенного. в старом добротном стилеТолько у выхода в город, я обнаружил группу людей,очень оживленно  переговаривающихся друг  с другом.Я и стал искать среди них ,человека ,прежде всего, с грузинской внешностью,но такого по моему мнению среди них не было.Подозрение вызвал  у меня лишь один высокий    человек,но он не совсем не походил на грузина.Ну совсем не походил,разве только уж  очень  температорной жестикуляцией,свойственной грузинам.Самое же главное, у него не было усов, основной гордости и силы грузин.На голове же его,вместо черных вьющихся волос, виднелись лишь скудные островки волос  неопределенного цвета.При малейшем дуновении ветерка эти остатки очень смешно топорщились,а   в сочетании с довольно  с выпуклыми, почти бесцветными глазами,придавали ему немного  странный ,почти, беззащитный вид.Я все же решил подойти к нему и  спросить  его грузински.
Батоно Вано?В буквальном переводе,  слово батоно    означает господин,но в обиходе это  очень уважительное обращение к собеседнику,сохранившееся еще с дореволюционного  времени. Да ,да , обрадовался  он ,а ты Юрий.?Как ты доехала? Спросил он с ужасным акцентом.Да так смешно,что приходилось очень сдерживаться,чтобы не рассмеяться и не обидеть человека значительно старше меня.В Грузии,как и в Израиле, не принято обращаться по отчеству.Гостиница  ,где проживала наша изыскательская партия,находилась не очень далеко от вокзала и мы скоро к ней подошли.Гостиница мне понравилась.Очень светлая и солнечная.На первом  этаже Вано   с гордостью мне показал биллиардную комнату.А ты знаешь как играть в биллиард? Я покачал головой. Ничего  научим!Всех изыскателей разместили  в  одной комнате,где предстояло жить и мне.Я познакомился  со всеми  сотрудниками  изыскательской партии,которые приняли меня очень тепло.В первую очередь Вано подвел меня к большому шкафу,где находились рабочие документы партии. Он решил начать вводить меня в курс дела. Вот здэс геодезические и пикетажные журналы.Таблицы нужные.А вот попка для бумаг.
Батоно Вано! Это называется папка,а не попка.-сказал изыскатель Лева Карибян.
Вай ме вай ме,страдальчески запричитал Вано.( вай ме буквально чтоб меня) Русский язык такая трудная,очень.У меня один знакомый женщина была.Наста звали.Хороший женщина,красивый женшина.Имя красивый тоже.А если сказать не Наста,то  это уже плохой погода будет.Не поймешь ничего,.научим,сказал тот же Лева, улыбаясь,повторяя любимое словечко Вано.
Когда же я стал обустраиваться,то из моей сумки выпал журнал, где  была изображена сцена из балета.Танцор держит балерину на вытянутых руках.Очень красиво держал.Вано же,эта картинка явно не понравилась.
Зачем ты эту  гадость принес сюда?
В чем дело?Удивился я.Это же искусство!
Какая искусствоТы что не видишь,что это не мужчина,а настоящий пидерас?
С чего вы взяли,это же так красиво!Настоящий мужчина не может так долго держать женщина и ничего не делать.На его лице прямо написано,что он голубой.Тьфу на такого.Он был очень искренен в своем негодовании.
Батоно Вано,вступил в беседу  Гиви,желая несколько разрядить  обстановку.
А сколько женщин должен иметь настоящий мужчина?
 Я адин анекдот.про это  знаю
Один американец  сказал ,что он имел столько женщин,сколько листьев на дереве.
Русский говорит,что нужно иметь столько женщин,сколько звезд. на небе..
А что говорит грузин?Крупа манка знаешь? Сэм мешков!Вот сколько женщин надо имет.
Ну и аппетит у тебя Вано!Очень ты жадный.Это самый норма.,отвечает Вано
А теперь собирайся,обратился  он ко мне.Пойдем сейчас город посмотреть,сказал Вано,одевая плащ . Зачем плащ одеваешь Вано?На улице жарко и дождя нет.
По времени года полагается плащ одеват.Если не одену его, люди  подумают,что у меня нет плащ.Стыдно будет.
Ну как  сам знаешь.

Я с удовольствием осмотрел краеведческий музей,остатки старой крепости и очень красивую пятиглавую церковь с двухстворчатой  узорной колокольней.Очень понравилась и небольшая речка Агадум,приток реки Кубань. Трудно было поверить,что такая речушка может принести столько бед этому городу спустя пол века.Когда же мы вернулись домой,то нас  уже ждал накрытый  в честь меня стол.Мы немного выпили и произнесли много хороших тостов.Очень мне понравился тост Вано.
Говорят,  так начал он ,что тот кто не поет и не любит песни,тот должен  жить не в доме,а в хлеву.Поднимем же наши бокалы за то,чтобы   мы чаще пели песни  за нашу дружбу.Сказал и сразу начал петь популярную грузинскую песню о черных ласточках.

Улетай черная ласточка
Последуй по  Алазанской долине
Весть мне доставь
О брате на войну ушедшем.
 Как только он начал петь,так ее сразу же ее подхватили все   присутствующие.Песня тотчас же зазвучало широко,напевно и красиво.Зазвучала  так, как это бывает только в знаменитом грузинском многоголосии.
Эта самая любимая песня Сталина,патетически воскликнул  Вано,очень уважительно поднимая вверх большой палец.А потом встал Гиви и произнес такой тост;
Восточная мудрость гласит,что каждый человек-это маленький огонек,небольшая лучина.Если же соберутся несколько человек,то  уже получится костер,тепло от которого может растопить даже самое ледяное сердце.Выпьем же  за то тепло,которое греет и будет греть   сердца нашего дружеского коллектива.После этого все пошли играть в биллиард.Первым  взял в руки кий Вано.Обстоятельно обмакнул его в мел,а   потом воинственно полупропел свою  любимую песенку:
Инчи петка,инчи петка таракан пошла в разведка.Это был его своеобразный вызов своим соперникам,приглашая их на сражение с ним.  Лева  улыбнулся  и спросил  довольно ехидным тоном:
Как ты думаешь,если Грузия соединится с Арменией,то как будет называться такая страна?
Что за глупости ты говоришь?Вознегодовал Вано.Это никогда не может быть.Ну а если только предположить?Пошел к черту.Захрума тебена тбилисском сленге отстань)
Надо сказать,что это был любимый прикол  пошутить над Вано.Основан он был на извечном антогонизме между армянами и грузинами.И это была довольно  таки болевая точка для Вано  и  к которой он относился  очень  серьезно.
Увидев,что Вано дошел до предельной кондиции,Лева говорит ему: Не злись,это же только шутка!   Я не люблю такая шутка.
Грузия никогда не соединится с Арменией , сказал Лева.Мы  просто хотели немножко пошутить.Если же  предположить такое,то такая страна может называться Джорджи  Армани
 А кто такая эта Джорджи?
.Это такой знаменитый в мире модельер.Он для женщин придумывает красивую одежду. Тут есть игра слов  Джорджи по английски,это Грузия,а Армани это Армения.Теперь понял какая  это шутка.?
Ну тебя к чорту,отмахнулся Вано.Не хочу такая шутка.
Пока  некоторые играли в биллиард,другие мне рассказали чем  занимается  здесь наша изыскательская партия.А занималась она прокладкой   будущей железнодорожной ветки Кр,ымская-Грушевая протяженностью в 22 километра.Проходит она в очень живописной местности и через лесные массивы, где приходилось прорубать просеки.Это было  и место ожесточенных боев с фашистами и ребята часто  находили   следы этих кровавых боев. Это и  мне предстояло увидеть на следующее утро,которое я уже ждал с нетерпением.
Мы уже собирались укладываться  спать,когда  в комнату вошел  Вано. На нем лица не было. Он был  явно чем  то очень взволнован.
В чем дело дорогой Вано?Что случилось?Он долго молчал ,потом подошел ко мне и как то очень многозначительно произнес:
Я всегда думал,что только такой умный народ,как евреи все могут обижать.Сегодня я узнал,что не только евреев обижают.
Кого обижают и кто?
Иди на улица и посмотри что там написано большая буквами.Очень не хорошие слова написаны.
Что же там написано?
Там написано УНИЧТОЖАЙТЕ  ГРУЗИНОВ!
Очень громкий хохот буквально заглушил эти слова.
В чем дело ?  Обиженно спрашивает Вано.
Мы тебе один умный вещь скажем,только ты не очень не обижайся, сказали мы едва сдерживая смех.
Ты плохо прочитал дорогой Вано! Там написано уничтожайте грызунов, а  совсем  не грузин
А кто такая   грызунов ?Cпросил Вано  недоуменно и отчаянно моргая глазами
Это  мышки такие,которые большой вред   приносят.
Клянусь мамой я не знал такое,произнес Вано страдальческим тоном и высоко поднимая вверх свои руки.Сделал  он это так, как это делают когда сдаются и признают свою вину.
Вот таким я и запомнил этого не совсем ординарного человека.Добродушного ,никого не обижающего и  хорошо расположенного о всем.Человека,с которым никогда не соскучишся.Пусть у него и  есть некоторые комплексы.Не беда.А у кого,скажите пожалуйста, их нет,да еще в наше то время!

: