Биография профессора Апалачина

Элиас Эрдлунг
Личность Захария Муратовича Апалачина, российского академика, выдающегося путешественника, лингвиста, этнографа, полиглота и криптозоологиста, остаётся малоизученной и по сей день. В архивах Российской Академии Наук хранятся многочисленные дневники, фотоотчёты и аудиозаписи его экспедиций в неизведанные точки земного шара, но, тем не менее, нужного света вся эта колоссальная документация всё равно не проливает.
Известно, что будущий академик родился на берегу Каспия, а именно в старинном и овеянном легендами Баку, где-то между 1900-ым и 1905-ым годами, в семье мелкого торговца сувенирами и жемчугом. Видимо, оттого у Захария Муратовича проявилась с ранних лет такая страсть к коллекционированию и изучению экзотических редкостей и древностей. По некоторым сведениям, Захарий в детстве очень болел и вообще был слаб, и родители, постоянно опасаясь за его жизнь, водили его к бабкам-знахаршам, поившим его и растиравшим всякими гомеопатическими снадобьями и мазями, от которых и узнал будущий профессор о науке Химии. Также часто высказываются домыслы, что страсть к древним культурам и исчезнувшим цивилизациям проявилась в Захарии от знакомства с семьёй его уличного друга Будулая, которые были зороастрийцами-огнепоклонниками и происходили из персидских жрецов Солнца. Сами родители Захария были то ли христианами, то ли иудеями, а скорее всего, простыми людьми, исполненными терпения и надежды.
   После нескольких классов начального образования в местной церковно-приходской семинарии маленький Захарий захотел продолжать обучение, на что его отец, стеснённый в средствах и не любящий “всю эту дурацкую науку”, жёстко воспротивился. Тогда любознательный отрок собрал манатки и ушёл из дому путешествовать и набираться опыта вместе со своим другом Будулаем, который учил его, как управлять своим внутренним огнём.
После нескольких лет скитаний по дорогам Ирана, Азербайджана и России случай привёл Апалачина в город Энгельс, бывший Покровск, где он счастливо поступил (во многом благодаря своей врождённой эрудиции и находчивости) в Немецкий педагогический институт на кафедру восточных языков.
Далее нить повествования теряется в перипетиях сурового революционного времени и можно лишь констатировать следующие факты:
1923 год. Молодой учёный Захарий Муратович Апалачин защищает диплом по сравнительному этногенезу языков аккадо-семитской группы, параллельно с этим публикует диссертацию по тибетской палеонтологии;
1924 год. Апалачин отправляется на Кавказ посетить некоторые сакраментальные “места силы” (в частности, пещерный город Мангуп-Кале, гора Уллу-Тау), где знакомится с Георгием Гурджиевым и его последователями из числа русской интеллигенции;
1925-1928 гг. Знакомство с Рерихами и участие в Центрально-Азиатской экспедиции, восхождение на Кайлас, изучение религии Бон;
1930-е годы. Апалачин совершает длительную экспедицию на Дальний Восток, где собирает коллекцию редчайших минералов и насекомых;
1936 год. Возвращение Апалачина в Россию, поступление в РАН, защита нескольких докторских работ. Отъезд из Петербурга в родной Баку, встреча с родителями и Будулаем. Женитьба на давней возлюбленной Настасье Прасковьевне Вилочковой, поэтессе из Энгельса. Молодожёны едут по приглашению Рерихов в Индию, Калькутту. 
1938 год. Апалачин оказывается завербован немецкими нацистами в качестве специалиста-лингвиста для новой разведовательной экспедиции в Тибет и Лхасу, возглавляемой Эрнстом Шефером. Он вынужден оставить жену и Рерихов, и вместе с Каалаатита, посланником лам из Лхасы, и сэром Молфарингом, псиоником и этнобиологом, а также ещё девятью завербованными членами, присоединяется к экспедиции. Их целью является, как и прежде, обнаружение Шамбалы, также нахождение холодного Плато Лэнг и установление истинных координат неведомого Аль-Кадафа, описанного сомнамбулическим гением господина Х.Ф.Лавкрафта. В план-проект входило, ко всему прочему, получение и исследование мозгового порошка из мумий тибетских лам.
1940-е годы. Апалачин, чудом возвратившись со своими новыми друзьями из паранормальных трансгималайских ущелий и монастырей, узнаёт, что его возлюбленная, Настасья Прасковьевна, за время его отсутствия пала жертвой туберкулёза особо тяжёлой индийской разновидности. Учёный, лишившись своей единственной и незабвенной, плюёт на свою академическую карьеру, рвёт отношения с Рерихами и уходит в долговременный аскетизм и отшельничество, скитаясь по дорогам Индии, Киргизии и Казахстана в образе факира-огнеглотателя.
1946-ой год. Апалачин добирается до пустыни Гоби, где решает провести остаток своих дней в молитве и посте. Неожиданно он встречает Советско-Монгольскую палеонтологическую экспедицию во главе с замечательнейшим человеком своего времени, Иваном Антоновичем Ефремовым. За обветренным и заросшим лицом странствующего факира Ефремов чутким взглядом различает родственную ему душу и приглашает Апалачина принять участие в экспедиции. Вместе они совершают удивительные находки “костей драконов”, занкомятся с монгольским бытом и охотятся за огненным червём Олгой-Хорхоем.
1948-ой год. Апалачин возвращается в Россию, уже заслуженным академиком, и, не успев отдышаться, снаряжает самостоятельную экспедицию в Северную Африку, для изучения восточных обычаев и суфийских практик.
Также некоторые документы из личного дела Апалачина наводят на далекоидущие выводы: что профессор в юности служил в Иностранном легионе, что он входил в состав учредителей тайного джентльменского клуба "Братство Хрустального Сфинкса", что он страдал от множественного расслоения личности, что он переболел всеми видами тропических лихорадок, что он был дружен с инженером путей сообщения Владимиром Шмаковым, основателем науки Пневматологии, и любил выпить с ним полынной настойки, что у него была трансконтинентальная телепатическая связь с Чарльзом Гоем Фортом, первооткрывателем Суперсаргассова Моря, что он мог исцелять людей одним лишь наложением рук, что он был душка и добрейший души человек и тд. и тп.
Предлагаемый вашему вниманию архив, озаглавленный “Загадка Туринской Плащаницы”, состоит преимущественно из поздних аудиозаписей, собранных в период научно-исследовательского паломничества профессора в страны Ближнего Востока, такие как Египет, Тунис, Афганистан, Марокко, Сирию, Пакистан, Турцию, Ирак и пр. Апалачин был очень озабочен вопросом передачи потомкам своего обширного интернационального опыта не только в текстово-визуальном, но и в звуковом виде, и поэтому при любой возможности, используя новейшую аналоговую аппаратуру, старался записывать редкие этнические инструменты, популярные народные ритмы, характерные природные шумы и религиозные песнопения на широкие просторы магнитной ленты.
Позже, занимаясь монтажом материала, Апалачин отбирал наиболее понравившиеся записи и в свойственном ему экспериментальном духе сводил их в пёстрые и остроумные коллажи, которые на наш сегодняшний слух могут быть идентифицированы ёмкими терминами “illbient” и “psychodelic dub-hop”. Его последователями была основана студия «Астролябия Рэкордз», которая и по сей день занимается крэйтдиггингом его богатейшого культурно-просветительского наследия. 

02.07.2013