Очки за две тысячи рублей

Алексей Амбросьев
…Я люблю женщин. Не только в общепринятом для мужчин смысле — я, помимо прочего, люблю

их слушать. Давно замечено, что для нашей прекрасной половины нет ничего занимательнее,

чем интересный рассказ о них самих. Причем, в роли рассказчиков всенепременно должны

выступать сами героини. И если вы будете внимательным слушателем, и к концу

повествования вспомните основные сюжетные ходы и хотя бы некоторых главных персонажей,

то слава внимательного и обходительного мужчины вам обеспечена. После этого, смею

заверить, вы у этих женщин всегда будете желанным гостем, ибо отныне вас причислят к тем

немногим, которые умеют их слушать. В отличие от остальных, которым нужно только одно…

Среди этих подлинных образчиков устного народного творчества встречаются такие шедевры,

что по сравнению с ними голливудские сценарии кажутся убогими опусами несчастных

графоманов. Действительно, что может быть богаче и разнообразнее самой жизни –

витиеватые сюжеты, как правило, не выдуманы, а просто извлекаются из недр памяти и

пересказываются тебе. Именно тебе – поскольку, как мы уже отметили, ты и есть тот самый

обходительный мужчина и самый внимательный слушатель на свете…


*  *  *

- Алло!

- Семен, я не знаю, что делать, - голос на том конце телефонного провода взволнован.

- Что случилось?

- Ты представляешь, вчера была выпившей и пригласила Конникова из Питера…

- Кого пригласила?

- Толю Конникова из Питера! Такого здорового русского мужика…

- А это кто?

- Да, долгая история…

- А куда пригласила?

- Да жить к себе! В Якутск! В квартиру! Которая еще и не моя, а Ксюшина! Ты

представляешь, вчера всю ночь не спала… Не знаю даже, как ему отказать…

- Тоня, погоди… Ты дома?

- Да.

- Я сейчас!

Через пять минут я уже Антонины Петровны.      


*  *  *

…Сначала небольшое отступление. Новый год. Новый дом. Еще никто друг друга не знает, еще

не все коробки распакованы, поскольку жилье так называемое бюджетное и новоселов

встречают абсолютно голые стены и бетонные полы. Все радуются, что есть унитаз, ванна и

раковина на кухне, поскольку говорят, что в некоторых бюджетных домах и этого нет. Еще

никто не успел сделать ремонт, но встретить Новый год в новом доме хотелось абсолютно

всем – разве могут помешать такие мелочи как голые стены праздновать людям, чуть ли не

всю жизнь мечтавшим о собственной благоустроенной квартире?! Все новоселы – счастливы. И

их можно понять – они вселились не только в новый дом, но, самое главное, успели

заполучить заветную квартиру буквально перед началом – будь она неладна – мирового

кризиса, после которого стандарты бюджетного жилья в отдельно взятом Якутске радикально

изменились. Естественно, в сторону уменьшения вожделенной жилплощади…      

Итак, Новый год. Иду в магазин, который расположен в последнем подъезде нашего же дома.

Никогда раньше не задумывался над тем, насколько это, оказывается, удобно. В этой

относительно небольшой торговой точке есть все – от продуктов первой необходимости до

химии и всякой мелочевки на каждый день. Особенно мне понравился ассортимент винно-

водочных изделий, который не уступает супермаркетам, расположенным в центре города.

Справедливости ради стоит сказать, что в первые минуты знакомства с таким алкогольным

изобилием меня посетила совсем другая мысль – зачем в тихом спальном районе города

пьянка с доставкой на дом? Ладно бы было только пиво – тушить свой личный пожар по

утрам, но столько крепких напитков?! Однажды, ради интереса, я одной водки насчитал

около ста двадцати видов! А считал я следующим образом: водка, например, «Путинка»

объемом 0,7 литра – раз, та же водка объемом 0,5 литра – два, 0,25 – три. И вот уже если

не три вида, то, по крайней мере, три отдельных ценника получились. Были и вообще

уникальные экземпляры типа водки «Снежная королева» по два литра за две тысячи двести с

чем-то рублей! Видимо, кто-то покупал, раз хозяин завозил…

И вот стою у прилавка, сзади – веселый смех и громкий разговор женщин. Расплатившись,

выхожу из магазина.

- Молодой человек!

Оборачиваюсь. Полная женщина бальзаковского и нежного пенсионного возраста в очках и

рыжей дубленке явно обращается ко мне.

- Вы меня?

- Вас-вас!

- Слушаю… С Новым годом вас, кстати!

- И вас также…

- Спасибо…

- Вы здесь живете?

- Да…

- Вы не могли бы помочь мне…

- А что надо?

- Дело в том, что ко мне подруги пришли, мы купили вина, а открыть не можем – нет

штопора… Нет, он, конечно, есть, но я не знаю в какой он находится коробке…

Знакомая картина. Но, думаю, безвыходных ситуаций не бывает – нужно помочь новой

соседке.

- Кстати, меня Антонина зовут…

- Очень приятно! А по отчеству?

- Да, ладно… Ну, Петровна…

- Значит, Антонина Петровна, а меня зовут Семен…

- Да, ты что?! Моего внука зовут Семка! Я вот тут в сороковой квартире живу, подруги,

наверное, заждались…

… Однокомнатная квартира вся заставлена коробками и несобранной мебелью, непривычно

видеть работающий плазменный телевизор на полу… Свободное пространство есть только на

кухне, где за богато сервированным столом с разной снедью сидят две веселые дамы

примерно одного с Антониной возраста. Познакомились. Их зовут Наташа и Света, по крайней

мере, именно так они представились мне без всяких отчеств – настаивать я не стал.

Я рад новой соседке и новой компании. Тем более, что моя супруга уехала в район к

родственникам и я только начинал строить планы на вечер, думал, поеду к отцу, но,

видимо, в следующий раз…

Вечер прошел великолепно: была непринужденная обстановка, мы разговаривали, словно были

знакомы давным-давно, смеялись, поздравляли Петровну и заодно меня с новосельем. Я еще

дважды бегал в магазин, причем, в последний раз уже за водкой и коньяком (это было еще в

те времена, когда крепкими спиртными в нашем городе торговали не только до восьми

вечера, а круглосуточно). Помню, что под конец читал стихи…   

Со временем я узнал: Антонина Петровна – прекрасная хозяйка, умница и вообще

разносторонне развитая женщина, мать двоих взрослых детей, человек, вокруг которого

всегда собираются люди. С мужем развелась, когда дети были еще маленькими. Сейчас она на

пенсии. У нее весьма специфическое для представительницы слабого пола техническое

образование – она автодорожник. И эта специальность, связанная с максимальным общением с

людьми противоположного пола, причем, как вы понимаете, не всегда обезображенными

глубоким интеллектом, наложило свой неизбежный отпечаток. Однажды при мне она так

обложила халтурящих на субботнике по озеленению мужиков великим и могучим, что у них

челюсть отвисла, и они потом уважительно и беспрекословно делали все, что говорила им

Антонина Петровна.

Петровна в последние двадцать с чем-то лет жила и работала в Нерюнгри, куда в свое время

приехала из Казахстана. В Якутске у нее дочь Оксана, которая вышла замуж за местного

рыбного магната. Это именно он купил теще однокомнатную квартиру в нашем новом доме –

так мы и оказались с ней соседями.

Да, чуть не забыл – у Петровны есть привычка, к которой я до сих пор не знаю, как

относиться. Когда она рассказывает про кого-то, то обязательно уточняет кто этот человек

по национальности. Например, она говорит мне: «Недавно ко мне Светка заходила… Ну,

помнишь, пышную хохлушку на Новый год у меня? Она еще с Наташкой-татарочкой была…»,

«Вчера Колька приходил – такой худой русский парень из ТСЖ, я плиту газовую

переставила…», или «Скоро мы с Семкой (внуком) на дополнительные занятия по английскому

пойдем. Я уже ходила узнавать – там молодая якутка ведет, говорят, что хорошо преподает…»

Сама Петровна – русская, хотя, если давать характеристику в ее стиле, очень похожа на

еврейку-маму из сериала «Одна за всех» с Анной Ардовой в главной роли…


*  *  *
      
…Итак, через пять минут я уже у Антонины Петровны. Шмыгая красным мясистым носом и

поправляя очки, она разливает по стопочкам холодную водку. Закуска – нежнейшая

малосолка, которая в этой квартире не переводится, поскольку, как мы уже сказали, у нее

зять занимается рыбным бизнесом, также на столе жюльен из грибов в сметанном соусе,

приготовленный ею практически за то время, пока я одевался и шел из первого подъезда в

третий! И вообще про готовку Петровны надо писать отдельно – я всегда поражался ее

умению за время десятиминутного разговора соорудить легко и небрежно такую закуску,

которую не в любом нашем ресторане могут приготовить профессиональные повара…   

- Ну, выкладывай…

- В общем, я уже более-менее успокоилась и решила, что сегодня же вечером позвоню

Конникову в Питер и скажу, чтобы он не приезжал. Признаюсь Тольке, что пригласила его

слишком спонтанно… А что еще делать-то?!

- Не части… Ты сначала объясни мне, who is этот Конников?

- Да, есть один мужик… Познакомилась с ним когда-то в Нерюнгри…

- Любовь?

- Да, какая там любовь – трах по пьяне… Тебе коротко рассказать, или подробно?

Я посмотрел на только что початую запотевшую бутылку.

- Сначала – коротко, а там – посмотрим…

- Ну, слушай. Однажды во время отпуска, а это было в Нерюнгри, где я тогда работала в

Автобазе технологического автотранспорта, знакомые оставили мне четырехлетнего крайне

избалованного ребенка, а сами укатили в Египет…

- Как это – оставили?

- Ну, как-как… Просто… Они купили путевку на двоих, и им надо было вылетать в Египет, в

Хургаду, а с билетом сына на самолет в Москву – к бабушке, вышла какая-то накладка, и им

пришлось взять ему на другой рейс, который должен был лететь только через три дня. И вот

они по-приятельски попросили меня посадить его на этот рейс…

- И эти три дня ты была с ним?

- Ну, естественно! Знаешь, Семен…

- Пока нет…

- Том Сойер – детский лепет по сравнению с этой капризулей. Уж лучше бы он хулиганом

был! Кстати, его Сережкой зовут. У меня дети уже давно выросли, я отошла от маленьких, а

тут такое… Оказалось, что надо все время быть с ним рядом и делать все, что он просит,

точнее, приказывает…

- А ты чего ожидала?

- Наверное, тихого интеллигентного мальчика, вот, например, как моего внука сейчас…

Конечно, теперь я опытная бабушка и Сережке этому бы спуску не дала, а тогда

собственного внука еще не было, и я оказалась совершенно не готова к детской истерии, и

этот шпендик морально изнасиловал меня за три дня…

- Ты смелая…

- Какая там – смелая?! Глупая!

- Я бы не смог взять на себя ответственность за чужого ребенка…

- Точно! Абсолютно точно ты говоришь – меня буквально сковала ответственность за чужого

ребенка! Я не могла не то, что голос на него повысить, а даже строго посмотреть на него…

Он чуть что – в истерику, слезы ручьем, мол, к маме, к папе хочу, а я и купилась на этот

дешевый детский шантаж… Позже поняла, что к вечеру первого дня он уже знал как из меня

вить веревки…   

Мы помолчали, выпили по второй.

- Итак, родители оставили свое любимое чадо у меня… А он у них капризный – слов нет,

накупили конфет, отец подарил новенький игрушечный самосвал и пока Сережка возился с

ним, откручивал колеса – ломал одним словом, родители тихо улизнули из квартиры…

- Из твоей?

- Нет, конечно. Все было обставлено так, как будто я к ним в гости пришла – чтобы

ребенок ни о чем не догадался и не начал при них устраивать истерику…

- Да, уж… А когда узнал – истерику закатил?

- Не то слово! Веришь Семен…

- Верю…

- Такого воя я отродясь не слышала, никогда не думала, что такой маленький шкет может

издавать невообразимые децибелы. Откуда что берется! Я взяла его на руки, начала

успокаивать, а он – гад такой! – хотя, конечно, нельзя так про ребенка, как сорвет очки

с меня и как шмякнет об пол…

- Вдребезги?

- Конечно! А я их только четыре дня проносила – к нам в Нюрку представители какой-то

забугорной фирмы из Тынды приезжали, и вот я купила их по случаю за две тысячи рублей. А

тогда это были большие деньги…

- Да уж…

- У меня как назло под рукой старых очков не было, и пришлось вторую пару за две тысячи

одевать…

- То есть, ты тогда сразу две пары купила?

- Естественно! Я же женщина молодая, красивая и холостая (заразительно смеется), и могла

себе позволить такую роскошь… Но больше этого капризулю я на руки не брала, и зареклась,

что своего внука буду воспитывать иначе… Кое-как успокоила его, кое-что поклевали из

холодильника, потом я привинтила колеса к самосвалу и пошли мы с ним в песочницу играть.

Сижу я значит в этой дурацкой песочнице, играю с не менее дурацким самосвалом и тут как

раз мужик с нашей автобазы мимо детской площадки идет, увидел меня и ехидно так: «Я,

Петровна, смотрю, ты все по работе скучаешь – даже по вечерам от машин оторваться не

можешь!» И, знаешь, Семен, я вся на нервах, а тут еще этот остряк, в общем, забыла, что

со мною рядом ребенок и как обматерю его по полной программе и как запущу в него детской

лопаткой, он аж отскочил от неожиданности на несколько метров в сторону. Знает, что по

части изящной словесности в кавычках соревноваться со мной не может и потому еще более

ехидно кричит с почтительного расстояния: «Я завтра мужикам расскажу – мы тебе на каждый

праздник по игрушечной машинке дарить будем! Чтоб не скучала…» Я ему в ответ: «Только

попробуй! Я тебя же достану!» Но он, видимо, пропустил мои слова мимо ушей, поскольку,

сучара такая, действительно растрепал мужикам – осенью выхожу на работу, а у меня в

кабинете на столе игрушечный самосвал с бантиком стоит… Но я ему потом хорошо отомстила…

- Как?

- Не хочу рассказывать… Если коротко – я применила административный ресурс и он потом

еще долго жалел, что со мною шутковать вздумал… А не фиг было со мною связываться – я же

его предупреждала…

Глядя на все более возбуждающуюся от воспоминаний Антонину Петровну, стало жаль

неизвестного мне мужика. Честно говоря, не хотелось бы оказаться на его месте. Мы выпили

еще по одной.

- Ты, давай – закусывай-закусывай…

- Спасибо, Петровна! Я закусываю…

- Может, блинчиков тебе еще положить?

- Нет-нет! Спасибо… Ну, а дальше?

- В общем, я поняла, что эти три дня мне были даны в наказание за мое беспечное

существование – Бог-то видит все… Вот он и сказал мне: «Посмотри, Тоня, как ты живешь!»

- Ты это сейчас придумала?

- Ну и что! Зато красиво же сказала?

- Конечно-конечно…

- И вот эти три дня пролетели!, - чуть ли не пропела Петровна. Видимо, она до сих пор

ощущает чувство избавления от неимоверной ответственности, неожиданно возложенной на нее

много лет назад. - Я посадила Сережку в самолет – слава Богу, родители заранее

договорились с другими своими знакомыми, тоже вылетающими этим рейсом в Москву, и они

согласились взять мальчика, а там его уже встречала целая делегация…

- Погоди, ты же мне хотела рассказать про Конникова…

- Не торопи – это была только подводка к нему. В общем, мальчик улетел, и я решила

вознаградить себя маленьким праздником по этому поводу…

- Представляю…

- Нет, ты даже представить себе не можешь… 

- Ты меня заинтриговала…

- Я позвонила подружке, рассказала в чем дело и мы с ней договорились сходить в кафе-

ресторан. Туда мы пришли в семь вечера, а в восемь – уже наговорившись вдоволь, стали

масляными глазами смотреть на мужиков…

- Посмотреть бы на тебя тогда!

- Да уж… Как оказалось, смотрели не только мы, но и на нас… Еще бы – две красавицы,

одни, без кавалеров! И вот когда весь мир стал казаться розовым, к нам подсел элегантный

крупный мужчина в костюме, в галстуке – ах, обожаю таких! – и мой праздничный вечер по

случаю отбытия рейса Нерюнгри-Москва с драгоценным мальчиком на борту продолжился с

новой силой… Это и был Толя Конников – представитель одной питерской фирмы, который к

нам в Нюрку, как оказалось, приезжал постоянно. Я – девушка не маленькая, но и кавалер

наш оказался мужчиной не просто импозантным, но и крупногабаритным. Под стать нам!

- Ха-ха! Эх, Тоня, хочу на тот вечер!

Тут Петровна взяла паузу, словно окидывая мысленным взором с высоты сегодняшнего дня

картину того праздника, разлила остатки водки и совершенно неожиданно закончила свой

рассказ.   

- Напилась я до безобразия… В последний раз со мною такое было только после окончания

института… Очнулась я дома от того, что меня трахают, причем в самой моей нелюбимой позе

– сзади… А утром обнаружила, что в этой самой собачьей позе я раздавила и вторую пару

очков… Сижу как дура на кровати со сломанными очками и тут заходит в комнату Толя – уже

выбритый, в костюме, пахнет одеколоном и остатками вчерашнего коньяка. Сказал, что он не

хотел меня будить, мол, я так сладко спала… Гад такой! Говорит, сейчас подъехала тачка и

он едет в порт – летит домой в Питер… С тех пор он в течение трех лет, как только

приезжал в командировку к нам в Южную Якутию, останавливался только у меня. И с тех же

пор он постоянно зовет меня замуж…

- Ну, а ты что?

Повисает долгая-долгая пауза. Я вдруг отчетливо понимаю, что, наверное, заглянул в ее

душу – душу одинокой грустной женщины, у которой середина жизни уже позади и которая

устала хорохориться…

- Вчера мне было одиноко… Так одиноко… Так одиноко… Была годовщина смерти матери, долго

ждала звонка сына из Москвы, а он почему-то не позвонил… Сидела одна в пустой квартире и

смотрела наши семейные альбомы и мне было грустно и плохо… И со мною рядом никого не

было… Ни-ко-ого… Я плакала…

При этих словах на глаза Петровны снова наворачиваются слезы.

-  Потом я позвонила Конникову в Питер…  Сказала, что он может приехать ко мне в Якутск,

жить со мной…

- И что же в этом плохого?

- Не знаю, но это, наверное, неправильно…

- Почему?

- Не знаю… У него там мать старая, дети от первого брака, внуки… Не переедет он,

конечно… Не переедет…

Последние слова она произнесла так тихо, что я их кое-как расслышал. Петровна помолчала,

шмыгая красным носом еще кое-какое время, потом взглянула на меня слегка покрасневшими,

но уже смеющимися глазами и знакомым голосом сказала: «А мы тут что – хороним кого-то?!

А ну, Семен, марш в магазин!»


*  *  *

…Сейчас Петровна носит очки в очень красивой оправе и мне все время хочется спросить: «А

те, за две тысячи в Нерюнгри, были похожи на эти?»