Вспоминая себя на ЗИЛе 1. - Почему ЗИЛ, начало?

Эдуард Ратников
 На фото - видеокадр 2005 года. Мазепа Владимир Григорьевич всё в том же кабинете, который мне удалось выкроить для него во время реконструкции и перестройки помещения в 1970 году.


Итак, раз уж  на меня нахлынули воспоминания о моей работе на  заводе ЗИЛ, то помимо обещанного рассказа о переоборудовании  инженерных помещений, есть смысл рассказать, как я очутился на заводе вообще.
Если честно, то я совершенно не предвидел, что когда-то могу перейти работать на любой завод, и на ЗИЛ в том числе.
Вот уже почти десять лет прошло после окончания школы, вычеркнув три года службы в армии, я семь лет исправно тружусь в проектном институте МНИИТЭП (московский научно-исследовательский  институт типового и экспериментального проектирования).
В 1963 году я пришёл туда работать на должность чертёжника. А кем    я мог быть сразу после школы? Вот именно, учеником чертёжника - самое большое, на что я был способен, и это ещё хорошо, что школа у меня была с неким уклоном в этом направлении.
Но даже этим чертёжником я проработал недолго - всего год. Пошёл отдавать свой гражданский ДОЛГ стране. Правда, перед отдачей  долга я успел поступить на вечерний факультет в МАДИ (московский автомобильно-дорожный институт), но об этой приятной и полезной новости я узнал только из первого письма, которое получил уже на месте службы.
Сноска – Первое письмо.  http://www.proza.ru/2010/10/21/1055
 
Отдав сполна долг Родине, через три года я опять вернулся в институт продолжать работать и учиться на чертёжника. А также я приступил к занятиям на первом курсе в учебном институте МАДИ. Учась и работая, я стал продвигаться по служебной лестнице, и вот я уже дорос до должности  «старший техник - проектировщик по жилым панельным домам». Параллельно продолжаю учиться на конструктора АВТОМОБИЛЕЙ И ТРАКТОРОВ. Вроде всё вполне приемлемо для учёбы на любого инженера: чертёжная доска; правда, рейка вместо кульмана, но карандаш, логарифмическая линейка - совершенно одинаковые, что у проектировщика домов, что у конструктора тракторов.  Ан, нет,  кому-то там, в министерстве образования, неймётся всё мне напортить. И вот после третьего курса вызывают в деканат. Заметьте, я учился на вечернем отделении, это действительно факт, против которого как бы не возразишь.
Так вот, вызывают и спрашивают: «ВЫ ГДЕ РАБОТАЕТЕ?» «Я работаю техником - проектировщиком. Черчу чертежи на ватмане карандашом по линейке». «ХОРОШО, - говорят они, - карандаш и линейка - это хорошо. А что это за чертежи?» «Конструкции панелей». «Каких панелей?» «Для жилых панельных домов». «А мы на кого вас учим? На конструктора АВТОМОБИЛЕЙ, а не ДОМОВ». «Извольте работать по специальности или переходите в учебный институт по профилю своей работы».
Работа мне нравилась, меня уже все знали и даже ценили где-то. Я от райкома комсомола ГлавАПУ был членом совета кафе «СИНЯЯ ПТИЦА», а это совсем не хухры-мухры для того времени. Решил попробовать сходить в МИСИ на переговоры, там - точно мой  профиль работы. В тамошнем деканате выслушали меня и сказали: «Давай переходи, только тебе придётся досдать всё то, чему учим мы и не    учат у вас там в МАДИ. А там оказалось - будь здоров сколько набралось - одна геодезия чего СТОИТ. Вот опять современная молодёжь подумает неправильно. Стоит это совсем не в рублях.  Раньше деньги, конечно, брали, но лично мне и очень многим, как я, даже мысль о деньгах не пришла бы в голову в тот момент. Пришлось задуматься всерьёз. Если о существовании МИСИ я знал не понаслышке (рядом работали десятки сотрудников из этого МИСИ), то об автомобильных заводах я не то что не слышал, но даже и не знал,  где они расположены в Москве. Конечно, как коренной МОСКВИЧ, я знал, что есть станция метро «АВТОЗАВОДСКАЯ» и, естественно, наверное, там и есть такой завод.
Приехав на «Автозаводскую» я, к своему удивлению, не увидел ворот  на этот АВТОЗАВОД. Пришлось, как приезжему из Туркменистана останавливать первого прохожего, попавшегося мне на пути и задавать вопрос, а  где здесь, собственно говоря, ЗИЛ. Совершено искренне он посмотрел на меня как на сумасшедшего: неужели есть такие люди, которые не  знают где ЗИЛ?
=================
Небольшое отступление. Буквально вчера, 2 июня 2013 года, мы с женой Ленью (так её величаю я) по случаю хорошей погоды ходили гулять в самый центр нашей столицы. И вот в Александровском садике, находясь чуть дальше от ворот в сад, практически у Вечного огня,      мы увидели идущих прямо на нас мужчину  и женщину вполне московской наружности, с включенным планшетом в руках.  На мониторе  светилась карта Москвы. Подойдя к нам,  они с отчаянием     в голосе обратились к нам с просьбой: «Будьте так любезны, подскажите, как нам  пройти на Красную площадь?» Мы, естественно, оторопели, и тут я сразу вспомнил, как я на «Автозаводской» спрашивал, где находится ЗИЛ.    ( Не для москвичей скажу, что и  они, и мы стояли буквально в десятке шагов от Красной площади. И  для    нас такой вопрос был крайнее удивителен, хотя и любому и нам понятно, что ничего странного в их незнании нет. Как им понять, где эта столь известная всем  КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ, если её не видно, даже если находишься  в десяти метрах  от неё).
==================
Оказалось, до ЗИЛа, а тем более до отдела кадров ЗИЛа точно так же надо ещё ехать на троллейбусе несколько остановок.
В то время у всех были единые проездные и, естественно, у меня    тоже. Я сел в троллейбус и проехал четыре остановки, как сказали,        и вышел прямо напротив этого самого отдела кадров ЗИЛа. Оказалось - это трёхэтажное здание длиной метров сорок.
И это только отдел КАДРОВ завода. «Каков же сам завод?» - подумал я,  когда практически у многих предприятий отдел кадров один-два человека и всё.
Войдя в комнату к тем, к кому надо, я рассказал всю свою историю, и они даже обрадовались, что я хочу работать именно на ЗИЛе.

«Нам нужны ВСЕ, кто бы не пришёл, и в первую очередь, конечно, на главный КОНВЕЙЕР». Но там же три смены. Это знал даже я, именно так работают, когда стране нужны АВТОМОБИЛИ. «Так у    нас везде три смены», - сказали они. «А как же я буду учиться при     трёх сменах? - спросил я. Этот вопрос озадачил даже их. Подумав немного, они сказали, что у них есть только один цех, где работают       в одну смену, но именно в этот цех как раз никто не нужен, и они даже туда никого не распределяют.

Я собрался уходить, и видимо, войдя в моё положение, мне предложили: – «Давайте, мы вам выпишем пропуск, и вы сами    пойдёте в этот экспериментальный цех». Благо, он прямо через дорогу от них. Правда, вход тогда ещё был сбоку, но все равно пешком дойти можно.

Когда я пришёл в отдел кадров экспериментального цеха, меня также выслушали и сказали точно то же самое, что и в том большом отделе кадров. Правда, меня опять же на всякий случай послали к зам. начальника цеха ПАРАДАШВИЛИ Леониду Ивановичу, а вдруг ему такой как я нужен лично (он зам нач. цеха и как раз курирует Бюро развития цеха), а там работали  сотрудники  с  моим  профилем     работы  в МНИИТЭПЕ, и я вполне мог пригодиться.
В третий раз пересказав всю свою историю, я, конечно, растрогал ПАРАДАШВИЛИ, но даже это обстоятельство не могло склонить его   в мою сторону, поскольку у него не было свободной должности проектировщика на данный момент.

В конце беседы он «вытеp слёзы», и сказал: «Ладно, я взять не могу, но у  нас есть один молодой и слишком энергичный начальник бюро ДВУХОСНЫХ автомобилей, так вот он, сам бывший активный комсомолец, а теперь и начальник такой же. Он, собрал у себя всю молодёжь цеха, давай, сходи к нему, вдруг ты ему нужен». Оказалось, идти надо очень сложным путём по коридорам и прохода цеха, пришлось десять раз спросить, пока я прошёл в пристройку к МАЗЕПЕ.
И вот я в четвертый раз за последние несколько часов рассказываю   всю свою историю. МАЗЕПА слушает внимательно и о чем-то одновременно думает. «Видишь ли, в чем дело, - сказал он. - Я готов тебя взять. У нас вообще намечается большая перестройка в буквальном смысле этого слова, и такой как ты, со знаниями проектирования, нам бы очень пригодился. Вся беда в том, что ты     уже старший техник, а у меня кроме слесаря должности нет.      Конечно, ты   не будешь работать слесарем, а вместе с нашими ребятами будешь участвовать в нашей грандиозной реконструкции вот этого огромного помещения, в котором мы с тобой сидим на данный момент».
Я огляделся вокруг, и действительно мы сидели в огромной комнате, уставленной письменными столами как в читальном зале  ЛЕНИНКИ, размером где-то двенадцать на восемнадцать метров,           с окнами на обе стороны по длине помещения, и выходящими  прямо   на крышу экспериментального цеха с обеих сторон.
Но самыми запоминающимися и бросающимися в глаза при осмотре комнаты оказались две торцевых стены. Эти две стены были из  шкафов, сплошняком состоящих из дверей от самого первого холодильника ЗИЛ, который начали выпускать в пятидесятые годы. Именно тогда в ручке этого холодильника был ещё встроен замок с ключом.
(Вы, естественно, не поняли, зачем холодильнику КЛЮЧ? Так вот, ответ совершенно простой. В те, пятидесятые годы прошлого столетия, практически ни у кого не было отдельных квартир, и, естественно, холодильники многим приходилось ставить на общую кухню или коридор. Точно такой холодильник с ключом был у нас дома в коммуналке, но моя мама такую красоту умудрилась втиснуть в нашу комнату. Вы просто не поверите, но сегодня 2013 год, и этот холодильник (год выпуска – 1953), ровно шестьдесят лет холодит, ни  на день не выключаясь и ни разу не ремонтируясь за все эти годы.)

«Вот видишь, - продолжал Мазепа, - в этом помещении  располагаются сразу три бюро, наше и ещё два совсем самостоятельные от нас. Я не знаю как, но хотелось бы иметь разные помещения для них и для нас. Ну как, хочешь заняться этой работой? Ты проектируешь, а наши ребята тебе помогают осуществить всё, что ты напроектируешь».
То, что МАЗЕПА сразу мне понравился - это факт, для сравнения и понимания - он практически один в один - современный олигарх ПРОХОРОВ - точно такой же по всем внешним параметрам - худой, высокий, и даже внутренне такой же, только зовут МАЗЕПУ ВЛАДИМИРОМ, а не МИХАИЛОМ.
Но самое главное, оба целеустремлённые и чрезвычайно работоспособные.
Предложение МАЗЕПЫ было очень привлекательным -  проектировать то, что будут воплощать в жизнь (мало кому это удается). Конечно, это не дворец СОВЕТОВ, но зато ты один, и сам себе командир.
Мы договорились. В деньгах и должности я, конечно, потерял, но      при первой же возможности он обещал стараться компенсировать разницу  в окладах слесаря и старшего техника.

Где-то через месяц я в первый раз вышел работать на ЗИЛ. Всё что сказал МАЗЕПА, оказалось чистейшей правдой. Я совершенно самостоятельно приступил к проектированию.
Я люблю отображать свои идеи в виде различных набросков, причем в ИЗОМЕТРИИ. Получаются очень наглядные изображения того, что я предлагаю. Я сам люблю этим заниматься, и к тому же я обнаружил такую особенность, что работающие с железками не очень хорошо представляют объемные строительные предметы по чертежам. Действительно объёмным виденьем обладают не все, а вот у меня есть такая картинка в голове, и мне легко отобразить на бумаге, как   что и с чем будет сочетаться, и как  оно будет выглядеть в натуре после изготовления.

Создав множество таких объемных картинок, я просто не имел сложностей в понимании другими того, что я хочу сделать. Все смотрящие ясно представляли, что получится, если делать так, как я говорю. Более того, я нарисовал все эти помещения со всех сторон.  Но эта так называемая «ПОКАЗУХА» - только полдела. Для   изготовления нужны именно настоящие чертежи, с размерами, материалами и  всем прочим.
Мои помощники - молодые ребята из бюро, в основном, мои  ровесники, многое задуманное мною изготавливали и так, прямо без чертежей, просто  со слов, но были детали, которые мы заказывали изготовлять столярной группе модельщиков, им подавай все, как положено.
Чтобы сильно не утруждать себя лишними чертежами каркасов, которыми я собирался поделить всё это помещение (а моя личная  ЛЕНЬ уже тогда давала о себе знать, хотя ещё только в полсилы),  я  и исхитрился создать такую конструкцию каркасов, чтобы был минимум деталей. Практически из трёх элементов (путем обрезания) складывалась любая конструкция шкафа, необходимая мне по месту.
Кстати, для производства – такое однообразие конструкций - самое что ни на есть БЛАГО. Увидев всего три чертежа и услышав, что все это надо повторить раз сто, не меньше, они сильно обрадовались и  обещали изготовить все эти стойки в ближайшее время.
В точности их изготовления сомневаться не приходилось, так как это модельщики штампов, а это гарантия точности, поэтому  сочленение моих элементов получалось идеальное, совершенно без проблем.

Делёж площади создаваемых помещений был, конечно, в соответствии с числом работников в каждом бюро. Наше - самое большое - процентов шестьдесят от всей площади, а у них где-то двадцать пять и пятнадцать процентов соответственно.
Имея такую большую площадь для нас, я решил её также поделить и сделать как бы отдельный кабинет для МАЗЕПЫ и прихожую для секретаря. Одним словом, я создал такую планировку, которая полностью соответствовала самым несбыточным мечтам как  МАЗЕПЫ, так и всех остальных. А также я  уговорил руководство, что совершенно необходимо поставить кондиционеры. Такое слово в  то время мало кто вообще слышал. Бытовых кондиционеров не существовало нигде и ни у кого. Беда и радость ещё в том, что всё то, что я напридумывал, помимо всего прочего ложилось на нас самих в вопросе реализации. Мы всё должны были сами доставать и   добывать на стороне.
Например, нам нужны были вот эти самые кондиционеры, которых   ещё никто в глаза не видел, отфанерованные древесностружечные панели для облицовки моих разделительных каркасных стенок,  которые одновременно были и индивидуальными шкафами для  каждого инженера–испытателя, фурнитура и многое другое.
Например, вот таким простым способом как обезличивание письменных столов, я получил площади под большое количество шкафов и многого другого. Упразднив количество столов, все инженеры-испытатели получили вместо личного стола свой  личный шкаф, а так как они почти всегда были на дорожных испытаниях, то всем сразу столы были не нужны.
Таких фанерованных панелей, которые мы задумали, наверное,  не  было ещё даже у БРЕЖНЕВА в кабинете. Этот мебельный завод только построили, и мы сами поехали туда договариваться. В принципе, мы  как бы делали совершенно подсудные дела, но честно и  по закону вполне. Просто, у нас такие законы, что при желании можно решить всё, если хорошенько подумать, как их обойти.
В то время было трудно тем - когда у тебя ничего нет, а ты хочешь что-то иметь. А вот если у тебя есть что-то, что нужно всем другим, то вам единственное, что нужно, это договориться - а это значит найти такой ход, чтобы все было по ЗАКОНУ и для вас и для них.

Я уже упоминал, что всё под контролем у государства. Ни один завод не имел права продавать то, что он производит.
У меня  впечатление, что современные молодые люди  выпали  в  осадок после такого бредового заявления. Это как же такое может быть ВООБЩЕ, скажете вы. Именно так: у всех было право  только производить, а продавать никто ничего не имел ни права, ни возможности.
Поезжайте сегодня в Северную КОРЕЮ - и там всё точно также до сих пор, как и у нас когда-то. Одним словом, для непонятливых, мы    ничего не могли купить за деньги ни у кого. «А зачем деньги?» - спросите вы. Деньги нужны вам только тогда, когда вам разрешат     что-то купить. Вы скажете, что это же просто рассадник для  коррупции. ВОТ и ошиблись. Это рассадник, но совсем для другого.
Представьте, я тот, кто решает, что кому продать и купить. Вы принесли мне в конверте деньги, мол, разреши купить или продать,       а я денег у вас не беру.
А зачем мне брать у вас деньги, ведь на них я точно также не могу ничего купить, как и все остальные. Лучше я разрешу вам что-то, а     вы мне разрешите что-то своё. Теперь ущучил, милый молодой друг?
Вот мечта ПУТИНА - вернуть эту систему, когда все только   разрешают друг другу, а я (ПУТИН) - разрешаю ВАМ ВСЕМ.      Небось, слышал такое от родителей или дедушки с бабушкой? (ТЫ – МНЕ а, Я – ТЕБЕ!)
Это непреложный закон СОЦИАЛИЗМА.

Всем хороша эта система, но есть у неё одно очень большое НО. При такой системе наступает НЕМИНУЕМЫЙ ПОЛНЫЙ застой и крах ВСЕГО. Обычно этого застоя хватает на правление одного отдельно взятого правителя, например, «БРЕЖНЕВА», а потом другие расхлёбывают лет двадцать его правление, и тут же, как только расхлебают, опять находится ещё такой УМНИК, например, «ПУТИН».   И ему опять хватит до конца его жизни, ну а затем опять лет двадцать ВАМ всем, да и нам расхлёбывать.
Вот РОССИЯ как раз такая мудрая страна с очень мудрым народом и правителями, когда куда не шагни, везде ГРАБЛИ накиданы, а им хоть бы ХНЫ, постоянно наступают и наступают, не смотря на новые ШИШКИ на ЛБУ.

Опять отвлёкся, мне же надо поведать, как это мы всё купили, когда купить ничего нельзя. Оказывается, нельзя продавать новую продукцию, но если случись БРАК или ещё что-то там сломалось и истерлось в работе, то такое осторожно, но можно.
Вот мы, да и я лично шли к руководству интересующего нас завода, который выпускал то, что нам было нужно. Естественно, начинали с того, что нам очень нужно то, что они производят, а о том, что они не могут нам это продать, говорить не требовалось, ясно и так  и  им  и нам.
После этого мы интересовались, есть ли у них в хозяйстве  автомобили ЗИЛ. Практически у всех такие машины были в наличии.
Здесь следует добавить, что выпускать запчасти всем заводам было также запрещено.

Что, опять вы вошли в ступор?
Конечно, запрещено, да вы и сами не будете этого делать. Зачем вам   их производить для дяди, ведь вам засчитывают только собранные автомобили, всё остальное не в счёт. Естественно, из этих запчастей вы можете собрать ещё не один ЦЕЛЫЙ автомобиль. Наверху всем известно - страна задыхается от нехватки автомобилей, а вы запчасти растранжиривать хотите. Так не пойдёт, «школьнику и то понятно, что автомобиль нужней, чем какая-то запчасть».
«Такая умная политика была во всем», и касалась всех производств, например, КОМБАЙНОВ или ТРАКТОРОВ, и даже сеялок, веялок и всякой другой «НЕЧИСТИ» – всё это производилось без запчастей.

Почему все поля были усеяны различной сельскохозяйственной техникой? Почему пионеры собирали горы МЕЛКОГО металлолома? Просто целые комбайны им было не дотащить до места сбора.
Весь крупный металл гнил целиком на полях. Вам нужна деталь от комбайна, причем, именно эта деталь ломается больше всех   остальных, а у вас уже есть комбайн, который стоит и не работает.    Вот вы снимаете эти запчасти до тех пор, пока не остаётся ОСТОВ, который вообще никогда не ломается, но зато больше всех остальных деталей по размеру и весу. Ему гнить на поле лет десять, а то и   больше, и только потом он превращался в труху, «А на полях,  останется ТРУХА! ХА-ХА!». Теперь понятно, почему эта песня  - гимн СОРНЯКОВ.

Итак, вернёмся к  пока  ещё не  нашим деревянным  панелям.
Да, у нас есть автобаза, слышим мы в ответ, и половина машин стоит - нет запчастей. Так давайте мы вам продадим запчасти, а вы нам  панели.
Но мы не можем продать вам хорошие панели, только как бы с браком, но мы, конечно, подберем такие, чтобы глазом не отличить от новых. Хорошо, и мы вам также продадим запчасти, как бы прошедшие испытания, но они также практически новые.
Никаких взяток и денег, всё абсолютно через бухгалтерию, по      безналу через банк. Естественно, опять же по закону они  нам - дешевле, и  мы им также дешевле, все-таки брак в их панелях, и износ  после испытаний у нас.
Вот это и есть СОЦИАЛИЗМ с неприкрытым лицом.
Зачем такая сложность? Почему просто не приехать и купить, они  у нас, а мы у них?
Так вот, однажды дети этих дядей и тёть, которые только разрешали  или запрещали всегда и всем, наконец-то выросли, пришли на их    места и поняли, что гораздо лучше и проще сделать все в свободной продаже. Тогда можно не разрешать и запрещать, а просто брать наличными  взятки  деньгами  и  всё.
Но для этого нужна свободная продажа ВСЕГО. Тогда, что хочешь - просто покупаешь самому себе  без всяких посредников. И дело здесь совсем не в ДЕМОКРАТИИ, которой и близко НЕТ у нас до сих пор. Они умно и ловко перешли на новую конструкцию своих взаимоотношений и обозвали это ДЕМОКРАТИЕЙ, чтобы все видели КАКАЯ ЭТО ГАДОСТЬ, и к тому же не  ими  как бы придуманная.

Возвращаясь в наше прошлое, мы, как задумано,  всё обменяли, и  всё реконструировали без взяток. И вот, по прошествии более сорока лет практически в том же достойном виде все эти помещения  используются до сих пор.
А МАЗЕПА, даже став одно время замом директора завода, оставался   в этом кабинете, который я выгородили для него из всей этой   огромной комнаты. На фото именно тот момент, когда МАЗЕПА запечатлен в своём старом кабинете, будучи уже замом директора ЗАВОДА. По должности он обязан сидеть там, в администрации,   рядом с директором, но он не забывает и свой старый кабинет, хоть и маленький, но вполне уютный, мною для него придуманный        много лет тому назад.

Продолжение:
2. - Новая диспетчерская                http://www.proza.ru/2013/07/08/807.