Ожерелье притч

Асна Сатанаева
  ЦЕНА СВОЕВРЕМЕННОСТИ
 В горном ауле не было ни больницы, ни клуба, ни магазинов.  Путь к соседнему селению, где все это имелось, преграждала скалистая гора, и туда можно было попасть только в обход - по каменистой и длинной дороге.

 Одна старушка, карабкаясь по ней, сломала  ногу, и, вовремя не получив помощи, умерла.

 Старик, похоронив жену, сразу же пошел пробивать в скале дорогу. Каждый день он долбил, копал, убирал камни...
 
- У тебя не хватит сил, безумец! – кричали соседи, наблюдая издали за его непосильной работой.

- Не судите по силе рук, а судите по силе сердца, - отвечал он им. -  Жизнь дана на добрые дела: хотите – помогайте!
 
 Но никто не встал рядом. Силы убывали и, боясь, что на самом деле он не выдержит  и умрет, не успев закончить начатое, обратился к местной власти. Но и там от него отмахнулись погрязшие в безделье и лени:

- У нас нет никакой техники. Как мы тебе поможем?!
 
- Жемчужина лежит на дне морском, а падаль плывет на поверхности,  - проворчал старик, и вернулся к своему делу... 
               
 Дорога, которую он завершил через два года, в соседний аул теперь занимала лишь один час пешком. Люди прозвали старика - «Побеждающий скалы». 

 Местная власть тоже опомнилась:
- Что ты хочешь за свою работу?

- Требовать благодарности за каждое из своих благодеяний – значит, торговать ими,  - умер старик со словами.

Сделанное не вовремя - все равно, что не сделанное.


  МЕСТЬ ДОБРОМ
  Жил один талантливый Поэт. Свободный певец, он отличался от других откровенным издевательством над попытками собратьев по перу угодить властям предержащим любым способом - одами, стихами и дифирамбами.

  Объединившись, те объявили Поэту жестокую войну: критиковали манеру его мышления, независимость поведения, его поэтические формы и ритмы… Злой плачет от зависти.

  Ставшие ради куска хлеба холопами, челядью и прислугой, доносами наверх они сумели выдавить его из своих рядов, устроив напоследок показательный концерт.

  Но те, кто встал на его пути тупостью камня, были посрамлены - не везде сидели чинуши. Нашлись такие люди, которыми талант ценился превыше всего, и, благодаря им, Поэт вскоре вознесся - стал в столице большим начальником - ведь глубокие реки текут неслышно...

  Через несколько лет, возвращаясь с работы, Поэт столкнулся с одним  из тех, кто особо ярился на том памятном собрании.

  – Ты – здесь?! Как?!.. Министром?.. – Он был заметно потрясен. Опустил голову. Но тут же с надеждой заглянул Поэту в глаза.  – А-а-а… Не мог бы ты... помочь? Мне не удалось устроить в клинику заболевшую дочь…

 – Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу,  – промолвил Поэт и принялся звонить кому-то. Девушку взяли на лечение.
 
  Однако тот напомнил о себе через месяц:
 – Дочь выздоровела и нам... надо возвращаться. Но билетов на самолет не смог достать - сезон. Помоги…те! – Так и не смог он выжать из себя слова благодарности за уже оказанную помощь.

  Поэт, вручая ему билеты, от денег отмахнулся:
 – Учись доброму – худое на ум не пойдёт. - Бывший враг, пряча глаза, ушел.

  Раны от побоев – врачевание против зла.


   ЭТО Ж МОЁ СЛОВО!
   Однажды Кази пригласили на свадьбу тамадой.

   И вот там его острый слух уловил, как одна разведенка, с виду симпатичная, громко шепчет другой женщине:
 – Ах, как огромен этот Кази! И как несчастна жена, вынужденная терпеть такой вес…

   Живо обернувшись к ней, Кази с лукавой усмешкой парировал:
 – Если ты меня хочешь, не бойся моих размеров, красавица…

 – Аллах! У тебя слово еще тяжелее, чем ты сам! - смутилась та.

 – А это - как я сам захочу, милая, – возразил он. - Мое слово может быть легче ласточки, слаще меда, горше перца, острее иглы, мягче груди, справедливее Аллаха…
 
   Слово зависит от того, на кого направлено!


  КАКОВ ЛЕС
  Жил-был Правитель. Пришел к нему один из его приближенных и говорит:

 - Тебе грозит опасность, мой повелитель. Исполненный тревогой за тебя, я решил  предупредить.

 - Какая опасность? Говори!

 - Твой Советник задумал тебя погубить…

 - Ах ты, злобная тварь! - топнул ногой. - Как ты смеешь клеветать на моего друга и лучшего советника?!

 - Однако это так - не далее как вчера он мне сказал: «Я сильнее этого глупого Правителя…»

 - Как это - глупого!? – чуть не задохнулся от удивления и возмущения Правитель.
 
 - У меня язык не поворачивается повторить то, что он еще говорил. Но ты не веришь мне... А он сказал, что скоро займет твое место. А меня, - потупил глаза, - сделает своим советником...  - Приложил руки к груди. - Но, поверь, я готов скорее  быть у тебя слугой, чем даже министром у самозванца!

 «Неужели мой друг так искусно притворяется?» - Правитель задумался и молчал.

 Доносчик же вкрадчиво продолжил:
 - Он очень хитер и осторожен. Хочет тебя сделать сначала слабым, а потом убрать.

 - Как - это слабым?.. - Потом взбеленился: -  Ме-ня!? У-б-б-брать?! Что ты плетешь,безумный? Как это ему удастся?

 - Прости меня. Но ты, слушая его во всем, уже стал нерешительным, беззубым… - Втянул голову в плечи. – Завтра, во время  утреннего совета, он добьет тебя словами. - Поднял руки. - Это не я, это он так сказал!

 - Ты, видно, не в своем уме! Как он это сделает?

 - Ты сам увидишь. Когда он войдет, с налитыми кровью глазами, с твердо сжатыми губами, и сядет не на свое обычное место, значит, решился...

  Оставив Правителя в смятении, помчался к его Советнику:
 - Друг, я пришел к тебе с дурными вестями! Хоть и нельзя мне разглашать то, что узнал,  и грозит мне за это страшное наказание, я не могу молчать. - Тот испуганно глядел на него. - Я сегодня Правителя пытался убедить, что ты – самый верный друг его, лучший советник во всех делах, но он как с цепи сорвался! Говорит, что твои советы сделали его слабым, беспомощным. И что теперь все над ним смеются.

 - Ах, он так и сказал?.. - возмутился. Но потом решительно произнес: - Меня кто-то перед ним оклеветал! – После недолгого молчания, спросил: - Чем  ты докажешь, что он на меня зол?

 - А вот, завтра на совете и увидишь. Он будет скрипеть зубами, а глаза его будут налиты кровью, уголки губ будут в гневе подрагивать. Значит, приготовился к бою.

  Так ему удалось посеять семя вражды. И принялся ждать, пока те двое уничтожат друг друга, чтобы принять власть в свои руки…
  Каков лес, таков и зверь.


 ИСТОКИ СПОКОЙСТВИЯ
 Кази часто и с неудовольствием наблюдал за тем, как сосед, не покладая рук, работает, создавая благосостояние семьи, а сын его транжирит все заработанное им.

 Поздним летним утром, зайдя к нему, заметил, что сосед моет машину. Повернув голову к раскидистой груше, заметил – в  тени, на топчане под ней, спит молодой бездельник после ночных развлечений. 

 Кивнул в его сторону:
 – Пьяный?.. Да-а-а… кому – утро, а нам – ночь!

  Несчастный отец молчал.

 – Сосед! Его спокойствие кроется в твоем беспокойстве. Проснись, прежде чем тебя зароют в землю! – Кази развернулся и ушел, припечатав: -  Забота не ворона: не каркнет, а скажется!


 РАЗУМУ БЕЗ ХИТРОСТИ НЕ БЫТЬ
 Однажды тигр пошел в лес на охоту, прихватив с собой волка и лису. Им удалось задрать трех зверей: антилопу, оленя и зайца.

 Тигр посмотрел на волка и приказал:
 – Раздели ты добычу!

 – Го-о-о-сударь, –  затараторил волк с готовностью. – Зачем делить добычу, когда она, можно сказать, сама делится? Антилопа, как самая большая из зверей – ваша доля. Олень немного меньше, и она будет моей. А заяц - он меньше всех, пусть достанется лисе.

 Но тигр разгневался его делением и так хватил его лапой, что из волка дух вылетел.

 Обернулся к лисе:
 – Дели ты теперь добычу!

 – Госуда-а-а-рь, – проворковала лиса. – А зачем ее дели-и-и-ть? Совсем не-е-е-зачем это де-е-е-лать! Вашему величеству уже подошло время обедать, поэтому сейчас следует, в первую очередь, скушать антилопу, а потом... отдохнуть вон под тем тенистым деревом. А как проснетесь, съедите оленя – ведь после сна всегда хочется хорошо-о-о поку-у-у-шать… Ну... а потом наступит и черед за-а-а-й-ца.

 – А кто тебя научил так правильно делить добычу? - спросил довольный тигр.

 – Ошибка волка, ваше величество, –  скромно опустила глаза та.

 – Хорошо… Но, если я все съем, что же сама ты будешь есть?

 – В-а-а-ше вели-и-и-чество! Не беспокойтесь обо мне! С меня хватит и объедков!..

  Предел хитроумия –  умение управлять, не применяя силы.