Воспоминания - Школьные годы - 3

Геннадий Рышкус-Янов
      Итак,началась война...
      Из магазинов исчезли все продукты.А если что-то и выкидывали на прилавок,то были необыкновенные очереди...С июля ввели карточную систему...Городские жители стали ходить по деревням и менять различные вещи на продукты...Мы с бабушкой тоже собрались в деревню Загорново.Шли туда через первый лес,собирали ягоды,шли через второй лес-собирали грибы (но их было очень мало),по выходе из леса надо было идти через поле.Бабушка в резиновых галошах промочила ноги.Пришли в деревню,удалось выменять только килограмм картошки...
      Вскоре после этого бабушка заболела.Занялась самолечением.Истопила русскую печку,благо ещё были дрова.Когда вышел дым,она что-то постелила на под печки и полезла туда прогреться.Перед этим попросила меня закрыть за ней заслонку.Спустя какое-то время она вылезла из печки:потная и чумазая...Хворь её прошла...
      Мы с ребятами ходили по окрестным лесам и собирали сучья и шишки.Шишки хорошо горели в самоваре...Однажды Петька Рогов,собрав,нас,мальчишек,предложил сварить щи из крапивы.Мы пришли к нему в полуподвальчик,предварительно нарвав молодой крапивы,раздобыв горстку пшена,вымыв три гайки...Всё это вместе с водой поместили в котелок,конечно,добавив соли.Соль ещё была нормальная,мелкая и белая,позднее нам по карточкам выдавали серую каменистую соль кристаллами...Сварив так называемые щи,мы их съели за милую душу.В другой раз Серёга Михалин позвал меня в гости:-Пойдём гоголь-моголь делать!..Пошли,он тоже жил в полуподвале,но другого дома.Мать его работала в станционном буфете.При входе на столе я увидел две пирамиды:одна-из яиц,другая-из сахарного песка.Мы соорудили по стакану,другому гоголя-моголя и наелись досыта...
      Валеркина мать-тётя Ксюша работала в исполкоме буфетчицей.Буфет располагался в подвальном помещении и мы,ребята,с улицы наблюдали,как во-время перерыва в заседаниях исполкомовцы выходили в буфет,где им подавали бутерброды с чёрным хлебом и джемом.Иногда тётя Ксюша выносила и нам по бутербродику...
      Начало учебного года в Ногинске перенесли на октябрь,а до этого мы ходили по полям собирать мёрзлую картошку на корм скоту.В школе им.В.Г.Короленко,где мы проучились первые четыре года,был устроен госпиталь.Мы,школьники,ходили туда и выступали перед ранеными.В середине сентября через город двинулся поток беженцев по улице им.III Интернационала и шоссе Энтузиастов на Горький...Поток не прерывался двое суток:люди шли семьями,ехали на подводах,вези таратайки...
     Пятый класс мы начали в новой(старой)школе №6.Это было здание казарменного типа.Учителя были разные.Нашим классным руководителем была учительница алгебры(в дальнейшем геометрии и тригонометрии).Маленькая,простоволосая блондинка,похожая на птичку:мы её так и прозвали Куропаткой...Про учителя русского языка и литературы я уже рассказывал:он меня завораживал своей интеллигентностью и независимостью,но часть класса его не понимала...И это было печально...В алгебре я разбирался хорошо,она даже мне нравилась.Географию я любил.Историю,частично...Немецкий язык мы не хотели учить,считая его языком фашистов,но нас долго убеждали в необходимости знания немецкого языка,особенно в дальнейшем...К сожалению,он не всем хорошо давался.Я только читал нормально,переводил со словарём и писал сносно.Разговаривать мне было трудно,так это и осталось...Пение я любил,хотя и не обладал ни слухом,ни голосом...
      В городе начались воздушные тревоги,бомбёжек,правда,не было.Мы с бабушкой решили построить бомбоубежище.Для чего использовали погреб.Сарай был разобран на дрова.Брёвна мы взяли для наката над щелью.Прокопал я вход,накат накрыли землёй.В это убежище мы первое время и прятались при тревогах.Но в дальнейшем нам это надоело и мешало сну...Как-то бабушка разбудила меня:-Тревога!Пойдём в убежище!?.Но я отказался:так хотелось спать...И мы не пошли,тем более,что там сыпалась за шиворот земля сквозь щели в брёвнах...
      Началась суровая зима 1941-1942г.г.Наконец-то наши разбили немцев под Москвой...
      Но до окончательной победы ещё было очень далеко...

                2013