Малые голландцы - феномен в истории искусства

Койфман Валерий
Мейндерт Хоббема «Аллея в Мидделхарнисе» (1681), Национальная галерея, Лондон


XVII век явил миру во всем блеске две новые школы живописи – голландскую и фламандскую. Обе были наследницами великого искусства Нидерландов, страны, поменявшей к этому времени свои границы.
Когда в середине XVI века Нидерланды «достались» испанской короне, во многих провинциях уже утвердился кальвинизм (ветвь протестантизма), и «его католическое величество» испанский король Филипп II с жестокостью подавлял строптивцев. Часть южных штатов осталась в лоне католической церкви, образовав Фландрию, но семь северных штатов объединились для отпора испанцам.
На основе этого объединения и возникло федеративное государство – Нидерландская республика, или Голландия. Победа над могущественной абсолютистской  Испанией способствовала тому, что Голландия, одна из самых малых стран Европы, стремительно превратилась в могущественнейшую и богатейшую державу. Она стала не только колониальной империей, но и первой буржуазной республикой Нового времени. Мир с удивлением следил за взлётом голландцев: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, снабжает европейские народы большинством нужных им товаров»,- заметил кардинал Франции Ришелье.
Большая часть Голландии (Holland – «низменная земля»), лежит ниже уровня моря, и штормы постоянно угрожают ей затоплениями. Лишь поистине героический труд и упорство населения, строительство заградительных сооружений – плотин, шлюзов, каналов, дамб – позволили голландцам не только отвоёвывать пространство у моря, но и процветать. Так выковался особый голландский коллективизм и сплоченность.
Еще в XIV веке Нидерланды были богатой страной. Через незамерзающие порты Нидерландов проходили товары со всего мира, а открытие Америки еще более упрочило положение страны как важнейшего посредника в международной торговле (вспомним, что первое название Нью-Йорка было Новый Амстердам).
Вскоре страна стала  не только самой богатой, но и самой передовой и культурной страной континента в XVII веке. Например, когда жителям города Лейдена, стойко выдержавшим осаду испанцев, была предложена награда на выбор – освобождение от налогов или основание университета, рачительные лейденцы всё же выбрали университет (в нем какое-то время учился Рембрандт).
Известно, что в протестантских странах (Англии, Германии, Швейцарии), развитие искусства сильно замедлилось. Но не в Голландии! Здесь искусство, а особенно живопись, уже в 1640-1670 годах достигает расцвета.
В XVII веке Голландия – единственная страна в мире, где три четверти населения было городским.
Феноменом этого периода становится удивительное обилие талантливых художников. Подсчитано, что на каждую тысячу человек в стране тогда приходился один художник (такая «плотность» не имеет аналогов в истории). Художественными центрами стали Лейден, Дельфт, Харлен, а позднее Гаага, Амстердам, Утрехт, Дордрехт и др.
Художники работали не только на заказ. Часто они сначала писали полотна, а затем искали на них покупателя. Картины продавались через торговцев, через аукционы и становились формой вложения средств. Оптимистический настрой, демократизм, поэтизация жизненных ценностей в сочетании с профессиональным мастерством  сделали голландскую живопись востребованной не только современниками, но и многими последующими поколениями.
Спрос на живопись в Голландии был ажиотажным. Известно свидетельство современника: «Нет такого бедного горожанина, который не желал бы обладать произведениями живописи, предпочитая даже сокращать расходы на еду».
В отсутствии родовой аристократии, коронованных заказчиков и церковных покровителей представители буржуазии стали главными потребителями произведений искусства. Впрочем, и зажиточные крестьяне украшали свои дома «досками с картинками» (большинство картин писалось на досках из-за климатических условий страны).
Теперь «жизненное пространство» для самой живописи ограничивалось стенами бюргерских домов и общественных зданий. Размеры картин в этом случае были, как правило, невелики по сравнению с живописью для дворцов и церковных помещений. Тематика и тональность работ обычно носили камерный характер, наиболее соответствующий изображениям частной жизни. Изменилась и техника живописи. Голландская картина XVII века отличается тщательным, почти миниатюрным письмом и обилием точно разработанных деталей. Именно поэтому создателей так называемой «кабинетной» живописи голландских мастеров XVII века (за исключением Рембрандта, Хальса и Вермеера) называют «малыми голландцами». Правда, даже Яна Вермеера, учитывая особенности его работ, иногда называют великим «малым голландцем».
В становлении голландской живописи XVII века наиболее важным было влияние старых нидерландских мастеров. Еще у Питера Брейгеля – старшего, а еще раньше у Иеронима Босха и других мастеров XV- XVI веков, отмечалось пристальное внимание к жанровой детали, умение видеть мир, природу одушевленными, поэтичными, но не идеализированными.
Большинство «малых голландцев» находило темы для своих картин в окружающей действительности, словно следуя совету своего великого земляка Рембрандта: «Учись, прежде всего, следовать богатой природе и изображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи, деревья, города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».
За пределами тематики «малых голландцев» остались  бурные исторические события, в том числе народные восстания и войны. Однако именно подробное «исследование» ими природы и быта во всех их проявлениях и мелочах жизни сегодня воспринимаются, как сюжеты планетарного характера. Красота окружающего мира оказалась настолько разнообразной, многогранной и необъятной, что осветить её во всех проявлениях ни один из живописцев и не пытался. Наоборот, сотни голландских художников как бы поделили видимый мир между собой.
Одни писали только портреты, другие - бытовые сцены, третьи – натюрморты и т.д. Из пейзажистов выделяются маринисты, живописцы городских видов, анималисты. Таким образом, именно в голландском искусстве, у «малых голландцев», сложились все виды или жанры живописи, на которые принято подразделять её в наши дни. Исторический жанр оказался у «малых голландцев» низведенным до уровня рядового. Жанровая трактовка библейских и мифологических сюжетов придавала им оттенок современности и некоторой обыденности.
Художники бытового жанра в живых занимательных сценах рассказывали о быте, нравах и обычаях современников – обитателей крестьянской хижины, бюргерского дома, завсегдатаев кабачка и светского салона. Особенно замечательны работы Адриана ван Остаде, Герарда Доу, Герхарда Терборха, Питера де Хоха и др.
В творениях пейзажистов, маринистов, анималистов и живописцев городских видов отразилась их любовь родине, к ее невзрачным, но дорогим сердцу дюнам и болотам, к морю, к тучным стадам на заботливо возделанных пастбищах, к опрятным улочкам городов. Так Ян ван Гойен, основатель национального пейзажа, доводит до совершенства воздушную перспективу, а Якоб ван Рейсдаль, гениальнейший пейзажист, особенно тонко чувствовавший моменты обновления и умирания природы, драматическую борьбу света и тени, создал обобщенный образ родины. Художника  Мейндерта Хоббему, самого значительного мастера пейзажа после Якоба ван Рейсдаля, привлекали тихие сельские сцены с видами залитых солнечным светом деревень, которым придают разнообразие возвышающиеся там и здесь группы деревьев.
Голландские мастера натюрморта, пожалуй, впервые открыли человечеству очарование безмолвного мира неодушевленной природы. Цветы и фрукты, улов рыбака и добыча охотника, вещи домашнего обихода и экзотические предметы, привезенные из дальних стран, стали объектами живописи в поисках новых проявлений прекрасного.
Наиболее «узкая специализация» была в жанре натюрморта. Питер Клас, например, писал только «завтраки», а Ян ван Хейсум – только цветы. Существовали художники, писавшие рыбные и мясные лавки, охотничьи трофеи, посуду и т.д.
Произведения «малых голландцев» разошлись по музеям и частным собраниям всего мира, а их творчество вошло в историю мировой культуры как важнейший и плодотворнейший этап ее развития. Они оказались достойными гордых слов лейденского художника Филипса ван Ангела, с которыми тот обратился к собратьям по творчеству 18 октября 1641 года,  в день Святого Луки, небесного  покровителя живописцев: «Принесем же себя со всеми великими умами на алтарь бессмертия, и пусть наши имена станут примером для потомков».