Страна одуванчиков

Алексей Амбросьев
…Не знаю, что тому причиной, но таких больших одуванчиков, как в Сунтарском районе,

больше в Якутии я нигде не видел. Это убеждение у меня возникло еще в раннем детстве,

когда я практически каждое лето проводил в Тойбохое, где жили мои родственники по

отцовской линии.

Наш дом располагался на окраине села, где сразу за старенькой покосившейся изгородью

высилась стена островерхих темно-зеленых елей с таинственными большеглазыми стрекозами.

В одном месте вековые деревья расступались, чтобы явить твоему взгляду чудесную картину

бескрайнего поля, заросшего огромными одуванчиками…

До недавнего времени я находился в убеждении, что это было ощущение, присущее только

детям, когда и деревья кажутся больше, и трава зеленее, и небо выше и синее. Но я вновь

посетил эти места и совершенно неожиданно для себя сделал удивительное открытие – там

одуванчики остались такими же большими, как много-много лет назад!

И я словно возвратился в детство – в мою чудесную страну огромных одуванчиков. В

детство, когда я просыпался ранним летним утром у себя в комнате, и мне через окошко

прямо в глаза светило солнце. Двери и окна дома открыты настежь, по синему бездонному

небу плывут белоснежные облака, теплый воздух играет светлыми ситцевыми занавесками,

слышно как на террасе об стекло бьется овод, с улицы доносятся голоса родных мне людей,

а с ближайшей лужайки вплывает непередаваемый аромат свежескошенной травы.

В окошко видно, как со стороны лесной опушки летят стрекозы: воздух прозрачен, и они

отчетливо выделяются на фоне темно-зеленых вековых елей. Их много и они похожи на

маленькие вертолетики – их прозрачные крылья играют на солнце и переливаются всеми

цветами радуги...

Я жмурюсь от солнечных лучей, мне хорошо, я счастлив…

 *  *  *

Едем по Сунтарскому району. За окном машины – привычная, можно даже сказать,

классическая для этих мест картина: залитый солнечным светом цветущий луг в окаймлении

темно-зеленых елей и обязательное озеро посередине. В отличие от хрестоматийных алаасов

центральной Якутии эти пространства не ограничены крутыми возвышениями и порой бывает

сложно определить, где луг закончился и начался собственно лес.

И вот когда проезжаешь одну такую местность, через некоторое время, слева или справа,

обязательно открывается точно такая же картина. Затем еще и еще. Со временем возникает

ощущение, будто смотришь одну и ту же страницу какого-то волшебного цветного альбома. Но

страница, безусловно, хороша…

*  *  *

Ласковые «легковесные» пейзажи Амги, величественные заснеженные горные вершины Верхоянья

или бескрайнюю тундру заполярных районов, меняющих цвет в разгар короткого северного

лета по несколько раз на дню, полюбить легче, чем незатейливую красоту сунтарской

природы.

Чтобы душа прониклась щемящей нежностью к постепенно открывающейся красоте этих мест,

нужно как минимум родиться здесь, или просто остановить свой суматошный бег и

внимательно оглянуться вокруг.

И тогда ты увидишь ажурную паучью сетку, высвеченную косыми лучами заходящего солнца и

волшебное одуванчиковое поле посредине бескрайней тайги. Ты увидишь невероятно высокое

голубое небо, удивительно белые пушистые облака, какие бывают только в детстве и ранней

юности. Ты все это увидишь и так захочешь остановить эти мгновения в механизме

мироздания, что и сам не поймешь, откуда эти слезы на глазах…