Художник Анатолий Власов

Вячеслав Суханов
УПОВАЯ НА ЭНЕРГИЮ ПОЗИТИВА

Журнал Inside хочет познакомить своих читателей с одним из позитивнейших и
своеобразнейших художников Сергиева Посада. Его картины отличает искренность. Его
судьба вызывает уважение. Его принципы – в верности традициям. И в искусстве и в
жизни. А зовут нашего героя Анатолий Власов.

Голландский сын

- Вы родом из Загорска, а родители?
- Да, я здесь родился, в роддоме за лаврой. А мои родители родом из близлежащих
деревень. Когда я родился, выпал первый снег. И я всегда шутил, что, появившись на
свет, видел снег на куполах (улыбается).
Творческое начало мне передалось по наследству от отца, он был весьма самобытным
художником, окончил землеустроительный техникум, где учеников, кроме землемерного
дела, обучали еще и каллиграфии, что позже ему очень пригодилось.

- Это было еще до войны?
- Да. Отец служил в армии – тогда служили три года - и должен был демобилизоваться
как раз в июне 1941 года, но тут началась война, и ему не дали даже домой заехать. Он
попал на фронт и в конце 1941 года попал в плен…
В конце войны, после того, как отец вернулся к нашим, ему объявили, что завтра же
расстреляют, потому что особисты узнали, что отец его (мой дед) был репрессирован. И
тогда отец бежал от своих в американскую зону оккупации…

- И что же случилось дальше?
- Так, волею судеб, он оказался в Голландии, где и прожил одиннадцать лет, до 1956 года,
до хрущевской оттепели. Жил он там в Амстердаме, в Гааге, затем в Харлеме, где, кстати,
хорошо зарабатывал, работая на фабрике мастером по созданию керамических изделий.
Когда его реабилитировали, и он наконец вернулся на Родину, он был уже наполовину
иностранец и по-русски говорил с акцентом. Здесь, в Загорске, он женился, родил двоих
сыновей. А в Голландии у него остались еще двое сыновей – получается, моих сводных
братьев, которых, увы, я никогда не видел…

Воплощение души народа

- Ваши картины выделяются на фоне творений ваших коллег. Как назвать ваше
направление в искусстве?
- Я бы назвал это ассоциативным реализмом. Мое кредо – как можно ближе сблизиться с
натурой, с природой, чтобы, оттолкнувшись от нее, по ассоциации трансформировать
реальность и творить, создавая некий образ места, образ времени, образ человека, образ
какого-то действия. Для меня важно единение людей в картине и передача идеи связи
времен. При этом мне важен как сам человек, так и среда, его окружающая и которую
зачастую он создает сам. Любой храм, любое архитектурное творение – это ведь
воплощение его души, стремления к Богу, к мечте.

- То есть, если художник Власов стремиться к единению людей в своих
произведениях, то, значит, мы никогда не увидим в них изображения человеческих
конфликтов?
- Скорее всего, да. Мне близко мажорное единение людей, возрождение традиций,
которые нас всех объединяют. И появление новых традиций. Например, возрождение
ремесел, общие праздники: День города, день игрушки, день Козихи… И во всем этом
присутствует позитивный объединяющий момент – либо спортивный, либо творческий,
либо какой-то иной. Мне кажется, что в этом тоже есть воплощение души народа,
основанное на позитиве, на творчестве, на раскрытии каких-то способностей людей….

Гармония человека и природы

- Но в ваших картинах присутствует не только человек и его рукотворные творения,
но и природа. Например, потрясающая картина с одуванчиками, которые до вас
ТАК никто не рисовал…
- Да, и природа. У меня есть целый цикл работ, где человек и природа выступают в
соавторстве. Природа порой создает удивительные творения, например, ландшафты, а
человек ее дополняет, развивает и создает в соавторстве с природой некое единение и
сочетание. Ведь храмы, построенные людьми, создавались не на любом месте, а там, где
гармонично соединялись творения человека и творения Бога. Призвание художника, по-
моему, как раз и состоит в том, чтобы передать эту гармонию, которой так не хватает в
нашей жизни…

- Победить природу, повернуть сибирские реки вспять – вам близок этот
полуидиотский советский лозунг?
- По-моему, нужно призывать к тому, чтобы человек не уничтожал природу. Не
«побеждал» ее. А гармонично вписывался в нее, как ее составная часть – и тогда природа
наделит его новой силой, и человечество будет развиваться по правильному пути. Если
человек наивысшее звено природы, как он может разрушать ее, свою проматерь?!

Знак, цвет и ритм

- Иногда вы напоминаете мне Маяковского в поэзии. Ваши картины размашисты и
энергичны, как стихи советского поэта…
- Один из моих любимых художников – Александр Дейнека. Это очень мощный
художник. И вообще все, что связано с мощным энергетическим началом в картине, - это
знак, это цвет, это ритм. Все законы композиции на этом строятся. И это, в конечном
счете, оказывает сильнейшее воздействие на человека. И великие художники всегда
отличались соединением композиции и организации картинной плоскости таким
образом, что даже в абстрактном варианте, если убрать с картины все второстепенные
детали, их произведения все равно остаются мощнейшими произведениями искусства.

- То есть детали не важны?
- Не совсем. Мне нравятся детали. Я люблю выделить  какую-нибудь из них, и эта деталь
усиливает общее впечатление от увиденного, подчеркивает основную идею художника.
Ведь художник призван утверждать какую-то мысль…

- И какую мысль утверждает художник Власов?
- Мне кажется, что мир настолько великолепен, настолько позитивен, настолько мощна
энергия этого позитива, что нужно стремиться именно к ней, на нее нужно уповать.
Если же думать только о негативе, которого достаточно в окружающем нас мире, то
человек попросту УХОДИТ – начинает унижаться, болеть, страдать - и все это добром для
него не кончается.
Нужно стремиться к позитиву и в картине именно это хочется уловить и суметь передать
в первую очередь. Ведь картина просто так не возникает, она рождается в результате
какого-то мощного восторженного мгновения…

Художник – это дороги

- Обычно на творческого человека сильное впечатление производят какие-то
внешние события, знакомства, переживания. Какие ТРИ события вы могли бы
выделить в своей жизни, которые повлияли на вас, как художника и человека?
- Во-первых, это мой учитель Дмитрий Андреевич Воронцов, художник, с которым мне
посчастливилось встретиться, который перевернул мое мироощущение в начале
становления моего творческого пути. Он был для меня и примером художника, и
наставником, и педагогом.
Его фраза: «Художник – это дороги» стала для меня девизом. Ведь дороги в переносном
смысле - это и новые впечатления, это и развитие своей единственной прямой извилины
(улыбается) – нужно мыслить в творчестве, чтобы твое мышление было видно. Не быть
поверхностным художником, не быть просто ремесленником.

- Следующее событие…
- Конечно, творческие дачи, на которые мы в 1998-91 годах выезжали с группой
художников из объединения «Солнечный квадрат» - это бывшее имение поэта Игоря
Северянина и дача «Газпрома» в Вологодской области. Ярчайшее для меня время! До
этих поездок я варился, как говорится, в собственном соку, а во время этих молодежных
заездов мы учились друг у друга, взаимно обогащаясь и поднимая свое творчество на
новый, более высокий, уровень.

- И третье…   
- Я бы сказал, что это более поздние поездки с семьей по городам и весям. Например, на
русский Север, в Кирило-Белозерский монастырь. Это происходило уже в зрелые годы,
когда хочется подать положительный пример своим детям, помочь открыть им тот мир,
который тебе раньше тоже кто-то открыл.

- Вы много ездите, в том числе выставлялись и за границей. Произведения русских
художников пользуются успехом на Западе?
- Западному зрителю более интересны картины наших авангардистов и картины «под
Шишкина».

- А вы к кому «краю» себя относите?
- А я посередине (смеется). Мои картины тоже покупают. Они есть и в нескольких
русских музеях, есть в частных коллекциях за рубежом – во Франции, Германии, Израиле.

- А в Сергиевом Посаде?
- Я обычно не запоминаю покупателей (задумывается)… Знаю, мои картины покупал
бизнесмен Андрей Федоров. Мои картины любят покупать для оформления своих офисов
и для презентов гостям разные предприятия, например, «Пиро-Росс». Все московские
генералы имеют мои картины (смеется)…

- И последний вопрос. Что еще не сделал художник Анатолий Власов, но очень хотел
бы сделать?
- Надеюсь, написать свои лучшие картины…

Беседовал Вячеслав Суханов


Биография

ВЛАСОВ Анатолий Александрович
Род. 29.09.1959, Загорск (Московская обл.).
Живописец.
Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года (1976-82) у М.М.
Булгакова, Д.А. Воронцова.
Преподаватель Детской художественной школы (1986-87), Детского дома культуры
«Родник» (1986-94), РХТКИ (1996-98), художник по рекламе в кинотеатре «Мир»
(1987-88) в Загорске.
Член СХР (1990). Член Московского объединения художников «Солнечный
квадрат». Член правления СПО СХР (с 2004).

Участник многочисленных выставок. Произведения автора хранятся в Сергиево-
Посадском музее-заповеднике, Серпуховском художественном музее, галерее
«Музеон» в Москве, в частных собраниях в России и за рубежом: Франции,
Германии, Израиля.
Фанат английской рок-группы Pink Floyd, был на трех их концертах.