ТРУДные переХОДы ГИВи Георгия от ТРЁХ до 8 ГОДиков

Крыленко Владимир
ТРУДные переХОДы ГИВи-Георгия - от ТРЁХ - до восьМИ ГОДиков
(ХРОНика-БЫЛЬ о ЖИЗНи моегО тяжелО, ТРУДно рождЁнного СТАРшего ВНУКа Георгия ДзагАния -
           от ТРЁХ ГОДиков - до восьМИ - до рождЕния сестрИчки ЛЮбоньки)
      
     Май, июнь 1995 Лена (моя СТАРЩая ДОЧа, жиВУщая в СОЧи) не писАла нам писем, но у них вроде бы порядок. Лена работает научным сотрудником лаборатории морских берегов на 0,9 оклада самого низкого!
     Георгия перевели в детский садик возле её общежития. Максим часто в горах, в пещерах.
     По просьбе мамы - для встречи Гали, приехавшей из Израиля, Лена с 14 августа взяла отпуск 22 дня и приехала 13 августа с Гиви к нам. В Ясиноватой их встретили Галя и я.
     У Гиви - появилась странная гриммаса на личике: напряжённо сощурен!
     У Лены - горестные складки вокруг рта. Лена привезла 2 ведра груш (её в Иловайске уговорили купить продавцы), а у нас уже есть 4 ведра таких же "Лесная красавица": Женя (ТЁТя ЛЕНы) привезла и Яна Беленькая (приЯтелька МАМы) нарвала где-то в саду! Лена привезла печенье, конфеты, детское питание (не понадеялась на нас).
     Гиви сразу начал приставать к Свете, Гале, Маше. Но Свету с мамой 14 августа я проводил в Киев (в лагерь), а Галя и Маша велИ себя невозмОжно неприЛИЧно: орАли оскорбительно на Гиви (он, видимо, - хотел с ними поиграть). Лену это - естесственно - раздражало. Дело дошло до драки 19 августа, когда Лена драла Машу в коридоре, выскочив из ванной, где стирала одёжки Георгия и полотенца.
     С Гиви Лена ходила на ставОк (Кальмиусское водохранИлище) 4 дня подряд, загорали, купались.
     17 августа я с ними тоже пошёл, взял детскую резиновую лодочку, надул, а Гиви боится сесть в неё. Лена села и легла в неё, а Георгий боится. Я посадил Гиви, он визжит, Лена сердится: "- Он не хочет, значит не надо!" Я наловИл немного раков, рыбок, Георгий их выпускал. Немного бултыхался в ставке. Предпочитает сидеть у Лены на руках.
     15 августа ходили в милицию, Галя получила свой паспорт. Потом зашли на рынок, Лена купила кое-что из продуктов. Я нёс Гиви на шее, на повороте улицы Марии Ульяновой я пошёл на красный свет светофора, Лена разъярилась, ругала меня долго, сказала, что с ней у Георгия ничего не случится плохого, забрала его у меня. Я сказал, что никто и ни отчего в Этой ЖИзни не застрахован, я выносил шестерых ДЕТок и кто вам дал право меня отчитывать, как школьника? Я с Галей зашёл в магазин инвалидов (Галя и Лена его не выносят, там их отчитали когда-то ни за что в 1993 году). купить пряников, а Лена с Гиви убежала домой. Потом были ссоры Лены с Галей, Машей (мама убегала на работу к себе), Лена ходила сама гулять с Гиви, готовила еду для всех и для Георгия, стирала для Гиви и для всех, в общем - выматывалась. А потом Лена согласилась поехать на Оскол (я не верил в возможность этого).
     Но 20 августа МЫ ВСЕ уехали рано утром поездом, дошли до речушки ОдноРЁбровки, сложили рюкзаки в лодку надувную, я и Маша поплыли, а остальные пошли через лес. Георгий в походе хорошо вёл себя, много купался, бегал по воде, игрался. Лена тоже много купалась, перплыла Оскол (2200 м ширинЫ), под обрЫвами Западного бЕрега - рвали сливы, искали и находили грибы (Лена очень хорошо их находила - лучше Маши).
     Гиви в лодке немного попискивал, когда нас швыряло волнами. Лена много занималась хозяйством, готовила на костре еду, ходила с Гиви в лес, ловили окуней.
     25 августа поездом хорошо доехали в Донецк.
     27 августа в день Шахтёра мы всей семьёй гуляли по Донецку. Ели бесплатное мороженое, катАлись на каруселях, отдыхали.
     Сидя на мне сверху, Гиви смотрел выступление народных ансамблей, а нас долго снимали теле-репортёры. Потом прошли к фонтану на бульваре Пушкина, к площади Ленина и домой. Вечером гуляли на детской площадке, Гиви ездил на каруселях. Смотрели на саолёт, долго круживший над нами. Гиви потерял свою игрушечную машину и не хотел искать, а я нашёл. Вечером смотрели салют с плотины Калиновой Балки, а до этого гуляли у Дворца пионеров под дождиком. Днём ходили к Яне Беленькой (Лена и мама), а меня с Гиви оставили ждать во дворе. После дождя было сыро, Гиви (с другими мальчиками) пускал машины по воде, вымазался весь в грязь, Лена его потом еле отстирала (будто ей мало работы и без этого).
     28 августа я не смог купить билеты в Сочи. Вечером поехали в Ясиноватую, там купили сданный кем-то билет и уехали в Сочи.

     12 октября 1995 - письмо от Лены: СОфия поедает в доме конверты, бельё: ждёт щенков. Гиви в садике перевели в более младшую группу, где с сыном сослуживца Максима Гиви устраивает Игрища, а воспитательницы спрашивают не родственники  ли они? В изо-студию Гиви ходит реже, без Лены не хочет сидеть.
     В конце отпуска (в начале сентября) ходили в ГОРы на 6 дней - на речку Сочи: купались, питАлись форелью, грибами, черникой.
     В конце сентября Лена не работала: бастовали воспитатели детских садов.
     28 ноября Лена позвонила и сказала, что передаёт нам с оказией (бывшим сослуживцем Максима) мандарины, лимоны, хурму, конфеты, поздравление Маше с днём Рождения.

     Из письма Лены Гале - от 20 июня 1995г:
"Только сейчас у меня появилось желание писАть письма. Надеюсь, что ты навестишь нас в Сочи. 9 июня бабушке Максима отмечали 88 летие. Мы на выходные работаем, на душе как-то тоскливо и я никак не могу выбраться из этого настроения. Максим работает спасателем и Георгий тоже с НИМ: сейчас везде лазит, говорит, что и он будет спасателем. Ему понравилось, как отметили его день рождения (4 ГОДа ужЕ!), были дети, подарили много подарков, только Максим в это время был в горах. Будь весёлой и здоровой, Лена."

     31 декабря 1995 в 18 часов Лена позвонила из Сочи и сказала, что Инна Гельман-Курек-Крыленко ждёт ребёнка (братика ГИВи).
     Из письма Лены от 14 декабря 1995:
"Посылаю красивое фото Гиви, он любит позИровать и фотографироваться. Ходим в студию, Гиви не очень даётся английский язык, а в рисовании уже заметен прогресс! И на музыке тоже Жорик подпевал, он иногда просит поиграть с ним в шахматы, он пока только расставлять их умеет. Жорик капает мне на мозгИ: "Поздравь Машу с днём рождения и всех с праздником Нового ГОДа!"

     23 марта 1996 ЛЕНа звонила в Донецк, говорила со Светой.
     24 марта ЛЕНа звонила в Донецк, говорила с мамой.
     30 апреля звонила Лена, а мама ей сказала, что я у "подруги", а мне сказала, что Лена теперь не приедет!
     Но 1 мая вечером позвонил Юрий Владимирович (дедушка ГИВи) и сказал, что Лена уехала в Донецк. Я позвонил в Иловайск и узнал, когда приедет поезд, а 2 мая мама и я встретили Лену и Георгия. Лена худенькая, но выглядела лучше, чем в авугусте 1995-го. Гиви тоже неплохо выглядит, стал спокойнее (взрослеет), Лена снова не позволила взять мне его к себе на плечи: "- Не надо, папа, - он не хочет!" Поместились они в комнате Светы. Ложились они около 22 часов спать, а вставали в 8-00 часов. Днём Жорик спал 2 часа. Мы ходили несколько раз на ставОк-Кальмиус, Жорик заходил в воду несколько раз - до колен, но не купался. Холодная вода и у него разбит затылок (а разбил он его 1 мая на Мамайке). Ударился обо что-то на лестнице на пляже, рана получилась глубокая, было много крови, дома Лена обработала её аэрозолем, а 2 мая поехали в Донецк. В Ясиноватой Лена сняла пластырь, ещё побрызгала аэрозолем, к отъезду 10 мая раны уже не было. Из-за раны Лена мне запретила кувыркать Георгия, только 9 мая (4 ГОДа ГИВи!) он несколько раз запрыгнул мне на плечи и кувыркнулся. На день 4-летия Гиви купили 2 пожарных машины больших, сандалики и др. Пару раз ходили на детскую площадку, где Жорик съезжал с горки, на карусели. Гиви мало-послушен, очень часто поднимает рёв (для воздействия на Лену, которую он называет - то Лена, то мама) и Лена его слушает.
     4 мая Лена ходила в гости к Инне Помазковой, а 9 мая Инна не пришла к нам - уехала на дачу.

     9 мая ходили в Луна-парк, у монумента Освободителям Донбасса смотрели самолёт и приземление парашютистов. Позже Лена с Гиви проехали по детской железной дороге. Вечером был стол с тортами, 4 свечки, которые Жорик задул с первого раза. Но никто даже не захотел дослушать песенку "Мне уже исполнилось ЧетЫре, мне давнО пошЁл уж ПЯтый год!", которую я исполнял для наших 6 детей - не только в 4 года, а и старше. Кот Айсик сразу понял Жорика, прятался и появлялся, когда Гиви ложился спать. Уже в первый день Гиви сказал Лене: "- Поехали домой к папе и СофИе!" Но потом уже не повторял этого, ездил по комнатам на Светином велосипеде "Зайка", на качели ни разу не попросился покататься. Гиви много ходил сам, но иногда просился ко мне на руки, а мне САМОМУ ОН взять себя на руки не позволял (а Лена поощряла эти отказы!). Только в конце он на мне проехал пару раз. Любимые его игрушки - это автомашины! Когда вырастет, он хочет стать спасателем, как папа. Папа получает 800 тысяч рублей в месяц, а Лена 300 тыс и им с трудом хватает на жизнь.
     10 мая мы с мамой проводили их в Ясиноватую, где онии уехали в Сочи, чтобы быть 12 мая на работе. К этому времени они ожидали возвращения Максима (после пещеры с болгарами и альпиниады на Кардываче).
     22 мая ЛЕНина мама дала мне положить на место 27 долларов, которые Лена дала ей, чтобы она в качестве подарка на день рождения купила себе туфли, но МАМа НЕ купила...

      27 июня 1996 - ЛЕНе - 30 ЛЕТ! МЫ послали Лене 2 письма и телеграмму с поздравлением. Дома мы не отмечали, а только вспоминали. Лена получила поздравления от всех нас, всё-таки 30 лет!
      2 июля Лена звонила в Донецк, говорила со Светой (мама и я в это время "встречали" Свету): у них всё хорошо.
      12 июля звонила Лена; Гиви говорил с бабушкой. У Софии родилось 7 щенков, Лене надо их выходить до 1 месяца.                20 июля получили письмо Лены. Её поздравили с днём рождения многие, как никогда. Лена поздравила Машу с дипломом. На работе Лена рассылает письма; ищет заказчиков по работе. Ходят купаться на речку (20 минут ходьбы от места работы Максима). Он почти всё время в разъездах (соревнование и т.п.)...
      10 августа позвонила Лена: Она не может ехать с нами в поход, так как ещё 6 щенков Софии не розданы (1 щенка взял Андрей (едИнственный РОДный ДЯДя и ТЁТя ГИВи!) на Мацесту). Везти Гиви к нам - это надо затратить пол-миллиона на дорогу (билет от Сочи к нам 120 тысяч!) поездом. Максим был на Фиште, когда там разбились вертолётчики, сейчас Максим тоже на Фиште. Лена хочет отдать щенков и поехать к Максиму, а в сентябре провести отпуск втроём.
      28 октября я встретил Лену в Ясиноватой, через 5 минут подошёл Ваня, взял у Лены рюкзак (мне Лена рюкзак не даёт). Гиви она тоже не позволила мне взять на руки. Лена выглядит хорошо. На неё очень подействовала гибель сотрудников Максима на реке Сочи летом 5 августа 1996. Она с Гиви и Максимом были в горах, у Лены кольнуло сердце и стало плохо в тот момент, когда тонули парни, но Лена посчитАла, что что-то плохое случилось в Донецке с кем-то из нас. А через 2 дня к ним в горы пришёл Юрий Владимирович и сказал им об этом, из-за этого им не дали квартиру, хотЯ МАксим был ПЕРВый в Очереди (её отдали семье одного из погибших). А жена погибшего вернула им щенкА, которого перед этим им подарила Лена. И СВОЮ квартиру ЛЕНа ТАК и НЕ полуЧИЛа ДО СИХ ПОР (2013 ГОД) и ВРЯД-ли поЛУЧит в Этом МИРе...
      Гиви стал спокойнее, не кривляется и не дерётся со Светой. Хорошо занимается с Машей на компьютере. Котёнка бело-рыжего Гиви любит, хотя он от него и прячется. Со мной Гиви не хочет ни прыгать, ни гулять во дворе. Смотрели рисунки мои о странствиях богатырей.
      6 ноября к нам приехала из Краматорска подруга Лены Марина Бабаш с дочкой 3-х лет Любой. Гиви хорошо с ней играл, а когда я пришёл с Кирши, Гиви похвалился мне: "- А к нам Люба приехала!" и побежал к ней. А 7 ноября Лена и Гиви ездили к ним в Краматорск.
      8 ноября мы все вместе ходили за грибами, у теле-Центра зашли на базар, глянули рыбок в аквариумах, потом дошли до лесо-посадки, а оттуда - до Донецкого "моря", потом до железной дороги у станции КаравАнной (ГИВи Ехал на мне верХОм). Там Гиви шёл с Машей, собирали зимние рыжики, потом жгли костёр, поели. Костёр разжигала Лена, Гиви жёг прутики, ел слабо. Потом пешком дошли до Маш-завода БоссЭ, потом домой ехали трамваями, Гиви нравится ехать трамваями (в Сочи их нет). Лена спала с Гиви днём 2 часа и ночью. Маринованные грибы Жорику понравились (ОН же ИХ - ТОЖе собирАл!).
      Лена привезла мне в подарок (мне 60 годкОв!) большие ботинки с мощной подошвой, 2 пары носков.
      С работой у Лены неважно, заказчиков мало, заработки малы. Лена подрабатывает на геодезической съёмке, за что на неё дуются сотрудники-геодезисты. Софию выгуливает Лена, Гиви приводит с садика и отводит тоже Лена. Спит Жорик уже в кровати - вместо манежа. Ограду под окном они так и не сделали, хотя бельё Лена там вывешивает.
      10 ноября мы с мамой проводили Гиви и Лену до Ясиноватой, там быстро купили билет и уехали. После этого писем нам Лена не писала.
      24 декабря Лена позвонила и сообщила о приезде к НИМ в СОЧи - ЕЁ сестрЫ (18-ЛЕТней) Гали из Израиля. Галя с Леной Звягильской были у Лены, где Жорик спал на кровати между ними (он гладил и обнимал Галю, как и поЧТИ четЫРе года назад, только пососАть сисю уже не просил). Галя их много фотографировала, а потом сделала фото и прислала с Израиля.

      21 января 1997 Лена встретила Галю и Лену у поезда и отвезла их домой. Гиви снова спал между девочками на кровати, а Давид - отец Звягильской Лены - спал на кровати Жорика.
      22 января гости уехали.
      6 февраля звонила Лена: у них порядок. Только Лена поломала палец, а в Сочи до этого 4 дня не было электро-энергии и связи (оборвали снего-пады провода).
      Лена привезла фейхоа, я перемолол его с сахаром, потом Лена беспокоилась, чтобы не пропало оно.
      Поздравление с 26-летием Максиму и коробку конфет "Птичье молоко", которые передала Галя, Макс оценил в Мацесте.
      Гиви сказал, что Галя его любимая и что он ей напишет письмо.

      Нам Лена пишет редко: "Есть немного работы, а дальше - видно будет.
      Жорик ходит на грани простуды в садик. Я сдам договор и, может-быть, - возьму больничный...". Лена просит достать в Донецке 2-3 альпинИстских обвязки - для скало-лАзания, в том числе - для Георгия! "...Мы  с ними (Наташа из Болгарии) два раза уже ездили на Красную Поляну, каталдись на санках.
      Мария НИколаевна (90-летняя пра-бабушка ГИВи) - сначала ругулась на щенка (сына Софии), а теперь привыкла. Они всё время вдвоём дома, и она читала через лупу книгу по собаководству.
      У Лены нелады с Максимом, так она обмолвилась по телефону.
      20-22 апреля Лена была в Донецке. Лена одЕла серёжки (ей проколола уши знакомая).
      Максим обиделся, что Лена не доверила это ему. Лена пол-года назад сказала Мацестинцам, что Максим ходит к любовнице (на 10 лет старше НегО), она ВЕдает детским туризмом в Сочи. В Донецке Лена многое рассказала маме, теперь любовница беременна, говорит, что от Максима, он тоже с этим согласен.
      22 апреля я проводил Лену в Сочи, Гиви остался у нас.
      Лена собрала группу, ходили в горы на майские праздники, Максим с 20 по 30 апреля ездил на Кардывач. Лену он и раньше никуда не брал, хотя своих приятельниц всех туда переводил.
      В мае Лена в Сочи ремонтирует квартиру.
      ЛЕНина Мама звонила Юрию Владимировичу по поводу беременной любовницы Максима, на это Юрий Владимирович с сарказмом ответил:
      "- Откуда узнали новости в Донецке? что от него требуется?"
      А мама попросила поберечь Лену от возможных выпадов против неё, от её прыжка с 4-го этажА и т.п.
      29 мая Лена позвонила в Донецк: разрешила маме взять Гиви в поход на речку (до этого Лена не соглашалась на это).
      А Гиви очень агрессивен ко мне, а бабушка его поощряет! Часто ссорится со Светой, а с Машей хорошо ладит, с восторгом кричит: "- Машша!", когда Маша приходит домой. Из окна кухни машет уходящей Маше - и Свете - тоже! Любит играть в игры на компьютере и смотреть, как играют девочки. Котов любит, почти не обижает ИХ, но Крис рычит всё время на него, когда Гиви пытается брать его на руки. Иногда Гиви играет на детской площадке во дворе. Ходит Гиви по Авто-колёсам (вкОпанным в землю), по бревну, лазит по лестницам, брусьям, съезжает с горок, хорошо ходит на Киршу через полЯ. Лазит по веткам абрикоса. Бабушка привозила его и на мой МОспинский огород.
      1 мая утром 1997 Гиви со мной ходил на площадь Ленина на митинг, лазил там вокруг фонтана. А вечером гуляли по городу Донецку - от воскресной школы Светы - по бульвару Пушкина, площади Ленина.

      9 мая 1997 (5 ЛЕТ Георгию!) были в Луна-парке Имени Ленинского комсомола, у монумента Освободителей Донбасса, на митинге в честь Победы, прыгали парашютисты.
      А днём - ДОМа отметили 5 лет Георгия! Был стол с 5 свечками, тортиком, пепси-колой. Подарили много подарков.
      Когда Лена звонила в Донецк в 1-й раз, Гиви жаловался, что его все обижают, а во второй раз - подошёл к телефону - улыбаясь, а когда взял трубку - расплакался!
      Хорошо кушает сам, не прихотлив в еде. Спит с 22 часов до 8 утра. Днём спит 2 часа, хотя первые 2 недели не спал. Перед сном читаем ему сказки из детских книжек.
      После бабушкиных нападок на меня 20-25 мая, Жорик тоже на меня нападал, пинал ногами, руками, отгонял от бабушки (ведь Тамара - при малейшем моём прикосновении к ней, она вопила: "- Убери руки!"), а Гиви это повторял И часто приговаривал: "- Дедушка плохой!" А с 28 мая Гиви стал меньше на меня нападать, МЫ купались в Кирше в прудУ, Кальмиусе. ловили раков, рыбок, испытывали плавательный пояс (набранный из пластика). РачАт Жорик называет крабы. Знает, что папа работает спасателем, а кем мама - не знает. Хвалится посторонним людям, что он живёт в Сочи, что его папа - спасает людей.
      Гиви УЖЕ ХОЧет плыть на байдарке со мной. Иногда прыгает мне на плечи "прыг-скок, обвалился потолок!"
      С 29 мая ГИВи много катается на качели. Сам сильно раскачивается, сам залазит и слазит.
      Гиви часто пищит: боится, что другие - ВСЁ САМи съедЯт, а ему - НЕ остАвят, едУ ЕМУ НЕ дадут! А Бабушка его успокаивает: "- У НАС - ТАК - НЕ ДЕЛают, - даЮт еду ВСЕМ!" Но он через 2 дня всё повторяет. Любит смотреть мультфильмы. Бабушка часто берёт его в город. Иногда назывАет его: "- Моё ЗОЛотце!" (КАК когДА-то - 30 ЛЕТ наЗАД - в 1967 - ЕГО МАМу - ЛЕНу!)...
      Гиви Любит Ездить лифтом (особенно в первый месяц пребывАния у нас). Открывать двери приходящим к нам - тоже любит! А когда приходит домой и у двери его спрашивают: "- Кто ТАМ?!", Гиви кричит: "- Я!" И ЧАсто молотком забивает гвозди в скамеечки (кудА ДО Этого - 10 лет наЗАД - НАШа СВЕТа забивАла!) - просил подарить ему маленький молоток. Жорику нравится быть в компании (ведь в Сочи Этакой компании - нет!), а тут - пятеро или шестеро, когда приезжает ТЁТя Женя! А рисовАть - не умеет - даже раскрашивает плохо!

      А 3-27 июня 1997 ГИВи БЫЛ с НАМи в походе на байдарке: от Калмыково (за Ново-ХопЁрском) - по рекЕ ХопЁр, по Дону, по Иловле. Потом через Волгоград поездом в Дебальцево.
      Жорик сидит в отСЕКе с бабушкой, ведёт себя хорошо. только вначале ко мне относился враждебно (перенимАл ВЫходки ВЫпады бабушки и Маши, котОрые для него - непререкАемые авторитЕты!), а потОм - хорошо! Вначале боялся купаться, затем я его затянул по пояс в ВОДу, он покричал, но после этого спокойно САМ лез в воду. На нём всегда (и на суше тоже) пластиковый набОрный пояс. С ним он плавает по течению 10-20 минут, ныряет. Рыбная ловля его не очень увлекает. Хотя живцов ОН носит мне и Маше. ИгрАется на торЧАщих по берегу  брёвнах - ЕГО "Лошадках" - и в воде, и на берегу - "катается"! Ест хорошо, на комаров не обращает внимания. Кота белого (по Имени КРИС) не обижает, не хнычет при долгом плавании. На пляже у самой водЫ - наа без-ЛЮДном Острове (перед устьем Медведицы) Гиви нашёл топор хороший (он у меня под кровАтью лежИт ДО СИХ ПОР и в походах побывАл!). Очень радовался Гиви кораблям на Цимлянском "море".
      В поезде до Волгограда Гиви показал кондукторше, что ему 5 лет, он не был записан у нас в паспортах, поэтому кондукторша пристала к бабушке.

      Июль 1997 года. В Донецке ГИВи ездил на Киршу, на ставкИ-прудЫ, научился без пояса проплывать 5-10-20 м, прыгать с меня (с ПЛЕЧ) в воду столбиком.
      НА МОЁМ ОГОРОде большой урожай, я привез кабачкОв. ДОма я маринУю кабачкИ, а ЖОРик уКЛАДывает ИХ кружОчки в 3-литровую банку - ЕГО маленькая обожЖЁНная в ЕГО полторА ГОДа ручка - хорошО входит в банку! И ЕМУ Это интересно! И мне с НИМ! ТогдА я заКРЫЛ 25 банок и хоть однА - ЕСТЬ ЕЩЁ ДО СИХ ПОР! НЕ исПОРтились!
 
     А Лена, - когда приехала в СОЧи, - на майские праздники собрали компанию и ходили по снежным горам Кардывача. С Максимом у Лены отношения плохие (он продолжает ходить к своей беременной подруге),

      16, 29 октября 1997 Лена звонила в Донецк. У неё отношения с Максимом улучшились. Он ночует дома, у Лены много работы.
      В ноябре Максим в отпуске, но его отзывали доставать утонувших в вертолёте спасателей Сочи (спаСАВших рыбакОв в море у Адлера).
      16 декабря Лена звонила: у них в Сочи снежная буря, мороз 12 градусов, отрезало электро-энергию. Гиви приглашал Свету в Сочи.
      В Донецк хочет в гости пра-бабушка ГИВи - Мария Николаевна Дзагания (91-лет). В письме ОНА отметила, что в октябре-ноябре Лена выглядела хорошо, ходили в лес.
      30 декабря 1997 звонили: у них порядок. Жорик хочет в Донецк.

      2 января 1998 Лена сказала, что у Гиви родился брат родной по папе - Максим Максимович! Максим - ЕГО папа - стал, вроде-бы, - лучше относиться к Лене, стал больше бывать дома.
      16 января звонила Лена, сказала маме, что Максим (ЕМУ сегО-дня = 27 лет!) снова ушёл от них!
      Февраль-март 1998: Маша, мама пробуют связаться с Леной по электрОнной почте, но не получается...
      Апрель Лена пробует готовиться к работе в Турции.
      Май мама послала в Анкару документы Лены в университет профессору ОЗ-ХАНу - ЗАВ-КАФедрой БУХТ и лиМАНов .
      19 мая Лена и Жорик приехали в Донецк. Лена внешне ничего. Гиви (ЕМУ УЖЕ 6 ЛЕТ) стал тише, с трудом прыгал мне на плечи, плавать он не научился.
      22 мая Лена с Гиви пришли ко мне в больницу - после операции (МНЕ) аденомы, Гиви интересно посмотреть на капельницы и другое.
      25 мая Лена с Гиви уехали, Максим их не встретил в Сочи.
      8 июня у Гиви заболел молочный зуб, его вырвали, Лене дали больничный лист. Денег у Лены совсем нет. Жорик скандалит с Леной, не очень её слушает. Максим всё в разъездах на соревнованиях.
      30 июня 1998 у Гиви в Геленджике (у дяди Славика и ТЁТи Марины) появИлся ПЕРВый двоЮродный БРАТик; Серёжа Крыленко!
      Лето 1998-го Лена работает, Максим тоже, Гиви - в садике.
      Лена в июле 1998 была в Геленджике у Славика и Марины. Лена освоила электрОнную почту, часто присылает нам письма в Донецк.
      4-17 августа Жорик был на Мацесте у деда-бабы. Лена в Одессе на 10-летии окончания ОГМИ, потом в Крыму.
      С 18 августа по 10 сентября Максим в Новороссийске на курсах, получил диплом "Водолаз 3 класса". ТУТ Этим Летом 1998 Максим чуть не утонул при нырянии, после чего СРАЗу бросил курить!
      А Гиви в Это ВРЕМя - в садике - обучают грамоте.
      15-24 сентября ездили в горы реки Сочинки с Гиви, Максимом и Галей Крыленко.
      5 октября у Жорика заболел живот, температура.
      16 декабря 1998 у ГИви - ЕЩЁ братик двоЮродный в МосквЕ рожден: КрылEнко Василий Иванович!

      Зима 1998-1999-го: у Лены проблемы в общежитии (пере-пропИска), с Гиви врачи гоняют: пишут чушь из карты детского садика, где он был 4 года. Гиви неплохо занимается, ходит в горы с рюкзаком.
      Новый 1999 год встретили в лесу в балагане. Максим провёл декабрь 1998-го в городкЕ Ногинске на курсах "Спасателя международного класса" (он - первый в Сочи!).
      14-20 февраля 1999 Лена была в Донецке (а Гиви - Солох-Ауле - в лесУ под горОй ФИШТ!), возила маму в онкологию на сеансы облучения, со мной была у зав. онкологией - БОндаря - по поводу лечения мамы НОВым чудо-ДЕйственным препаРАТом <УКРАин>, за котОрый неДАВно БОндарю ДАЛИ МеждунаРОДную ПРЕМию. И покА БОндарь отвечАл по телефону, НАМ ЕГО коллЕга сказАл, ЧТО ЭТот <НОВый чудо-ДЕйственный препаРАТ>  <УКРАин>, котОрый НЫНе продаЮт за 1060 ДОЛларов за 10 таблеток, - 10 ЛЕТ назАд - свобОдно ЛЕЖАЛ у НАС в аптЕках - по  9 копЕек - за 10 таблеток! А НЫНе ВОТ - переСТРОили...
      19 февраля ЛЕНа привезла много подарков и всякой вкуснятины. Готовила еду, убирала, стирала, вязала носки. Лена выглядит лучше, чем  1-2 года назад (Максим не блудит).
      20 февраля Лена увезла в Сочи СВЕТин велосипед "Зайка".
      21 февраля в Сочи Лену встретил Максим, ездили в Солох-Аул, забрали Жорика. Там был снег. А Гиви говорит, что в Сочи зима неПРАВильная: снега нет!
      Перед 8 марта Лена болела гриппом, 3 дня не вставала, ещё покашливает. Максим переболел раньше, а Жорика в эти дни выгоняли на улицу (погода чудесная). Лена гидрологией не занимается. Прописали её в общежитии в комнате 91. Макс уехал в Порт Кавказ.
      ЛЕНа: "29 марта наш знакомый отвёз в Геленджик Серёже велосипед, Гиви пока не катается. На работе завАлы, а денег ПЛАТят мало..."
      1 апреля у Софии 7 щенков: 4 мальчика.
      17 апреля большая загрузка на работе. Гиви определили в школу при детском садике.
      2 раза Лена возила его на секцию скало-ЛАЗания.
      21 апреля у нас всё нормально. Максим в Красной Поляне - готовится к соревнованиям.
      27 апреля у НАС была Лариса Владимировна (мать Инны Гельман-КрылEнко), она мало взяла вещей для Васи. Макс до 3 мая в отгулы ушёл в горы с Софией. Я 1 мая пойду на базар 3 щенков продавать. Жорик к ним уже привык, они к нему лезут играть.
      5 мая ЛЕНа: "3 дня праздника я провела на базаре, пыталась продать щенков, остались 2 (он и она), грызут друг друга. София от них прячется в ванной. Максим вернулся 1 мая с вершины Чура..."
      18 мая ЛЕНа: "День рождения Жорика праздновали 9 мая 1999 на реке Сочи возле СПАС-отряда, а 10 мая приходили Мацестинцы, Жорины друзья. Подарков достаточно. 15 мая продали последнрего щенка - девочку за 700 рублей (а Ж-Д билет "Сочи-Донецк" = 140 ТЫСяч = 500 щненков поРОДистой овЧАРки!) - дорОже всех! Пока были на базаре, Жорик был в парке Ривьера 5 часов. 26 мая Макс на 10 дней едет в Нальчик. На огороде Мацесты я ухаживаю только за земляникой (раньше была клубника).
      1 июня поздравляю с началом лета и огородного сезона! С Гиви ходили в цирк, зал пустой. В воскресенье ездили в Солох-Аул - собирать чай для себя. Щенки Софии там уже большие, с ними проводит время ангорский кот. Жорик ходит на скало-лазание, ему нужно снаряжение.
      10 июня давно не было сообщений, я переживаю. У мея большая новость - 6 недель беременности, решили оставить. Пока обхожу врачей, очень неприятно, никто ничего не проверяет, кроме паспорта и мед-страховки, а до здоровья - ИМ дела никому нет! На соревнованиях у Голубого Озера (Нальчик) - Макса команда заняла 10 место из 18 команд региона. На скалолазание Жорик в основном ходит с Максимом.
      15 июня море тёплое, но редко бываем. Собираем грибы белые, лисички. СталИна Владимировна в больнице - отказала вторая почка, Мария Николаевна (Ей поШЁЛ 93-тий ГОД) сильно переживает.

      27 июня 1999: Лене = 33 года! МЫ в Донецке отметили слабо.

      Славик в Донецке забрал качелю (в двери), отвёз в Геленджик Серёже.
      А я сделАл подОбную и отвёз в Сочи, где её подвесили вместе с прочими спортивными снарЯлами в комнате на СТОйках...

      7 июля ЛЕНа брала отпуск на 2 недели, были в лесу, а на обратном пути полоскал дождик, замёрзли, как и в прошлом году. Галю ждёт подарок, который Максим не подарил Ей в прошлом году. Поздравляем Сергея Вячеславовича с днём рождения, с 1 ГОДиком!
      17 июля в Сочи очень много людей и жарко. Иногда бываем на море, самочусвтвие у меня нормальное. Гиви очень расстроен, что не застанет Свету в Донецке.
      1 сентября 1999 ЛЕНа: поздравляю Свету с началом учебног года! А Машу - с тем, что уже от-уЧИлась. Гиви был в школе на первом звонке, занятий не было, оценки первый год ставить не будут. Занятия 5 раз в неделю по 2-3 урока. До 20 сентября продлёнки не будет. Макс на 2 недели в Новороссийск на курсы водолазов. Против отправки в Дагестан буду сопротивляться (там Путин начал войнУ!). Мы хорошо сходили в горы, там наблюдали затмение. Видели оленя ближе 10 метров.
      На работе о беременности не говорила, а они пока что ничего не заметили. По УЗИ плод нормальный, самочувствие нормальное, но много околоплодной взвеси (инфекция). Опять пишут мне анемию, а я хорошо себя чувствую. В роддоме Сочи ремонт до 2001 года, я задумываюсь о поездке в Геленджик.
      1 сентября отметили походом к стоматологу и на море - очень дорогой транспорт, автобусов нет, а такси 5 рублей и нет скидок даже детям. В доме сказали ООО "Донской" по ремонту дома будут собирать деньги - пока 50%.
      10 октября Макс и Жорик собрались на 3-4 дня в пещеры (недалеко). Тепло, Жорик почти выздоровел, насморка нет. София на карантине, меня сторожит, начала собирать вещи для род-дома.
      13 октября Жорика записали на плавание. А Максима после Новороссийска послали в Краксную Поляну собирать сливы для начальника. Я по телефону поругалась с начальником впервые за 6 лет. Мама и бабушка! Поздравляем с днём рождения! 1 октября Нине Борисовне присвоили звание "Заслуженный учитель РОссии".
      В честь дня учителя у Жоры нет продлёнки и обеда, он у меня на работе.
      18 октября была сильно загружена. Георгий срочно разукрасил раскраски, чтобы показать в Донецке.
      18 октября у меня сильное расширение вен. Начальник укрощает строптивого Максима.
      22 октября начальник Макса под видом заботы о его семье, не пускает его на спасательные работы, Макс больше занимается с Жориком. У Жоры насморк и мы все простужены.
      25 октября Сегодня должны приехать Славики, иду встречать.
      31 октября Маша и я встретили Лену с Жориком в Ясиноватой. Гиви простужен, к нам таким приехал и уехал таким. Плохо себя чувствовал, не гулял совсем.
      ЖОРик неузнавАемо изменился: стал вежлив, исчезла озлобленность и противоречивость к другим. Худощав. Играет Гиви на компьютере (ему показывает бабушка Тома). С уважением обращается к Маше, слушает её. Со мной ходил в школу, детсад, во двор - 3 раза. Кота не гоняет, спокойно и ласково к нему подходит.
      К нам приезжала Марина Бабаш с Игорем. Георгий разошЁлся и, качаясь на канате, сдёрнул трубу с перекладины, она ему разбила палец на ноге, текла кровь (Гиви сильно кричал от БОЛи, пока бабушка сунула ему ногу под струю холодной воды). Хотели сходить с Машей в цирк, но там перенесли время начала и билеты пропали, позже Лена ходила с Жориком вдвоём. Лена плохо ест. Пьёт только чай, отказывается от помидор, арбузов, персиков, яблок, вареньев, мёда.
      Лена много делает по хозяйству, убирает, готовит еду, стирает. Выглядит она хорошо.
      8 ноября 1999 проводили их в Ясиноватую, в вагоне их места заняты, Тома пошла к начальнику поезда, дали ИМ места. -
      Это и ТАКИМ БЫЛО ПОСЛЕДНее ПРОЩАНие ЛЕНы и ГИВи - с МАМой-БАБукшкой...
      15 ноября ЛЕНа: "Доехали МЫ хорошо, вагон пустой. Встретил Макс, ехали на такси..."
      Я с 9 ноября - на больнИчном: ребёнок развернулся на тазовое пред-лежАние, мне назначили ходить на ЛФК.
      Жорик капризничает, в 1-й день учёбы сильно устал. Нина Борисовна привезла от Вани ванночку и рюкзак, а от себя - детский набор розовый.
      30 ноября ЛЕНа: У меня ребёнок снова повернулся на головное предлежание. У Макса на работе врач Игнатович (что в 1992 году "выпрямил" Жоре череп) сказал, что в род-доме никому платить не надо, он, возможно, - договорится с кем нужно. В субботу шёл снег, Жора перегулял по снегу и в воскресенье поднялась тепмература. В понедельник он в школу не пошёл (до конца недели) сильный насморк у Максима - через 3 дня ездит на дежурство В Красную Поляну.
      14 декабря МНЕ делали УЗИ: предлежание плода нормальное, головное. Из-за набора веса и отекания, мне назначили ходить в дневной стационар, вводят реополиглюкин через капельницу, колят мочегонное. Я полмесяца пила калину, ноги отекают меньше и вены частично спрятались.
      21 декабря ЛЕНа: Машенька! Поздравляю с днём рождения!
      У Жорика 27 декабря утренник и каникулы до 15 января.
      22 декабря в квартире сделали ремонт электроповодки, купили комод для детских вещей, заплатили за ремонт дома. Лене оплатили больничные 4,5 месяца. В общежитии продолжают портить ЛЕНе нервы. Макс дежурит в Сочи.
      26 декабря Лена звонила из Сочи, мама сама подошла к телефону в конец Машиной комнаты (после этого Тома сама уже не могла двигаться, продвигалась - держась за Машину руку или мою).

      1 января 2000 года Максим был на работе, а Жорик и Лена были с ним, там отмечали праздник.
      3 января ЛЕНа звонила в Донецк: не может решить, где ей рожать: в Сочи или в Геленджике (я сказал, что удобнее в Сочи). Спрашивала о маме, обещала позванивать.
      Времени ни на что не хвватает. Хожу на дневной стационар, мне колят трентал, магнезию и др. Гиви заказал Деду Морозу кучу подарков, но Дед Мороз купил немного другое, но хорошее (комод для детских вещей). Бегу за Жориком на плавание.
      10 января штаны Славику с Сашей я забыла передать (я их отоСлАл почтой 28 марта 2000). Макс дежурит через 3 суток на четвёртые. 6 января Максим стал крёстным отцом дочки Саши Старыха. Ходить уже тяжело, но в городе я бываю. Новый год встретили хорошо.
      10 января Жорик пошёл в школу. Всего наилучшего всем в Новом году!
      22 января 2000-го в 14-30 нам (в Донецке) принесли телеграмму:
      "- Поздравляем внучкой! Лена родила успешно. Состояние обеих хорошее. Дзагания"
      А я не смог дозвониться в Сочи (такого номера не существует).
      23 января позвонил Юрий Владимирович Дзагания: у них № телефона вместо 9 - 6:
      Вес девочки 3100 г - хотят назвать Любовь. После снежных ураганов и снегопадов Сочи без электроснабжения. Лену с Любой на второй день после родов выписали из роддома. Дома с электрообогревателем тепло.
      4 февраля Лена звонила в Донецк: говорила с мамой. У Любы пупочная ранка гноится, мокрая и не заживает. Мы спросили у знакомой и она подсказала, что надо купать ребёнка в череде. Обработать ранку перекисью водорода, присыпать ксероформом. Тома это по телефону передала Юрию Владимировичу.
      16 февраля Лена звонила из Сочи: Люба тёмная, похожа на Жорика, ему очень нравится!
      18 февраля Лена звонила, разговаривала со мной, их выписали с больницы (родовая желтуха). У Любы всё хорошо, пупочная ранка зажила. У Лены тоже всё хорошо. Лена удивилась, что маме плохо (по телефону она этого не заметила).
      22 февраля 2000 у Гиви в Геленджике (у дяди Славика и ТЁТи Марины) появИлся ПЕРВая двоЮродная СЕСТРИЧка; ДАШа Крыленко!

      28 февраля Ваня позвонил в Сочи и сказал Максиму о смерти мамы, а через полминуты Лена позвонила в Донецк (не зная об этом) - у неё в последние дни были плохие предчувствия.

      2 марта Маша приехала в Сочи успокоить Лену, она уже немного оправилась от удара.
      27 марта я приехал в Сочи. Лена хорошо выглядит, Люба тоже - смугленькая, пухленькая, черно-волосая, каре-глазая. При купании в ванне она - точно китайский мальчик из фото в журналах! Люба спокойная, но часто пучит животик, Лена термометром в попу помогает ей покакать. У Лены неприятности с комнатой в общежитии, она отдала ключи от блока, теперь жильцы не пускают её в туалет. Я написал Лене заявление в Министерство Чрезвычайных ситуаций о квартире (7 лет назад Лена отказалась от этого) - ей ответили отказом. Лена мне не позволяет ничего делать по дому, лишь гладить пелёнки иногда можно...
      31 марта 2000 я поговорил с Марией Николаевной ПутИлиной-Дзагания 4 часа (и час с - Ниной Борисовной). На Мацесте говорят, что любят Любу (и Жорика - тоже!), так как у них пока не было девочек.
      А Георгий был в СолОх-Ауле, вернулся уставший, даже по дороге быстро устал гулять со мной. Он худой, волОсики пепельные, глаза светло-карие. Читать не любитель. Ходит на секцию плавания, скалолазание.
      Максим всё время на работе, в горах, в пещерах, на рыбалке (только один день был дома, да и то уезжал).
      2 апреля Лена, Люба и Гиви проводили меня на поезд.
      А 3 июня 2000 (вопрекИ моей просьбе - НЕ Ехать!) - Лена с Любой и Гиви приехали в Донецк, я их встретил. Люба посветлела (и личико, и волОсики), 7,5 кг спокойная, приятная, любит гулять (Лена носит её в лямках - и ПЕРед СобОй, и за спинОй). В зеркало смотрит на меня, а потом оглянется и смотрит на меня в натуре! Крепко хватает пальчиками.
      Георгий 8 раз подтянулся на перекладине у Кальмиуса (он очень худой, руки тоненькие). Но плавает - как и в 1997-мом - быстро устаЁт! Читать не хочет, предпочитает телевизор. Любит Любу, часто целует её в губки Алые, берёт на руки.
      Я составил Лене план диссертации, Маша распечатала. Лену хотят сократить (с должностью научного сотрудника). Она получила хорошую оплату за 5 месяцев отпуска. Лена подрабатывает на дипломных работах. Они купили компьютер, Гиви играет в игры, но набирать не хочет. И готовить еду не хочет. Лена выглядит стройной, - как и 20 лет назад!
      13 июня мы с Машей проводили Лену в Ясиноватую.
      27 июня 2000 Лена отметила переход на ЕЁ 35-тый ГОД!
      А ДО ЕЁ ЧЁРНого 27 июня 2013 - ДНЯ ГИБели ЖОРика - оСТАЛось ЕЩЁ 13 годОчков: и РАДостных, и НЕ Очень...
          КрылEнко Владимир  4 июля 2013