Кампания 1942 года. Глава 62

Григорий Макаров 2
Глава 62.



    Отступив в междуречье рек Маглуша и Малая Истра, 78-я стрелковая дивизия оборонялась на 15-километровом фронте, прикрывая дальние подступы к городу Истра и две стратегические коммуникации - Волоколамское шоссе и Ржевскую железную дорогу. Левый фланг дивизии, служивший левым флангом и всей армии Рокоссовского, по-прежнему прикрывался лишь рекой, сюда ещё только подтягивалась из глубины обороны Рокоссовского 108-я стрелковая дивизия.

 Прошли времена, когда пунктуальные немцы ровно в 18 часов прекрашали воевать и садились ужинать. Теперь они непрерывно атаковали, не давая Рокоссовскому передышек ни днём, ни ночью.

 В ночь на 22 ноября немецкая пехота без выстрела просочилась между аванпостами 40-го стрелкового полка. Штаб полка располагался в деревне Холуяниха. Ночь была лунная. Сержант, стоящий в карауле возле орудия прикрывавшей штаб артбатареи, увидел, как от опушки леса в сторону деревни по снежной целине движется цепь немецких автоматчиков, за ней разворачивается вторая. Сержант поспешил донести об увиденном командиру батареи, тот, в свою очередь, разбудил командира полка. Когда от деревни до цепи автоматчиков осталось 400 метров, прогремел артиллерийский залп и со стороны деревни был открыт шквальный огонь из автоматического стрелкового оружия. Первая цепь немецких автоматчиков полностью полегла, вторая повернула обратно к лесу. Сибиряки бросились в погоню и взяли пленных. Пленные оказались пехотой 23-й пехотной дивизии. Прибытие на фронт свежей дивизии противника случается не каждый день, и в штабе дивизии Белобородова с большой тревогой ожидали утра 22 ноября.

 День 22 ноября прошёл относительно спокойно. Однако предчувствие штабистов не обмануло. В ночь на 23 ноября за линией фронта не смолкал гул танковых моторов.  23 ноября 5-я танковая дивизия, поддержанная пехотой 23-й пехотной дивизии, атаковала на узком участке фронта 40-й стрелковый полк, прорвала оборону 2-го батальона, расчленила 40-й полк и ворвалась в Холуяниху.

 - Веду бой в Холуянихе. Батарея смята противником. Мой КП окружён, - доложил по телефону в штаб дивизии, расположенный в Жилкино, на Волоколамском шоссе, командир полка.

 - Держитесь! Выручим! Дайте координаты целей для тяжёлой артиллерии.

  Вскоре все три дивизиона гаубичного артполка вели огонь по окрестностям Холуянихи. Тем временем танки противника обошли Холуяниху и вышли на Волоколамское шоссе. Здесь они разделились. Часть танков устремилась к полотну Ржевской железной дороги, другая часть покатила по шоссе, заходя в глубокий тыл к дивизии Белобородова. Комдив двинул в сторону прорыва батальон стрелков с артдивизионом, следом выехали сапёры с противотанковыми минами и приказом минировать Волоколамское шоссе. В довершение бед полковника Белобородова его правый сосед, полковник Чернышев, снова отступил, оголив правый фланг Белобородова.   

 - Что там у вас в Холуянихе? - позонил Белобородову  в Жилкино генерал Соколовский из штаба Западного фронта.
 - Плохо. Связь потеряна. Мой 40-й полк расчленён. Один бвтальон смят, два других окружены в лесу.
 - Сами справитесь?
 - Справимся.
 - Есть у вас связь с 18-й дивизией?
 - Связь есть, но контакт утерян. Танки 5-й танковой дивизии противника обтекают меня справа, наступая на Горки. Мотоциклиты противника замечены на берегу Маглуши. Вынужден загнуть правый фланг и вытянуть его по берегу Маглуши до реки Истра.

 Через некоторое время Соколовский перезвонил.

 - Направляем вам на помощь 146-ю танковую бригаду. Выделите батальон поддержки.

 Контратака 146-й танковой бригады лишь затормозила наступление противника, но этого оказалось достаточно батальону сибиряков капитана Романова, чтобы прорвать снаружи кольцо вокруг засевших в лесу батальонов 40-го полка и вывести их к своим. Подтянувшись к участку прорыва, полк подполковника Суханова занял позиции 40-го полка.

 Вечером генерал Соколовский вновь позвонил в штаб Белобородова.

 - Возьмите карту. Видите деревню Глинки в пяти километрах южнее города Истра? Там немецкие мотоциклисты и лёгкие танки. Немецкая тяжёлая артиллерия обстреливает город Истру. Теперь слушайте приказ командующего Западным фронтом. Немедленно перебросьте в тыл лучший стрелковый батальон с артиллерией, займите мотострелками Котерово, артиллерию разверните на высоте 208 и прикройте город Истру с юга.

 Батальон капитана Романова, сладко спавший после тяжёлого боя и сытного ужина, был поднят по тревоге, посажен в грузовики автобатальона и спустя полчаса уже двигался впереди артиллерийской автоколонны по Волоколамскому шоссе в сторону города Истры. Проследовав без остановки через спящий город, колонна повернула на юг, на звенигородскую дорогу.
На марш-бросок в Котерово и выгрузку ушёл час. К утру 24 ноября стрелки капитана Романова вступили в бой с аванпостами 252-й немецкой пехотной дивизии.