О центризме

Михаил Ошеров
О центризме.

Центризм как политика и как политологическое направление возник очень давно. Многие политики в разных странах в разные времена считали центристскую политику наиболее оптимальной. В нынешнем современном капиталистическом обществе в рамках его структуры «элита — средний класс — народ» центристы ориентируются в первую очередь на средний класс. Многие современные центристы одновременно стараются быть популистами — находясь в центре политического спектра можно попытаться завоевать голоса и симпатии как слева, так и справа.

Основная проблема как исторического, так и современного центризма — это отсутствие внятных и ясных принципов и идеологии. Обычно это прикрывается стилистическими и риторическими красотами, историческими экскурсами, за которыми стоит пустота. Центристский политик или центристский политолог могут много и красиво говорить и писать, но что они хотят добиться, к чему они призывают, за что выступают, они Вам никогда не скажут и будут максимально изощренно уходить от прямого ответа. Или же, как пресловутый сын юриста, одним будут говорить одно, другим — совершенно другое. Центристский политик или центристский политолог всегда находится между двумя лагерями — левым и правым. И он всегда вынужден в разных ситуациях и разным людям говорить разные вещи. Искусство центриста очень часто состоит в том, чтобы говорить что-то, чтобы ничего не сказать, чтобы не сказать ничего принципиального.

Центрист хочет нравится всем, причем одновременно. В этом есть что-то отчасти лакейское — угождать и нашим, и вашим. Центрист может брать деньги у левых, будучи одновременно учредителем правых интернет-сообществ. И наоборот. История с российскими псевдо-левыми, берущими деньги у олигархов, у грузинских парламентариев и участвующих в чисто правоолигархическом по идеологии «болотном» протесте весьма показательна.

Центристская политика может быть временно эффективна тогда, когда элите общества удается придумать для общества общую, объединяющую цель — строительство нового общественного строя, отражение агрессии соседей или построение тысячелетней империи. В этом случае у основных классов общества возникает сознание «общего дела», которое может оказаться важнее внутренних противоречий. Когда у общества, у страны нет единой сверхзадачи, а люди просто существуют в данном отрезке времени, неизбежно внутреннее противостояние, политика по принципу политического маятника — левые — правые — левые — правые и так далее. В такой политической системе центристы играют незначительную роль и обычно расходятся по политическим «углам».

В Израиле политическая система кроме оси координат «левые — правые» имеет еще другие оси координат — национальную, этническую и идеологически-религиозную. Ашкеназ (еврей из Европы) или сефард (восточный еврей), еврей или араб, религиозный или светский, «русский» еврей, «польский», «марокканский», «йеменский» ... В Израиле люди делятся по происхождению, и это очень важно для израильского политика. В Израиле уже не так часто, как в начале двадцатого века в Палестине и в пятидесятых-шестидесятых годах в собственно Израиле, говорят об «общем деле», ради которого сюда в двадцатом веке собрали людей со всего земного шара. «Русским» политикам местные постоянно тычут в нос происхождением. На заседании горсовета города Холон, в котором живет много русскоязычных израильтян, в ходе заседания горсовета мэр Холона Моти Сассон в разгар дискуссии по поводу строительства дешевого жилья заявил депутату Юлии Малиновской: «Здесь тебе не Россия!» — посоветовал ей «знать свое место». Стоило ли «русским» и бывшим советским евреям ехать на историческую родину, чтоб в ней от местных выслушивать такое?

Израильское общество в отсутствие «общего дела» все больше и больше раскалывается на отдельные этнические и религиозные сектора, каждый из которых старается иметь свою секторальную партию. Кроме русскоязычных израильтян, которые, с одной стороны, составляют отдельный обособленный и подвергающийся дискриминации сектор израильского общества, но, с другой стороны, в отсутствие своих представителей в кнессете не могут отстоять свои общие интересы и противостоять дискриминации со стороны местных израильтян.

Проведение в Израиле какой-либо центристской политики без декларирования для израильского общества общих целей и задач достаточно бессмысленно и практически невозможно. Правящий в последнее время в Израиле правый блок партий во главе с партией «Ликуд» периодически провоцирует соседей Израиля на агрессивные действия, и тем самым снимает внутреннее социальное напряжение в израильском обществе. Массовые протесты в Израиле против социальной политики правительства летом 2011 года прекратились после осеннего ракетного удара Израиля по Сектору Газа и ответных ударов оттуда.

Примерно то же самое произошло и в ноябре 2012 года, перед выборами в кнессет - правое правительство Беньямина Нетаньяху для повышения своего рейтинга перед выборами затеяло маленькую предвыборную войну с Сектором Газа. Декларировавший до последних выборов в кнессет центристскую и отчасти популистскую политику Яир Лапид, вошедший после выборов в израильское правительство и выторговавший себе в нем ключевой пост министра финансов, сейчас проводит финансовую политику «затягивания поясов» в интересах олигархов и не в интересах израильского народа. Так на этот раз закончился декларируемый центризм в Израиле.

В израильской политике в центре всегда что-то есть, но оно именно «что-то», никакое. Раньше это была партия «Кадима», эклектично собранная в свое время из кусочков правой партии «Ликуд» и относительно левой партии «Авода» двумя крупными израильскими политиками Шимоном Пересом и Ариэлем Шароном. Сейчас место "Кадимы" в израильском политическом спектре занимает партия Яира Лапида «Еш Атид». Вся история недолговечных взлетов и быстрых падений партий израильского центра и относительной устойчивости левых и правых партий говорит о сложности создания в условиях израильского разделенного общества чего-то устойчивого, центрального и центристского. То, что создается, обычно имеет разовую, «проектную» популярность и не имеет ясной идеологии и принципов. Что или кто появится на месте партии Яира Лапида «Еш Атид» через четыре года, с учетом возможного повышения электорального барьера? Возможно все, вплоть до полного вымывания политического центра и возникновения сильной политической поляризации по линии «левые — правые». Если не будет очередной войны, которая здесь, в Израиле в последнее время очень часто затевается израильской элитой для решения своих внутриизраильских проблем.