О структуре духовных сущностей богов человека веще

Дмитрий Михайлович Николаев
В представлении древних египтян человек – это не только соединение в теле различных  органов, но и наполняющих тело неких невидимых духовных сущностей. Некоторые из них (Ка, Ба, Хати) необходимо, как и тело человека, чем-то подпитывать (пищей, ритуалами и заклинаниями), и поэтому они могут пребывать как в этом мире, так и в Дуате, другие после смерти покидают тело и удаляются в какие-то духовные области…   В Древнем Египте мемфисского периода создалась развитая и довольно сложная система представлений о таких сущностях богов, человека, всех одушевленных и неодушевленных предметов.
При анализе этой развитой системы духовных сущностей можно удобно воспользоваться мемфисским представлением о процессе порождения богом Пта других богов, мира, людей или любых вещей.

Приведем отрывок древнего текста (надпись Шабаки) из времен господства Мемфиса в Древнем Египте (около 4 тыс. лет до н.э.), в котором описывается космогония верховного бога–духа Пта (отрывок из книги Уоллиса Баджа «Древний Египет: духи, идолы, боги», М., 2009 г., )

«Случилось так, что сердце и язык приобрели власть над всеми [другими] членами, поучая, что он (Пта) живет, как правитель в каждом теле и как язык в ртах у всех богов, всего скота, всех рептилий и всех прочих, в то же время Пта [как сердце] думает и, [как язык], говорит то, что пожелает…  Группа богов Пта находится перед ним как зубы и губы, [зубы] есть семя, а [губы] руки Тема. Группа богов Тема (Атума-Ра) начала существовать от его семени и пальцев1. Но группа богов [Пта] есть зубы и губы в этих устах, которые дают имена всем вещам и из которых вышли Шу и Тефнут. Группа богов [Пта] создала зрение глаз, слух ушей, дыхание ноздрей и объявила сердцу. Именно [в сердце] появляется любая мысль, а язык повторяет то, что продумало сердце.
… Так были созданы все боги и Тем со своей группой богов, но каждое слово бога существует посредством того, что подумало сердце и сказал язык. … Так были уготовлены духи  Кау,  и духи Хемсут, и все виды пищи и всякие приношения, посредством слова, которое придумало сердце и позволило достичь языка.  [Добро] совершено для того, кто делает его; [зло] совершено для того, кто делает то, что ненавистно. Жизнь дана ему, кто доволен, и смерть грешнику. Так, все виды работ, и все ремесла, и все сделанное руками, и все движения ног, и все движения членов имеют место посредством этого слова, которое возникает в сердце (или уме) и дано, чтобы передать языком, и дает значение всему.  Он создал богов, он сотворил города, он основал номы, он поместил богов в их храмы, он учредил дары для приношений им, он основал их святилища, он придал форму их телам, в которых есть сердце, испытывающее удовлетворение, и боги вошли в тела из дерева всякого рода, из камня всякого рода, из глины всякого рода и разных других веществ, что растут на спине Пта, и приняли эти формы… ».

Пта был высшей духовной сущностью, вечной и самодостаточной. Умом и сердцем вселенной, причиной и началом всего. Его мысли производили любую материальную вещь или существо. Боги были только формами его мыслей…  Пта был мыслью, идеей о вещи. Затем эта мысль\идея рождалась в его сердце\уме (крылатый Гор-старший), а потом она выражалось языком ( бог Тот - маг, словом создающий нужную форму из материи) как слово\форма…

Отметим этапы творения любой вещи, вытекающие из приведенного отрывка. Сначала в сердце\уме появляется мысль, идея о вещи, затем возникает образ вещи, её душа и язык Птаха говорит слово о вещи. Здесь три момента: возникает идея, мысль \язык произносит слово \слово творит форму вещи (образ).
Затем Птах создает в мире условия для сотворения вещи (например: воду, холм, свет, огонь и пр.). А на конечном этапе он творит материальную составляющую вещи и наполняет её прежде сотворенной душой, сущностью (Ка), давая ей имя (Рен) и наделяя её душами (Ба) и (Ах)…  Сначала в сердце творца возникает идея вещи, а затем он из камня или глины изготавливает вещь в соответствии с возникшей ранее идеей о ней.  Египтяне различали тела рожденные (Птахом) и тела сотворенные человеком-жрецом – мумии вещей, сохраненные внешние формы вещей, лишенные духовных составляющих и основной внутренней структуры субстанции вещей, которые необходимо сохранять для будущего возможного воскресения вещи (человека), соединения в них всех её духовных сущностей, ушедших из вещи во время «смерти»)…  Таким образом, любая вещь в этом мире живет и умирает, будь то животное или неодушевленный предмет. Но при определенных условиях сущность вещи можно вернуть в этот мир, восстановить, дав ей новую форму для обитания. Например, вещь, утерянная или украденная, считалась умершей для владельца. После возвращения её необходимо было через определенный ритуал оживить (освятить), восстановить её сущность, сделать её полезной и родной для владельца…


















Мемфисская триадная структура системы духовных сущностей может быть восстановлена, если воспользоваться методологией позднеэлинского философа александрийской (египетской) школы Плотина, в основу которой положена именно архаичная мемфисская космогоническая идея сотворения мира богом-духом Птахом. Эта идея, как мы уже говорили, предполагала три основные стадии сотворения любой вещи: (создание плана, идеи, образа вещи \создание условий, внешние и внутренние составляющие \очищение и преобразование материи, воссоединение сущностей, рождение вещи). 

Высший уровень, начало сотворения, составляют духовные сущности, формирующие эйдос вещи, её идею, схему, общий план (копию вещи, её первообраз Ка), которая включает как то, что изображается (рисунком, скульптурой, иероглифом) и составляет  внутреннюю сущность вещи (Ху), и то, что произносится словом, осмысливается сознанием, что составляет  дух тени сердца, тайные, скрытые качества и особенности вещи (Шу),  что будет таится в душе сердца вещи.  Сюда же, по-видимому, нужно включить и  её имя, знак\слово о ней  (Рен). На Суде Озириса именно Рен произносит испытуемый перед Стражем врат.
С этим Рен соотносится его (Аб) – реальное наполнение души человека, величина добра и зла (греха) в сердце человека.  Неверно названное Рен (имя) или несоответствующее наполнение сердца приводят к осуждению и уничтожению (Ба) и (Аб) вещи чудовищем Амамат (крокодило\бегемото\львом), к её невоскрешению.

В известном мифе об Озирисе  Сет расчленял и прятал  не только физическое тело Озириса, его (Ка), но и его (Ба)… Душа Озирса (Ба) после его расчленения покинула его тело, своё (Хат)…  Для оживления бога в его вечном обличии, необходимо было провести ряд ритуалов, после которых восстановится его (Ка) и его возрожденная (Ба) вернется в свой новый (Хат)…
Сформировав идею вещи, её смысл (эйдос, по гречески) Птах из полузримой материи творит жизненную энергию (Секхем) для всех составляющих  вещи;  из этой энергии он формирует душу сердца, волю, эмоции, совесть, характер (Аб) – сияние вещи,  и то, что одухотворит вещь, что её будет охранять -  (Ах). По цвету и величине сияния, по тяжести (Аб) так же возможно судить о  праведности сердца, человека.  Дух-защитник (Ах) в определенной мере выступает посредниками между следующим физическим уровнем и предыдущими духовными, нематериальными уровнями.  Эти три компонента выражались понятием (Ба) – бестелесное воплощение жизненной силы «внутренней личности»,  стремящейся к сомоопределению, к самоизоляции…  «Я» вещи, то, что структурировано духом (Ка) и что одушевляет бездушную материю формы.

На третьей стадии сотворения вещи из неодушевленной материи (рождается или создается богом\человеком) формируется физическое тело вещи (Хат) со всеми его подробностями, затем создается сердце вещи (Хати), которое должно будет вмещать душу (Ба) вещи (её (Аб), её «Я», её сознание). На завершающем этапе сотворения вещи, в момент её рождения (для основных богов Озириса\Гора\Сета\Изиды\Нефтиды это как раз те самые пять дней в конце годового цикла) в физическом теле и в её сердце соединяются все её сущности (физическая оболочка \жизненная энергия и душевные составляющие \её дух, копии, её эйдос).

После смерти все духовные сущности так или иначе покидают физическое тело вещи. Для возможного её воскресения и воссоединения всех сущностей необходимо сохранить её материальную оболочку, неодушевленную форму. Это делалось с помощью системы ритуалов и обрядов (мумификация вещи, создание её Саху) и строительства возле мумии  «Дома Ка» - помещения для хранения копии Ка вещи  (человека). Египтяне додумались и до того, что каждое отдельное Ка – уничтожимая сущность, и её может поглотить Ка врага. Поэтому необходимо охранять «Дом Ка». Были даже отдельные жрецы «Дома Ка».  Пирамиды как раз и были «Домом Ка» всего Египта. 

Вместе с мумией в гробнице остается и восстановленная (Ба) человека\вещи (птица с головой человека на дереве с северной стороны от мумии). Повреждение (Ба), или его расчленение,  делает невозможным и её возвращение в мумию,  что в свою очередь делает невозможным и процесс последующего воскрешения вещи. Это – окончательная смерть,  абсолютное уничтожение вещи…

Отметим, что на приводимой нами структурной формуле цикла сотворения вещи создание Ран (Имя вещи) попадает на начало годового цикла (сектор июль-октябрь), на период сотворения мира из первичного Океана, в котором, как в пустоте, непрерывно возникают и уничтожаются образы, первообразы схемы, копии всех вещей.  На завершающий период годового цикла, на период Засухи (март-июнь; Засуха – как раз и есть тот  период года, когда мир, природа лишаются своей сущности, она концентрируется в отдельных его элементах и частях: в зерне, в плодах, в зернах растений и цветов, в  статуях Храмов, в ритуальных фетишах)  как раз и выпадает этап изготовления физического тела и его сердца (зерна, хранилища всех душ вещи\растения\животного), и окончательного рождения\смерти вещи. Не случайно, второе рождение Гора-мл. (или День коронации фараона) отмечалось именно в начале этого сезона (в конце февраля). Это момент рождения его физического тела. Третье его рождение – праздновалось как тайное событие, во время мистерии Гора, после излечения его глаз (вырванных коварным Сетом) богиней Хатхор\Изидой. Трижды рожденный Гор-мл., затем, получивший могущество богов, уже и сам воскрешает мумию отца Озириса…

Указанные совпадения – результат единого кода, единого алгоритма  для всех возможных процессов сотворений, как от сотворения мира, богов, так и сотворения человека, животных и растений… По мнению древних египтян, все эти процессы должны были идти по единому сценарию…

В первичном океане Пта-Нун непрерывно создавались имена и образы вещей (семя вещей), богов, существ и снова исчезали… В период Всходов им  придавалась энергия, жизненная сила, они рождались. Затем они наделялись волей к самоосуществлению, их боги–покровители прилетали из Дуата и соединялись с появившейся из земли формой (ростки растений, детеныши животных).  Наступала фаза зрелости растений… Это и есть рождение вещей…

Специалисты-египтологи утверждают (см. Уоллис Бадж), что, по-видимому, предтечей образа Пта был какой-то знаменитый в древности скульптор, резчик по камню и дереву, друг первого мемфисского царя...  В память о нем и возник культ бога-скульптора, творца всего сущего, который создавал формы вещей в соответствии с предполагаемым образом. С помощью ежедневных ритуалов и магических заклинаний эти формы\статуи богов оживали, создавая иллюзию воскрешения бога, схождения духовных сущностей в статуи…

Ка – то, что существует в статуе, в изображении, в символах вещи\человека\бога, его скрытое «Я», внутренняя копия человека, его эйдос… Пока сохраняются изображения, следы Ка человека – остается и возможность его воскресения… Ка обитает рядом с гробницей человека, с южной стороны его мумии, в южной части гробницы, дома, храма бога. Ка может удалятся в Дуат и там преображаться (как в лучшую сторону, так и в худшую). Ка фиксируется в изображениях человека, в иероглифах, в его тайных знаках.  Ка – это мысль бога о вещи, о её смысле, о роли, значении, её функциях в общем миропорядке…
Ка – это бессмертная сущность вещи, человека, бога, их двойник,  духовная сущность, духовная душа вещи\человека\бога. Эта телесная духовная душа имеет форму, структуру вещи, но невидимые для глаза… Для материализации ей необходимо тело, статуя, изображение живого тела… Умерший, но сохранивший свой духовный двойник (Ка), свой первообраз, и в Дуате будет жить так же, как на земле… Изображение человека должно отражать его в самый лучший момент жизни. Тогда он и на том свете будет жить только счастливо…

(При строительстве гробниц и пирамид строители оставляли свои тайные знаки, тем самым оставляли частицы своего Ка. Не случайно, великие пирамиды строили свободные, молодые, прошедшие посвящения и уже подготовленные к службе в администрации фараона, в армии или к службе в храмах египтяне. Они имели право ежедневно оставлять на внутренних сторонах строительных камней свои Ка. Строительство воспринималось как почетная обязанность. Каждый ном посылал на возведение пирамид бригады лучших…  Таким образом, в сущности, пирамиды являлись вечным хранилищем Ка всех египтян, а не только фараона. Пока сохраняются пирамиды – Ка всех египтян также сохраняется и они имеют возможность для воскресения и перевоплощения.  Рабов, оставивших следы своих Ка на гробницах, как «изгоев, чужаков, сторонников Сета\Апопа», - убивали)…

С (Ка) связана Шу (Шуит) – духовная тень (призрак) человека\вещи. Как от физического тела появляется тень перед ликом Ра, так и от его сияния (духовного) так же появляется тень от духа души (Ка). Тень также нуждалась в пище, как и (Ка).

Третья духовная сущность, сязанная с (Ка) – Ху, душа духа, её бессмертная, неуничтожимая эфирная сущность, создаваемая ритуалами. Обитает в (Саху), в создаваемой ритуалами духовном теле человека, в его мумии.

Хека – творческая сила бога (Пта), обрядов и ритуалов. Произнесение имени (Рен) вещи через магическое заклятие. Это слово бога проявляется, как сотворение вещи в ритуале. До сотворения вещи (бога, существа) в сердце творца было только магическое, тайное имя (Рен) вещи. Затем он сделал Хека: магическое действие и произнес имя вещи.  Хека – это акт творения вещи магическим словом… Хеку придумал Пта и наделил её самого себя, затем он наделил ею  Атума-Ра для сотворении богов различных стихий (Тефнут\Шу\Око Уаджет\Око Нехбит), которых тоже наделил этой силой Хека – рождать богов и преобразовывать первичную материю Нуна в материю своих стихий. Затем сила Хека была отдана под контроль богу магии и властелину слова (ритуального, магического, письменного) богу Тоту (ум и язык бога Ра, покровитель творческого акта), богу заклинаний, ритуальной магии… Тому, кто слово, произнесенное богом (Ра или др.) и записанное магическими знаками, преобразует в вещь (выполняет магический акт - создает ритуальную форму вещи и наполняет её сущностью слова)… 
Здесь три момента: 1) имя (идея вещи, её образ, копия) сотворено сначала в сердце, 2) затем оно выводится в грудь, гортань, на язык, наделяется дыханием, страстью, жизненной силой и, наконец, 3) произносится, вливается в создаваемую этим словом форму, наделяет внешнюю материю своей сущностью, одухотворяет её, делает её вещью…  Древние жрецы Пта мемфисского периода очень четко выделяли эти три стадии, эти структурные моменты сотворения: сердце \язык (грудь, гортань) \произнесение губами и зубами (как сотворение руками бога) слова… Соответственно, выделяли и три вида духовных сущностей, которые создавал Пта: одни в сердце, другие на языке (в груди, гортани) и третьи - во вне, во внешней материи (также сотворенной из первичного океана Нун)…

После формирования представления о духе (Ка) невидимого,  возникло представление и о душе этого невидимого (Ба). Это то, что составляет мысль человека, способность его духа –души отлетать в Небеса (в Дуат)… (Ба ) - образ Души-птицы с головой человека. Именно духовная душа (Ба), а не телесная душа (Ка),  отлетает в Дуат, проходит Суд Озириса. Там, на Суде, взвешивается его совесть (одна из частей Ба). Грех вызывал муку сердца, его отяжеление…

Если (Ка) – духовная душа, дух души, то, что возникает в водах Нуна и в сердце Пта, пребывает там и исчезает, то (Ба) – душа этого духа, одушевленная сущность, стремящаяся к самоопределению, к самости,  стремиться выйти из Нуна и из сердца Пта,  преобразоваться, подняться над ним, осуществиться. (Ба), по представлениям египтян, есть дыхание сущности, её скрытая созидательная сила (её северный ветер, Амон), но не форма вещи, не её материя… Но это и не (Хека) – не  сам акт созидания. Если (Ка) всегда находиться на южной стороне от саркофага умершего, то (Ба) на западной или северной стороне. Днем (Ба) или её часть может вылетать из гробницы, проявляться как сияние и должна видеть совершаемые днем обряды перед ликом бога Ра. В свою очередь дух (Ка), как тень, призрак должен питаться (Ка) принесенными днем подношений, может оставлять гробницу ночью и должен видеть Северную звезду (Медведя) – для ориентира… 

Пребывающему в Нуне ничего не надо, а вот однажды вышедшему из него необходимо в чем-то закрепиться, удержаться, сохраниться… (Ба) – это как раз те сущности, которые могут во что-то влиться, найти себе свои  формы, отличные от того, что в Нун… Пта именно своей сущностью (Ба) сотворил из Нуна себя, богов, вселенную…
(Ка) всегда возникает и исчезает в водах Нуна (и в сердце Пта). Для того, чтобы оно не исчезало, не распадалось на части, которые со временем возвращаются в Нун, его необходимо заключить в какую-то материальную субстанцию, в какую-то форму, и затем необходимо периодически поддерживать её пищей (частями Ка, содержащихся в других вещах – в пище).    То же можно сказать и относительно (Ба), которое даже более материально, чем (Ка). Более того, именно сияние (Ба)  измеряется на Суде Озириса, на весах Правды.  Сияние (Ба) сравнивается на весах с сиянием пера страуса (вспомним сияние пера Жар-птицы в русских сказках!)…  И если (Ба) сильно отличается от заданного для неё идеала, образца, то оно пожирается чудовищем Амаматом  С другой стороны, если (Ка) вещи задано и неизменно на протяжении её существования, то (Ба) меняется, может быть изменено (ритуалами, обрядами), улучшено или ухудшено. Именно Ба может переселяться в другие формы, сохраняя  свою сущность.   

В молитве Нефтиды к мумии Озириса говорилось:  «… Душа твоя (Ба) ежедневно питается обрядами; боги, неся освященные сосуды, приходят освежить твой Двойник (Ка)…». 
 
Т.е. (Ка) сохраняется, поддерживается (Ка) пищи, а (Ба) преображается при совершении для неё  ритуала… Боги реагировали на запахи, сопровождавшие ритуалы. Утром, вдыхая запах ладана, боги просыпались, а в полдень, вдыхая запах мирры они воскресали… Вечером, вдохнув дым кифу, боги счастливо удаляются на небеса или в Дуат…

Древние китайцы утверждали даже, что души богов живут в их запахе…

В Древнем Египте Сет имел запах серы, смрада, распада, тленья…

Основными компонентами целебно-оздоровительных рецептов у древнеегипеских жрецов были, по-видимому, активная вода, ароматизированные масла (ладана, кедра, мирры), мед, проросшие зерна ячменя и бобовых (Ра воскресает в начале января, питаясь первыми ростками зерна), финиковый уксус (основной компонент раствора при мумификации), черное пиво и вино, молотые зерна мака, лотосов, конопли, льна, граната и тьмина, изюм…

С душой (Ба) были связаны такие духовные сущности, как (Аб) – дух сердца, источник жизненной силы и добра в человеке, его сияние, источник его совести. Чем больше в человеке было добра и совести, а значит меньше зла и греха, тем сильнее было его сияние, тем он был святее. Именно (Аб) измерялась на Суде Озириса.  К (Ба), к бестелесной составляющей души принадлежит и (Секхем) – сама жизненная сила, бестелесное воплощение жизненной энергии тела, то, что обитает в Раю (Поле камыша \Поле подношений \Поле блаженства)  Дуата…

К душе духа (Ба) примыкал и (Ах) – дух тела человека, его ибис, дыхание тела, то, что приводит (Ба) к Озирису на Суд (часть тени духа Анубиса и Тота), который есть в каждом человеке. Это посредник между миром духов и миром живых.
Когда человек спит, его Ка и Ба могут покидать тело, но (Ах), как дух-хранитель, дух жизни,  остается…

С последним вздохом человека его (Ах) провожает его духовные сущности в Дуат… Обряды, ритуалы могут задержать некоторые из них у тела покойника…

Третья, не менее значительной составляющей духовных сущностей были (Хат) – неодушевленное физическое тело вещи\человека\бога, его форма, куда при рождении вещи вливались его дух и души… Затем (Хати) – сердце вещи\человека\бога, место обитания их ума, сознания, их (Ба)… Третьей составляющей был (Сах) вещи\человека\бога, созданное магическим ритуалом его духовное тело, его мумия, его очищенное тело без души. Место возможного обитания (Ка) и (Ба) человека  после его смерти и после выполнения обряда воскрешения (после ритуала призывания сущностей вернуться в тело\мумию)… (Сах) позволяет удержать Ба человека в этом мире, в гробнице. Как  гробница – Дом для (Ка), так (Сах) – Дом для (Ба).

В более позднее время Нового царства на смену  культу бога-духа, бога создателя сущностей Пта пришел культ сугубо материального Амона-Ра, который сводился поклонению триединому богу (Льву-Атуму \Быку-Озирису \Соколу-Гору)… Прежний бог Пта обрёл новое имя и новую сущность: Сокарис (Секер), бог похороненных предков, самый сокрытый и могущественный из богов, обитающий в самых затаенных пещерах Дуата  (см. «Ночное путешествие Ра»: 4, 5 и 6 час Ночи).  Именно там, в этих пещерах, с согласия самого Сокариса, после его суда, Изида (возможно, как раз здесь и был сам бог-дух Пта, которого позднее, при победе культа Озириса, заменили  на Изиду), знавшая тайное имя Ра (значит, бог-покровитель этой пещеры должен был знать тайное имя Ра, а таким мог быть только бог-творец самого Ра!), ежедневно в полночь излечивает бога Ра, возвращая ему могущество и способность победить змея ночи Апопа.  Здесь явно просматривается иерархия судов возрастающих по чину богов: суд Озириса \суд Сокариса \суд Пта (Изиды)… Пта творил  на уровне эмбриона, от семени до формирования формы, от зачатия до рождения… Или с момента потери сознания при болезни до внезапного воскрешения (история с Ра)…

По сути, культ единого бога-духа Пта не исчез, он превратился в часть наиболее скрываемого от всех непосвященных таинства воскрешения самого Ра. Таинства, без которого невозможна была бы сама ежедневная космогония, само преображение мира…

Рождение нового это было всегда соединения двух прежде умерших… Анубис вдыхал в него силу и храбрость, Сфинкс придавал  мудрость и знания, Бык – жизненную силу, Ба,