С любовью к России художник Василий Шульженко

Тина Гай 2
Художник Шульженко известен больше за границей, где его работы ценят, любят и покупают.

В России художника почти не знают: его не выставляют в Москве, как выставляют Шилова и Церетели, его больше ругают и относят к числу русофобов, нежели к патриотам и русофилам.

А если и относят, то к таким, какими были Чаадаев,  Достоевский, Владимир Печёрин, Салтыков-Щедрин, Герцен.

Я отношу себя к числу поклонников  Василия Шульженко, к числу почитателей его философии,  очень точному и тонкому понимания России. Тем, кто впервые  увидит его картины, это может показаться даже кощунственным.

Художник Василий Шульженко  напоминает миллионам россиян, откуда они и я родом, ЧТО во мне главное: о моей матери,  голодном детстве,  искорёженных судьбах людей,  окружавших меня в детстве, о бабке, спившейся и умершей где-то в кочегарке,  о поселке, разбитом  не по улицам, а по лагерным зонам: первую, вторую,  пятую и шестую.

О пьянках, папиросах, холоде и голоде, о том, что старательно прячу в подсознании, тщательно забрасывая интеллигентской мишурой, благовоспитанностью, образованностью  и социальными приличиями. На  что закрываю глаза, чтобы не помнить,  забыть, чтобы не было больно от сознания, в каком на самом деле я и мы  состоянии.


Но бегство в подсознание не помогает:  стоит хотя бы мимоходом увидеть знакомые с детства лица и картины,  будь то Балабановский «Груз-200», или стихи Михаила Анищенко, или картины Василия Шульженко как все всплывает. И  понимаю, что от этого не убежишь: я не перестану быть русской, потому что это и есть настоящая Россия, нравится она кому-то такая или нет.

И я вспоминаю в себе ту маленькую девочку, которая смотрит на меня с картины  «Продавцы картофеля»,  а  рядом - не лукаво улыбающийся безногий  отец, а мать с такой  же пьяной и извиняющейся  улыбкой, радующейся, что еще живет, пусть и в такой нищете.


Меня, и не только меня,  миллионы, таких как я, картины Шульженко задевают за живое, потаенное, непонятное и самим, потому под внешней оболочкой во мне неистребимо живет та же бедная девочка, хорошо знающая спивающийся мир взрослых, от которого всю жизнь бегу, но не могу убежать.


Мир грубый, матерный,  с запахами перегара и уличного сортира,   грязными толчками и замерзшими зимой кучами дерьма, мир с грязными тараканами и вшами. Нам только кажется, что мы в него уже никогда не вернемся. Но он держит нас, держит не этим натурализмом, а чем-то более глубинным и жутким.


Этот мир мне  близок,  он значительно чище,  более открыт и естественен, хоть и пугающ. В нем есть своя  тайна, завораживающая и отталкивающая одновременно. Этот мир зачаровывает и не отпускает, как бы и сколько из него не выпутывался и не силился преодолеть и убежать.


Я чувствую в себе его  тягучую и темную материю, которую с  такой  правдивостью,  пронзительностью и любовью передает по-настоящему русский художник и интеллигент Василий Шульженко, проникая под кожу и делая понятным многое в России и человеке.


Если бы Шульженко попытался выставляться в парижском салоне, как это делал когда-то Сезанн, его картины  также бы не допускали до добропорядочных граждан,  и также  бы от его картин отворачивались.


Глядя на творчество  Василия Шульженко,  понимаешь, что никуда русский мир  и русский дух   из тебя  не ушел, хоть и сменил одежды. Ты только силишься выбраться из-под его лохмотьев  и нищеты, иногда (а сегодня все чаще) это удается, но до конца  выбраться из него  никогда по большому счету не удастся.


И  пугаешься именно этой, своей настоящей, сути, которую с такой пронзительностью и любовью изображает Василий Шульженко.

И он, и Михаил Анищенко, и я  принадлежим к одному поколению - 1949-1950 годов  рождения. Василий Шульженко вырос, как он говорит о себе в одном из редких интервью, в благополучном семействе, которое изобразил с такой  щемящей нежностью и любовью в «Дворах моего детства».


Но вокруг него были те, кого  потом,  в период перестройки,  он стал писать и через кого  выражать свое понимание России и свою философию человека. И сколько параллелей, знакомых сюжетов и цитат из разных художников,  лица и фигуры которых  пересажены на русскую почву.

Это и «Нарцисс»,  смотрящийся испитым лицом не в чистую воду, а в грязно- мутную лужу с соответствующим пейзажем.


Это и «Завтрак на траве» не с гламурно-парижскими кавалерами и дамами,  как у Эдуарда Мане, пусть даже обнаженными, но красивыми и богатыми, а с теми же русскими, всем знакомыми и понятными, лицами.


Это и «Стон», так напоминающий «Крик»  Эдварда Мунка, только в сто раз усиленный болью и безысходностью, от которой сводит руки и не в состоянии встать. Это и «Пробуждение» после глубокого запоя, как у Мунка «На другой день».

Это и «Распятый»,  где до Бога тоже никому нет дела, как и на картине Поля Гогена.  И здесь  люди занимаются своими обычными делами: пьют, едят и даже испражняются, не замечая боли и страданий Господа.


И «Купальщицы», но не с тем прозрачно-голубым воздухом и бело-голубыми  обнаженными телами, что у Сезанна, а с грязно-жуткой рекой и промышленным пейзажем. И летящие по-шагаловски во сне и наяву фигуры («Полет», «Видение Кольки Рыбина», «Дворы моего детства» и др).


И за всеми этим  "Босхом"  проглядывает теплота, любовь и сострадание к русскому человеку, оказавшемуся в стране со слепыми вождями («Направляющий», «Пастух»), силящимися понять, куда вести народ, но от натуги только искажающими свои гримасы.

Ирония и юмор, но не сарказм и не издевательство, а глубокое сострадание,  понимание  человека и русского человека, в частности, со всеми его гнойниками, нечистотами и  злом, но и добротой, принятием жизни такой, как она случилась.


Есть у Василия Шульженко большой цикл работ на мифологические темы («Харон», «Диоген», «Нарцисс», «Кентавр», «Фавн»), написанный с юмором и улыбкой и с таким же узнаваемым российским пейзажем.

Художник  своими средствами  осмысливает историю советской  России («Сквер», «Ленин и крестьяне»), России уже сегодняшнего дня и своим пониманием интеллигенции («Гроссмейстер», «Гамлет и тень отца», «Над пропастью»). И во всех картинах художника есть мысль и философское осмысление  человека и страны.


Поэтому смотреть Василия Шульженко надо вдумчиво, стараясь понять, что  стоит за каждой  картиной, за каждой фигурой,  за каждым сюжетом, кого он цитирует. А для этого надо знать больше, чем только Василия Шульженко, надо погрузиться в историю европейской культуры и мифологии.

Но сквозь всю грязь и пьянство везде или почти везде видны  русские церквушки, то ли как знак святости, то ли как  символ возрождения веры, которое тоже идет тем же причудливым образом, что и возрождение России. И кругом горизонты и полусферы, словно Вселенная раскрывает свои объятия и принимает в себя Россию, такой, какая она есть.

Автор публикуется в блоге (с иллюстрациями и видео)
http://sotvori-sebia-sam.ru/xudozhnik-shulzhenko/