Гороскопы древнего египта

Дмитрий Михайлович Николаев
Воспользуемся результатами структурного анализа текстов основных древнеегипетских мифов об Озирисе и ночного\дневного путешествия бога Ра, проведенного в предыдущей статье и с точки зрения полученного там сакрального мифологического хронотопа для региона Древнего Египта проанализируем известные древнеегипетские гороскопы (календари богов-покровителей).

Космогенезис в представлении египтян отражался в формуле, фиксирующей появление (рождение, сотворение) богов и представляется трехстадийным процессом: на первом этапе это связано с сотворением сущностей мира, богов и самого Мира: Нун\Птах\Атум (Ра, Амон, Атон)\Шу-Тефнут\1-е Око Ра\Геб-Нут\2-е Око Ра\ Озирис-Гор(стр.)-Сет-ИзидаНефтида... На втором этапе происходит установление порядка (Маат) во вселенной (суточное движение Ра, золотое время богов, разделение на Первичный океан\Мир живых\Дуат\Небеса. Третья стадия - время фараонов... Гороскоп, отражающий календарь уже устоявшегося мира, его окончательно утвердившихся природных циклов, в основном  проявляет структуру реально существующего сельскохозяйственного ежегодного(суточного литургического, месячного) цикла.

Как и в предыдущих статьях, для быстроты понимания, мы будем указывать не древнеегипетские названия месяцев, а соответствующие им современные, основанные на древнеримском календаре. В мифологическои календаре (хронотопе событий) также  введем условные месяцы, которые в определенной мере примерно совпадают с римскими. Это позволяет сопрягать календари в реальном мире и в условные календари (упорядочивающие текстовые структуры в сакральном пространство\время\событие) в событийном мифологическом пространстве...   

Во-первых, сразу можно отметить, что гороскоп – II во многом приурочен к мифу о суточном путешествии Ра. Особенно это видно на примере последней, завершающей четверти древнеегипетского года. Так, апрель под покровительством бога Ихи (сын Гора-ст. и Хатхор) - бога музыки и утреннего веселья, который каждое утро встречает вместе с матерью Хатхор (в ипостаси богини Бастет),  Изидой\Нефтидой и хором танцующих павианов (воплощение бога Тота) рождающееся  утреннее солнце (Ра-Хепри). Покровительство Тота началу мая также мотивировано тем, что в этот период (в суточном цикле - это 3-й час Дня; в годовом цикле – это начало мая)  в сей мир является из Дуата (Ба) Озириса и встречается с Хором в храме (с ежедневным утренним оживлением в своей статуе). Бог Тот магическими заклинаниями обеспечивает этот приход… С другой стороны, высушивание мумии завершается как раз к 36 суткам и под ритуалы и заклинания начинают заполнять мумию различными вещами…   Бену – это обелиск, воздвигнутый на месте зачатия (плачущей Изидой над уже мумифицированным телом Озириса) Гора-мл.  Это как раз полнолуние (середина) июня. Богиня Хатор (ипостась Тефнут)  воскрешает Оком Гора и Озириса, и Изиду (убитую сыном), и змея Апопа, убитого Ра-Великим Котом… Это как раз происходит в полдень и одновременно в начале июля, на Новый Год, с первым появлением звезды Сириуса (Сопдет) на утреннем восточном горизонте.

Появление богини испепеляющего огня Упес в марте также мотивировано, если рассматривать суточный аспект рассматриваемого  сакрального календаря: согласно тексту книги «Ам Дуат» в именно в 11 час Ночи (а это как раз начало марта на сакральном хронотопе)  Ра и Гор (Тефнут) огнем уничтожают последних врагом и предателей Ра, сражавшихся на стороне Апопа в полуночной битве. Вот и богиня огня Упес…  Изида в 12-ом часу Ночи (предрассветном) магическими заклинаниями обеспечивает переход Ра-Хепри с ночной барки на дневную.

Появление бога-творца Птаха в августе мотивировано тем, что именно в этот период максимального половодья в Ниле Птах начинает творить с помощью скрытого Ока Ра (Тефнут) сущности всех вещей будущего мира. Первым он творит Ра-Амона (фиванская космогония) и Мут – его женскую ипостась. Впоследствии, после установления окончательного порядка в мире, богиня Мут обеспечивает переход Ра-Атума (вечернюю ипостась Амона) на ночную ладью… Появление Непри в полуночь (и в конце декабря) мотивировано тем, что как раз в это время  появляются первые зеленые всходы, а с другой стороны, каждую полночь исцеляется, возрождается бог Ра (как бирюзовый скарабей!)…

Появление Сета в 8 часу Ночи также мотивировано тем, что он – сторонник Апопа, а именно в это время завершается битва с ним, освобождаются воды Небесного Нила, прекращаются дожди в регионе Египт,  бог Сет готовит приход пыльных бурь... Но главное – именно в феврале (как раз 8 час Ночи)  Сет (Селкет – богиня скорпионов), обратившись в скорпиона, пытается убить Гора-мл. 

Из сказанного видно, что появление большинства богов-покровителей в сакральном календаре мотивировано и рассмотренными в предыдущей статье сюжетами мифов суточного цикла…

Если воспользоваться сравнением с Древнегреческим календарем, и тем, что Гор-это Аполлон, Амон и Мут – это Зевс и Гера, Сет – это титан Тифон, Тот – Гермес, Бастет- это Афина, Сехмет – Гестия, Нейт – Артемида, Хатхор – Афродита,  Нил\Хапи – Посейдон,  Озирис – это Дионис, а Изида – Деметра, то во многом приведенный нами древнеегипетский гороскоп-1 и древнегреческий гороскоп Афин совпадают.

Поскольку египтяне считали птиц и животных носителями души (Ба) определенных богов, покровительствующих тем или иным чертам характера личности, то для гороскопа важно знать, какие священные растения, птицы и животные проявляют активность, зачинаются\рождаются в соответствующий период года. Поэтому мы будем указывать не только богов, покровительствующих определенным периодам года, но и основные мифологические события (из цикла мифов об Озирисе), сопряженные с этими периодами, а так же природные циклы, характерные для регионов Среднего Египта …

Нил1- начало паводка воды в Ниле.  «День Плача Изиды». Цветение белого и розового  лотоса.
Сехмет – Праздник свадеб (Свадьба Шуи Тефнут). Крокодильи свадьбы (16.01). Сезон Сехмет завершается Днем вина и Свадьбой бегемотов (детеныши появляются к весеннему равноденствию, в начале апреля). Второй сезон бегемотьих свадеб – февраль (детеныши появляются к осеннему равноденствию).

Нил2 – максимум половодья в Ниле. Праздник Опет. Кладка яиц у крокодилов. Свадьбы бегемотов. Время разрушения плотин для пропуска воды на поля (16.02). Цветение ночной белой кувшинки, цветка невест…
Нил3 -  окончание половодья в Ниле. Рождение крокодилят. Бог Себек.

Праздники в Древнем Египте

Приведем сводку результатов, полученных нами в предыдущей статье о сакральном хронотопе основных древнеегипетских мифов и сведем в одну таблицу  общегосударственнве (отмеченные звездочкой (*)) праздники и отдельные, региональные, которые отмечались в различных номах и посвященные второстепенным божествам-покровителям.

Отметим, что высший жрец великой энеады богов - фараон, перепоручал проводить ежедневную или торжественную праздничную литургию другим высшим жрецам (Первым пророкам) храмов различных богов, а сам обязан был принимать личное участие только в трех основных праздниках: На Новый Год он бросал венок из белых лотосов в Нил и папирус с приказом Нилу начать разлив воды. В ноябре фараон торжественно проводил первую борозду и бросал первые семена в неё, открывая сезон паходы и сева. Вечером принимал участие в Пире Озириса. В третий раз он торжественно срезал первый колосок ячменя (в начале марта) на весеннем Празднике урожая. После чего ему предсказывали судьбу на весь следующий год. По сути, эти три основных праздника завершали предыдцщий сезон и открывали новый сезон в годовом сельскохозяйственном и природном цикле.

Июль.
1.07. *Праздник богини Бастет (г. Бубастис).  Новый год. День пива. День Сопдет -появление Сириуса. Праздник воды в Ниле. Праздник возвращения влаги (богини Тефнут).
16.07. День Сехмет. Начало битвы Гора-мл и Сета. Крокодильи свадьбы.
29.07. День опьянения, День вина.

Август.
16.08. День разрушения плотин. День максимальной воды.

Сентябрь.
1.09. *День Изиды (г. Бусирис). Праздник Опет. День зачатия Анубиса.
26.09. День победы (Гора над Сетом). День мира, День трех богинь.

Октябрь.
29.10. День Пта-Сокара-Озириса.

Ноябрь.
3.11. День строительства плотин. 4.11. День ремесленников (богини Нейт).
16.11. День Себека (крокодила).  *День сева (ячменя). Пир Озириса. Убийство Озириса Сетом (Озирис убитый). 17.12. Ковчег Изиды. Ночь светильников (г. Саис, начало поиска Озириса. Всего на поиск ушло 49 дней, до 7.01. Этот срок совпадает с периодом проростания ячменя).
25.11. Озирис-сеп (Озирис разорванный). 

Декабрь.
3.12. Озирис-Сокар (Озирис воскресший).
16.12. День возвращения Изиды.
26.12. *День Сокара-Ра (Смерти и воскресения Ра, г. Гелиополь).
29.12. День рождения Гарпократа (1-е рождение Гора-мл., гиппопотама)

Январь.
7.01. День возращения Озириса.

Февраль.
22.02.День солнца. День коронации фараона.
День прорицаний для фараона.

Март.
1.03. День восхождения Озириса (день ячменя). *День Весны (г. Буто, 2-е рождение Гора-мл., праздник Гора\Упуаута\Анубиса). Праздник победы красных ибисов над змеями.
5.03. День корабля Изиды-мореплавательницы.
16.03. День охоты на кабана. День расчленения Озириса (начало жатвы ячменя, начало охоты, начало бурь).
26.03. День обретения фаллоса (Озириса).

Апрель.
1-10.04. Праздник Долины (начало мумификации Озириса). 
21.04. День исчезновения Сириуса (Сопдет).
27.04. Окончание сезона пыльных бурь.

Май.
1.05. *День входа Гора в Храм (3-е рождение Гора). День обмолота. День Гора\Онуриса (г.Папремис). День птицы Феникс. День свадьбы гиппопотама (победы Гора-ст.  над гиппопотамами).

Июнь.
16.06. День плача Изиды. День зачатия (Гора). День камня Бен-Бен…
26-30.06. День рождения богов (Озирис, Гор-ст., Сет, Изида, Нефтида).